Карта дня
24 ФЕВ. 2014 | 14:07
Свой собственный путь на кладбище

Как и во многом остальном, Россия выбирает свой путь и в формировании смертельной статистики по ДТП.

Мировая статистика подсчитала, что смертность на российских дорогах в 3–4 раза выше, чем в ведущих государствах Европы и Азии. Только за 2013 год в России в ДТП погибло более 27 тыс. человек. Однако это меньше, чем у "лидеров" - Намибии и Таиланда.

Мичиганский университет, занимаясь транспортными исследованиями, подсчитал, что ежегодно в мире в среднем гибнут в ДТП 18 человек на каждые 100 тыс. населения. Эксперты проанализировали соответствующую статистику более чем 190 государств по всему миру. Итогом работы стал рейтинг стран, от самых неблагоприятных с точки зрения ситуации на дорогах до самых безопасных.

Ученые пришли к выводу, что показатели смертности в разных странах сильно отличаются, и это напрямую зависит от уровня экономического развития страны.

Больше всего людей в ДТП ежегодно погибает в Намибии: 45 человек на каждые 100 тыс. На втором месте – Таиланд: 44 человека на каждые 100 тыс. На третьем месте Иран — 38 человек на 100 тыс.

Россия, где ежегодно в ДТП погибает 18,8 человека на 100 тыс., находится в середине рейтинга. В США, несмотря на миллиард автомобилей, ситуация намного спокойнее: здесь ежегодно в результате ДТП гибнет 14 человек на 100 тыс. В итоге страна заняла 97-е место из 193 в рейтинге смертности на дорогах.

Странами с еще более безопасными дорогами признаны, в частности, Дания, Япония, Великобритания, Германия, Сингапур, Швеция и Швейцария — здесь в результате ДТП гибнет не более 5–6 человек на 100 тыс. населения в год.

Странами с самыми безопасными дорогами в мире американцы признали Мальдивские острова, где в ДТП гибнет 2 человека на 100 тыс. ежегодно, Таджикистан (3) и Мальту (3). По 4 человека на 100 тыс. населения погибает в ДТП на Фиджи, Маршалловых островах, Израиле, Тонго, Антигуа и Барбуда и Нидерландах.

Глава "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин комментирует сиутацию:

"Равняться нам нужно не на Африку, где уровень развития и культуры ниже, а на передовые страны. Ведь по уровню автомобилизации мы отстаем от тех стран, где уровень смертности, несмотря на этот фактор, гораздо ниже, чем у нас".

По его мнению, в стране должна быть поставлена задача полностью исключить фатальные происшествия на дорогах. "Государство должно ликвидировать смертность на дорогах, — считает Похмелкин. — Именно такие цели ставят перед собой европейские страны. Особенно серьезно работают над этим в Скандинавских странах. А мы такую задачу даже не выдвигаем. Люди продолжают гибнуть, а целенаправленной политики по сокращению смертности в государстве нет. У нас половина людей гибнет в ДТП еще до приезда скорой помощи".

По словам Похмелкина, положение дел может улучшить запрет автомобилей без подушек безопасности и выпуск одежды со светоотражающими элементами.

"Сейчас в машинах, где нет подушек безопасности, гибнет в шесть раз больше людей по сравнению с автомобилями, оборудованными этими подушками, — рассказал он.

— При этом у нас до сих пор большое количество автомобилей продолжают выпускать без этой опции. Хотя в Европе давно существует запрет на эксплуатацию автомобилей без подушек безопасности. В Скандинавских странах запрещен выпуск детской одежды без светоотражающих элементов. У нас ничего подобного не было до недавнего времени. Только сейчас в ГИБДД начали говорить, что надо обязывать пешеходов носить светоотражающие элементы на одежде. Но нужно не пешеходов заставлять покупать эти элементы, а обязать производителей одежды выпускать вещи с такими элементами, чтобы у людей просто не было выбора".

Федеральную целевую программу (ФЦП) по повышению безопасности на дорогах, на которую начиная с 2012 до 2020 года будет потрачено более 100 млрд руб., эксперт считает недостаточно эффективной.

"Каждая шестая авария происходит на неосвещенном пешеходном переходе. Что нам мешает осветить эти переходы?

При этом половина денег, которые выделяются на программу по повышению безопасности дорожного движения, уходят на всяческую говорильню — семинары и конференции", — считает Похмелкин.

В 2013 году в России произошло 204 068 серьезных ДТП с пострадавшими и погибшими. Это на 0,2% больше, чем за аналогичный период 2012 года. При этом число погибших в автокатастрофах за год снизилось на 3,5%, до 27 025 человек. Согласно итоговому статистическому отчету Госавтоинспекции, пострадавших в дорожных авариях оказалось 258 437 человек — почти столько же, сколько годом ранее.