Карта дня
23 ЯНВ. 2014 | 15:19
Липовый шофер самолета

После целой череды катастроф и авиапроисшествий жителям нашей страны наконец-то рассказали, что самолетами часто управляют люди, которые вообще нигде не учились.

Привычка покупать дипломы об образовании в метро и по знакомству приносит свои трагические плоды. Как выяснилось, у нас в стране есть летчики, которые много лет управляли огромными авиалайнерами, не имея на это никакого права. И поскольку такой летчик не один, то легко себе представить сколько людей подвергают свою жизнь реальной угрозе, поднимаясь на борт воздушного судна.

Так, стали известны подробности катастрофы Ту-154 Дагестанских авиалиний в аэропорту "Домодедово". Катастрофа Ту-154 "Авиалиний Дагестана" произошла 4 декабря 2010 года. Самолет, следовавший из "Внуково" в Махачкалу, при совершении вынужденной посадки на аэродроме "Домодедово" выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и развалился на части. В результате погибли два человека, в том числе брат тогдашнего президента Дагестана, 87 человек получили травмы. Как выяснилось спустя три года, один из пилотов разбившегося лайнера - Магомед Шамалов - не прошел первоначальную летную подготовку и не имел прав управлять воздушным судном.

Согласно заключениям Следственного Комитета, в 1997 году 32-летний Шамалов получил свидетельство второго линейного пилота 3-го класса. Но получить такой документ можно было только до 25-летнего возраста. Как следует из свидетельства, в 1996 году Шамалов окончил Калужское авиационное летно-техническое училище (КАЛТУ). Однако в КАЛТУ заявили, что сведений о таком студенте в данном вузе нет.

Сам Шамалов пояснил, что учился не в Калуге, а в учебно-тренировочном отряде (УТО) в Ростове-на-Дону. Обучение продолжалось с 16 марта 1992 года по 11 июля 1992 года, то есть менее четырех месяцев. До этого, по словам Шамалова, он прошел многолетнюю любительскую летную практику в ДОСААФ в Дагестане.

"Это правда, - заявил "Интерфаксу" бывший заместитель гендиректора авиакомпании "Авиалинии Дагестана" Алексей Джабраилов. - Он учился то ли в ДОСААФ, то ли где-то еще. И, насколько я помню, имел сертификат пилота-любителя. Затем его направляли в учебно-тренировочный центр для переподготовки, но это все неправильно, все это противоречит инструкциям".

Джабраилов сообщил, что еще до катастрофы группа летчиков авиакомпании направляла письма в различные надзорные инстанции с просьбой отстранить от полетов тех пилотов, кто получил летное образование с нарушениями либо вовсе не прошел первоначальную летную подготовку. Это письмо направлялось во все надзорные инстанции. Однако никаких мер принято так и не было.

В настоящее время Шамалов, как и другие члены экипажа, числится потерпевшим по делу о катастрофе. Единственным виновным следствие пока считает командира судна Закаржу Закаржаева. Однако на фоне вскрывшихся фактов Шамалова могут переквалифицировать в обвиняемого, считает авиационный эксперт Владимир Герасимов.

Получение пилотами фальшивых свидетельств о летной подготовке - явление для России не редкое. В декабре прошлого года представитель Следственного комитета Владимир Маркин признал, что поддельные дипломы имеют многие пилоты российских авиакомпаний.

СКР провел проверки, в ходе которых заподозрил в подделке документов 70 российских летчиков. В черном списке оказались пилоты авиакомпаний "ЮТэйр", "Россия", "Уральские авиалинии", "Таймыр", "Ямал", "Ак Барс Аэро", "Аэрофлот", "Северный ветер", "Вологодское авиапредприятие" и "Псковавиа". Собственные масштабные проверки начала в этом месяце Росавиация. 22 января Приволжское следственное управление на транспорте сообщило, что в Татарстане возбуждены уголовные дела по факту незаконной выдачи десятков летных свидетельств летчикам-любителям.