Карта дня
16 ОКТ. 2014 | 10:11
Автошколы закроют совсем

Стало известно, что почти все российские автошколы могут закрыть.

Автошколы могут закрыться, а инструкторы - остаться без работы.

Из-за несоответствия новым нормам продолжить свою деятельность сможет только каждое четвертое учебное заведение для водителей. Всего сегодня в России 11 тыс. автошкол. А разрешение на обучение водителей имеют только 300. Понятно, что если количество школ резко сократится, то так же резко вырастет стоимость обучения. Она может в ближайшей перспективе составить до 80–100 тыс. рублей. В Госавтоинспекции заявили, что готовы оказать автошколам консультативную помощь.

КСТАТИ только 2848 школ из всех российских обратились в Госавтоинспекцию с заявлениями о согласовании своих учебных программ и выдаче заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Сотрудники ГИБДД, ответственные за проведение массовой аттестации автошкол, проверили учебные программы в 1546 организации, еще в 556 школах изучили учебно-материальную базу.

В итоге только 917 организаций получили положительные решения о согласовании рабочих программ, а еще 302 удалось подтвердить, что их учебно-материальная база отвечает установленным требованиям.

Наибольшее количество заявлений о согласовании рабочих программ и выдаче заключений поступило от образовательных учреждений Удмуртии, Краснодарского и Ставропольского краев, Нижегородской, Новгородской, Ростовской и Свердловской областей.

Новые требования к российским автошколам действуют с 12 августа 2014 года. Преподаватели теперь должны иметь высшее образование, а учебные площадки должны занимать территорию не менее 0,24 га.

Как пояснил журналистам председатель правления НП "Гильдия автошкол" Сергей Лобарев, при проведении проверок материально-технической базы автошкол ГИБДД руководствуется определенными нормативно-правовыми документами. Сотрудники ГИБДД проверяют сайты автошкол, их уставы, постановку на налоговый учет, оформление сотрудникам трудовых книжек, квалификацию педагогов и их стаж, техническое состояние подвижного состава, а также классы для проведения занятий, площадки для подготовки водителей и сами программы обучения.

"Многие автошколы оказались не готовы к забюрократизированности этого процесса, как и сама Госавтоинспекция, — говорит Лобарев.

— Во многих регионах сотрудники ГИБДД сами задаются вопросами, почему именно они осуществляют эти проверки. Они фотографируют каждый плакат, каждую машину вплоть до педалей. И вместо контроля за порядком на дорогах в ГИБДД занимаются методологией и финансовыми вопросами автошкол".

Лобарев отметил, что до тех пор, пока автошкола не получит акта-заключения о том, что соответствует всем поставленным требованиям, ее деятельность приостанавливается. Не прошедшая аттестацию организация имеет право только доучивать принятых до 12 августа учеников.

"Через месяц-полтора такая ситуация может обернуться массовым недовольством сотрудников учебных заведений, — говорит Лобарев. — Ни одна автошкола не сможет так долго прокормить свой штат, не набирая новых учеников. Но ведь никто не дал нам времени на переходный период. Мы встречались с представителями ГИБДД и Министерства образования и просили дать отсрочку, но нам не пошли навстречу.

Главная проблема – это найти площадку в 0,24 га. В той же Москве заявление на ее выделение рассматривают целый месяц.

Только после этого придет сообщение, можно ли ее получить или нельзя. Потом нужно ее заасфальтировать, построить эстакаду, подтвердить, что все это соответствует нормативам. В целом на переподготовку нужно около полугода. Мы провели исследование и подсчитали, что на содержание всех требуемых мощностей в новых условиях у автошкол будет уходить порядка 300 тыс. руб. Все эти расходы лягут на группу подготовки, состоящую в среднем из 30 человек.

Таким образом, обучение может подорожать примерно в два раза".

Если сейчас за обучение в Москве придется отдать около 45 тыс. руб., то вскоре цены вырастут до 80–100 тыс. руб.

По оценке эксперта, только около 25% от всех автошкол в настоящее время соответствуют установленным требованиям. Большинство же просто не будут проходить аттестацию, поскольку понимают, что это бесполезно. Все это приведет к монополизации на рынке автошкол и дальнейшему росту стоимости услуг.

"В Москве на данный момент из примерно 350 автошкол только восемь прошли аттестацию, — приводит свежие данные Лобарев. – В Башкирии из 222 – также только восемь, в Нижегородской области – только 14 из 84".

Исполнительный директор ассоциации автошкол Москвы Елена Зайцева уверена, что сложившаяся ситуация приведет к коллапсу и криминализации на рынке автошкол.

"Получается, что всего лишь около трех процентов автошкол смогли пройти аттестацию, — посчитала Зайцева — В это число вошли только те организации, которые заранее соответствовали установленным требованиям. Остальные же до сих пор находятся в промежуточном состоянии. Если не пройти этот процесс быстро, то автошколы могут разориться: аренда, налоги, зарплата. По моей оценке,

более 75% автошкол во всей России просто закроются.

Это приведет к тому, что конкуренции не будет, монополисты будут гнуть свои цены, возникнут очереди, что приведет к полной криминализации сегмента. Сейчас по всей России около полумиллиона людей не могут записаться на обучение, в Москве эта цифра приближается к 10 тыс".

Однако в ГИБДД заверяют, что процесс аттестации идет и никакой паники среди автошкол нет.

"Все оповещены о том, что с 12 августа к автошколам предъявляются новые требования, — заявили в Госавтоинспекции. Об этом участников рынка предупреждало Министерство образования.

Все, кто работал законно и по правилам, не сталкивался ни с какими проблемами.

Они подготовили заявку на проверку и получают лицензию. У кого-то все происходит по-другому: кто-то не успел собрать документы, кто-то собрал, но не до конца, кто-то устраняет недостатки. Все идет нормально, в рабочем режиме".

Кроме того, по сообщению Госавтоинспекции, в связи со значительным количеством вопросов, возникающих у учебных организаций после вступления в силу приказа Минобрнауки России, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России планирует опубликовать необходимые разъяснения по тем из них, которые относятся к компетенции ГИБДД. Направить свои вопросы представители автошкол и граждане могут по адресу электронной почты exam@gibdd.ru.

"Все поступившие письма будут внимательно рассмотрены и учтены при подготовке разъяснений", — говорится на сайте Госавтоинспекции.

Отметим, что это не первое подорожание, с которым придется столкнуться автолюбителям.

Так, с 2015 года сдача экзамена по вождению в ГИБДД будет стоить 6,5 тыс. руб.

В эту стоимость войдет сдача теории и практики, а также изготовление пластиковых прав. Каждая попытка пересдачи будет стоить 1–2 тыс. руб. в зависимости от вида экзамена. В ведомстве уверены, что это будет стимулировать учеников тщательнее готовиться к экзаменам.

Аттестация автошкол связана с введением новых правил обучения водителей, а также с тем, что количество категорий и подкатегорий водителей увеличилось до 16. Кроме того, с весны 2013 года сдать экзамен экстерном стало невозможно.