Карта дня
01 ДЕК. 2014 | 10:00
Очерненная пятница

Несмотря на то, что так называемая "черная пятница", дни сумасшедших распродаж, завершилась только вчера поздно вечером, эксперты подводят итоги безумию покупательства этого года.

Безумие "черных пятниц" каждый год сопровождается драками и даже стрельбой в торговых центрах США.

То, что происходит в других странах, конечно, забавно наблюдать, особенно совершенно дикие выходки, драки и схватки за дешевизну в США. В нашей стране реальная "черная пятница", как уверяют крупные продавцы, получилась в этом году. В прошлом этот эксперимент провалился. Ритейлеры обещали скидки, но на самом деле скидки были весьма условными, зато олицетворяли попытку ритейлеров "впарить" обычный товар по его обычной цене, используя всевозможные маркетинговые мелкие мошенничества. На это в прошлом годы наши граждане отреагировали с обидой и недоверием.

В этом году российские ритейлеры делятся своими впечатлениями от того, что и как им удалось продать в этом году. И они утверждают, что распродажные дела резко улучшились. Как минимум в два раза, уверяют они.

Откуда вообще пошла эта традиция и почему она не так быстро приживается на российском потребительском рынке?

Пятница после Дня благодарения очень давно тала в США днем массовых распродаж. Жители Филадельфии в 1960-х годах из-за больших праздничных пробок назвали этот день "черной пятницей", постепенно это название укрепилось в США и во всем мире. В этот день стартует сезон праздничных распродаж, который длится до Рождества.

Особая популярность пришла к "черной пятнице" в конце 1990-х годов, а в 2005 году Black Friday стала наиболее загруженным шопинг-днем в Америке. Крупные американские ритейлеры, такие как Target, Kohl’s, Macy’s, Best Buy, Bealls и Wallmart, в этот день традиционно снижают цены вплоть до 90% и за сутки обеспечивают себе до 5–6% от общего объема выручки в предрождественский сезон скидок.

Благодаря падению цен на топливо американцы наэкономили приличные суммы поэтому были готовы выложить на распродажах немалые деньги. Всего экономия составила порядка $70 млрд.

По данным агентства ChannelAdvisor Corp., продажи на eBay выросли на 27% по сравнению с прошлым годом, на Amazon.com рост составил 24%.

В распродаже также оружие — по случаю "черной пятницы" число заявок на приобретение оружия выросло до 155 тыс. по данным ФБР. После подведения официальных итогов может быть установлен новый рекорд — в прошлом году было подано 144 тыс. обращений. Кстати, об оружие. Оно не только покупалось, но и участвовало в распродажах, так сказать, по своему прямому назначению. В универмаге Nordstorm в Чикаго во время "черной пятницы" произошла стрельба в отделе косметики.

СПРАВКА

В 2013 году участие в "черной пятнице" приняло более 141 млн. американцев, которые потратили более $61 млрд, при этом $2,1 млрд пришлось на интернет-магазины. Средний американец в 2013 году потратил на распродаже $407.

По предварительным данным, в США интернет-продажи в "черную пятницу" 2014 года увеличились на 22% по сравнению с предыдущим годом, сообщает Bloomberg.

За пределами Штатов "черная пятница" тоже популярна. ПРичем, это касается и Европы, и Азии, а также Австралии. Скидочные акции ежегодно активно рекламируются ведущими онлайн-ритейлерами Amazon, eBay и Cotswold Outdoor.

В обычных магазинах в эти дни разгораются настоящие битвы. В Великобритании магазины Tesco охватили беспорядки, сообщает Financial Times. Как минимум четверо жителей города были задержаны за организацию беспорядков — один из них "несколько раз попытался ударить в лицо сотрудника магазина". Одна женщина была доставлена в больницу с травмами из-за того, что на нее упал телевизор. В Британию "черная пятница" пришла четыре года назад из США, однако сезон распродаж с каждым годом становится все более опасным.

В Белоруссии "черная пятница", как сообщает портал Oborot.ru, ознаменовалась распродажей военной техники — купить со скидкой 30% можно целый военный транспортер или тепловоз.

А КАК У НАС

В России "черная пятница" впервые состоялась в прошлом году. Несмотря на участие ряда крупных ритейлеров, в массовой распродаже зарегистрировалось 5 млн россиян. Они совершили лишь около 100 тысяч покупок со средним чеком в районе 3 тысячи рублей.

В этом году "черная пятница" в России стартовала в четверг, 27 ноября, в семь часов вечера. В распродаже на сайте BlackFridaySale.ru свои предложения выставили 200 магазинов.

Как заявили уже многие крупные ритейлеры, ожидается как минимум удвоение прошлогодних результатов.

Запустив Black Friday в 19.00, всего через несколько часов некоторые акции на сайте были распроданы практически в ноль,. Активность пользователей по сравнению с прошлым годом выросла на 60%. Если сравнивать выручку от Black Friday в 2014 и 2013 годах, то она увеличилась на 75%, к окончанию распродажи ожидается рост в 2 раза по сравнению с прошлым годом. Так комментируют результаты распродаж во многих компаниях.

Особым спросом пользовались обувь, одежда , текстиль. К примеру, на резиновые сапоги была сделана скидка в 40%, на итальянские шубы и угги — 70%.

В некоторых магазинах количество заказов увеличилось на 56%, а в пятницу и вовсе на 89% по сравнению со средним количеством заказов в день в ноябре.

Из бытовой техники лучше всего продавались мультиварки и конвекторы (нагреватели), поскольку на них была предложена ощутимая скидка. На некоторых известных торговых интернет-площадках прирост заказов временами затруднял работу сайтов из-за резкого увеличения нагрузки на трафик. В четверг количество заказов увеличилось на 50%, а вместо обычного среднего количества — 700 тысяч уникальных посетителей в сутки — количество посетителей увеличилось до 1 миллиона 100 тысяч посетителей. Скидки на тысячу товаров находились в диапазоне от 20 до 90%. Традиционный спрос на электронных ресурсах ритейлеров приходится на электронику, книги, косметику, товары для дома, спорта и детей.

Наибольшие скидки, по данным организаторов, делают производители одежды, однако самый большой спрос — на товары из категории бытовой техники и электроники. Средний чек покупки пока по-прежнему остается на уровне 3 тысячи рублей.

Совокупный трафик общего сайта распродаж за первые 12 часов старта составил 2 500 000 человек. Каждый час на площадке совершают покупки более 3 тысяч человек.

Ни одна крупная распродажа не обходится без недовольных. В соцсетях граждане жалуются на то, что размер скидок в магазинах не пропорционален ажиотажу, мотивируя это тем, что в обычные дни товары стоят примерно столько же.

Скидки не закончатся с наступлением понедельника. На смену "черной пятнице" 1 декабря придет "киберпонедельник".

Первый понедельник, следующий за Днем благодарения, в Штатах уже давно выделяют отдельным днем для распродаж в сети. Первоначально на "черную пятницу" приходились скидки в офлайн-магазинах, а интернет-распродажи были символом "киберпонедельника". Но в России "черная пятница" сразу оказалась и в интернете, и в офлайне, а "киберпонедельник" стал распродажей электроники.