Карта дня
04 АВГ. 2014 | 13:22
Ужасы русского туризма

Как карточный домик посыпались в этом году крупные туристические операторы. Сотни людей остаются на курортах мира потому, что долги турфирм за перелеты выросли до нескольких миллиардов рублей. Пока никто не знает, что делать.

Вызволенные "из плена" российские туристы начали возвращаться домой.

Ситуация стала настолько критичной, что сегодня представители туриндустрии соберутся сегодня, на экстренное заседание в Ростуризме. Участники российского туристического рынка организуют штаб, который займется поиском выхода из ситуации, сложившейся после краха ряда туроператоров. Такого бедственного положения в российском туризме еще никогда не было. Эксперты называют ситуацию беспрецедентной.

Обвал турфирм не только продолжается. Такое ощущение, что это вообще только начало. 1 августа авиакомпания "Оренбургские авиалинии", "дочка" "Аэрофлота", приостановила сотрудничество с туроператором ООО "Идеал-тур". Цифра заложников этой компании пугает – это более 25 тыс. российских туристов. И по количеству пострадавших туристов это может стать крупнейшим случаем на российском туристическом рынке, говорит генеральный директор и основной владелец "Идеал-тура" Михаил Шаманов. Он подтвердил, что задолженность "Идеал-тура" перед "Оренбургскими авиалиниями" составляет около 1,5 млрд. рублей и начала накапливаться еще в феврале. Причиной Шаманов называет неплатежи со стороны других туроператоров.

Из-за конфликта между "Оренбургскими авиалиниями" и "Идеал-туром" пострадали сразу несколько туроператоров. Крупнейшим из них стал московский "Лабиринт". В субботу, 2 августа, пресс-служба "Лабиринта" сообщила, что компания приостанавливает деятельность.

Пока рынок договорился о том, что возвращать находящихся за границей клиентов "Лабиринта" и "Идеал-тура" в Россию будет ассоциация "Турпомощь". Однако нужно не менее 4 млн. рублей, чтобы вывезти домой только клиентов "Лабиринта".

При этом в отрасли отчетливо понимают, что справиться с наплывом туристов, которых нужно вернуть домой, у "Турпомощи" не хватит средств. "Это глобальная проблема. Здесь не только "Турпомощь" должна участвовать, но и авиаперевозчики, и государство", - цитирует "Независимая газета" мнение руководителя объединения "Турпомощь" Вячеслава Басова.

К тому же многие туристы могут не дождаться компенсации. "Новые известия" напоминают, что у "Лабиринта" был заключен договор с известной страховой компанией "Восхождение", которая возмещает ущерб клиентам приостановившего деятельность оператора "Нева". Действие лицензии "Восхождения" на днях было приостановлено. Обязательства по выплатам со страховщика никто не снимал, но приостановка лицензии означает, что у компании не будет возможности пополнения оборотных средств, поясняет "Российская газета".

В Ростуризме обсудят, кто еще пострадает и что делать

Сегодняшнее заседание в Ростуризме постарается сделать прогноз – кто следующий в очереди на банкротство, чтобы опередить события и предпринять упреждающие меры.

"Первый вопрос - кто еще пострадает от долгов "Идеал-тура"? "Мы пытаемся получить от этой компании реестр тех, с кем она работала", - рассказала "РГ" пресс-секретарь туристического ведомства Ирина Щеголькова.

Второй вопрос: что делать с клиентами "Лабиринта"? Оператор продавал туры по множеству направлений - как в страны дальнего зарубежья (Европу, Латинскую Америку, Африку), так и по России - туры по Золотому кольцу, экскурсионные туры, а также пакеты в Крым.

Третий вопрос: вернут ли туристам, купившим у "Лабиринта" путевки на будущее, деньги за сорванные туры? И четвертый вопрос: ждать ли новых банкротств, пишет "РГ", отмечая, что, к сожалению, эксперты уже неоднократно отвечали на него утвердительно.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе прогнозировала, что в ближайшее время на плаву могут остаться только самые крупные сетевые операторы и мелкие компании, предлагающие нишевые, эксклюзивные туры. Средние фирмы может погубить ухудшение экономической ситуации и жесточайшая конкуренция.

Через прессу представители туриндустрии задают друг другу и другие, более прямые вопросы. Например, в АТОР интересуются, почему "Аэрофлот" и его дочерняя авиакомпания допустили увеличение долга "Идеал-тура" до 1,5 млрд. рублей, учитывая, что фингарантия этой фирмы составляет всего 30 млн. рублей, пишет РБК daily.

Директор АТОР Майя Ломидзе также отмечает, что "Оренбургские авиалинии", прежде чем объявлять о прекращении полетов, должны были предупредить об этом партнеров, чтобы те подыскали альтернативу для туристов.

Одна из причин - запрет силовикам на отдых за границей

"Новые известия" напоминают, что "Лабиринт" - это уже четвертая компания за последний месяц, объявившая о своем банкротстве. Ранее, 16 июля, руководство одного из крупнейших российских туроператоров - "Невы" - объявило о приостановке своей деятельности из-за финансовых неурядиц. 25 июля в связи с невозможностью выполнения обязательств перед туристами приостановила свою деятельность компания "Роза ветров Мир", а 30 июля - петербургский туроператор "Экспо-тур". В ближайшее время могут обанкротиться десятки турфирм, прогнозируют эксперты. Многие компании так или иначе связаны друг с другом.

Среди причин банкротства компаний называют политическую ситуацию, скачок курсов валют, рекомендации сотрудникам различных силовых ведомств не выезжать на отдых за границу. Между тем эксперты отмечают, что ухудшение экономической и политической ситуации вскрывают давние проблемы отрасли, которые в целом ведут к серьезному кризису. Рынок перегрет и пущен на самотек.

Чтобы предотвратить новые банкротства, необходимо как можно скорее принять самые жесткие меры, считают эксперты. Во-первых, надо как можно быстрее менять законодательство. Во-вторых, надзорные органы должны провести срочную проверку всех, кто занят сегодня в турбизнесе.

По мнению большинства экспертов, чтобы навести порядок в турбизнесе, нужно снова ввести в эту отрасль обязательное лицензирование. Это позволит предотвратить многие банкротства, заявила Галина Дехтярь, профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы, газете "Комсомольская правда".

Глобальная ревизия туристической отрасли пока не объявлена, но, судя по всему, состоится - слишком много скандалов. Этот процесс грозит привести к сокращению количества компаний, оказывающих подобные услуги, отмечает "Московский комсомолец".