Карта дня
09 ДЕК. 2014 | 10:11
В кого выстрелит пробка

Трагическая ситуация сложилась на границе России и Белоруссии. Здесь кукуют водители-дальнобойщики, для которых преодолеть 15-километровую пробку стало заветной мечтой.

Пустой таможенный переход - мечта любого дальнобойщика.

Минимальное время, которое приходится прожить водителям в ожидании своей очереди проезда через границу - двое суток. приходится стоять в очереди двое суток. У кого-то пропадает груз, у кого-то кончается топливо, а кто-то сидит голодным.

Причина такого затора - возобновление Белоруссией таможенного досмотра. А российские дальнобойщики говорят, что они - настоящие заложники политических разногласий двух стран.

Кстати, в длиннющей очереди застряли не только российские водители, но и те, кто никак не связан с напряженной ситуацией между Россией и Белоруссией. Но очередь есть очередь, и объехать её никому не удается.

Об этом журналистам рассказал председатель центрального комитета межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко.

У стоящих в пробке российских дальнобойщиков белорусские таможенники очень долго проверяют документы. По мере возникновения вопросов, претензий и подозрений они принимают решение о тщательном досмотре фур.

Ситуация выглядит те боле странной, что таможенный контроль транспортных средств на границе России и Белоруссии был прекращен с апреля 2011 года.

Такой шаг был сделан в связи со вступлением в силу соглашений о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, согласно которым транспортный контроль осуществляется на внешних границах Таможенного союза.

В Федеральной таможенной службе (ФТС) подтвердили, что в настоящее время таможенные службы Белоруссии возобновили досмотр грузового автотранспорта на границе с Россией. А российские таможенники на границе с Белоруссией таможенный досмотр пока не возобновляли. Также в ФТС подтвердили наличие затруднений при пересечении грузовым автотранспортом российско-белорусской границы. "Есть информация о единичных случаях", — рассказала ТАСС представитель пресс-службы ФТС Елена Грач, отказавшись комментировать, будет ли возобновлен таможенный контроль с российской стороны.

Между тем, по информации самих водителей, застрявших на границе, продолжительность заторов стала гораздо выше.

"Стоят в пробке все: и россияне, и прибалты, и белорусы, — сообщил Войтко. — Но только при проверке одни сразу проскакивают погранпереход, а других проверяют с документами.

Весь этот процесс происходит очень долго, можно застрять и на двое суток, — говорит Войтко. — И одно дело, когда их задерживают при проверке, так еще минимум сутки приходится ждать самого перехода границы. Белорусские таможенники тщательно инспектируют все фуры, которые следуют из России в Европу транзитом. А пока проверяются документы, водители вынуждены там мерзнуть. Мне отзванивались несколько ребят — им совершенно непонятно, почему так происходит, ведь все привыкли, что в Белоруссии границу можно проходить достаточно свободно.

Сейчас "хвост" пробки растянулся на 12–15 км. Получается, что там стоит около 700 фур и под конец рабочего дня ситуация не изменилась в лучшую сторону.

Проблемы с пересечением границы возникли исключительно у фур — легковой транспорт пересекает границу в обычном режиме".

Председатель союза уверен, что причиной усиленных проверок белорусскими пограничниками грузовиков, следующих из России, стали политические взаимоотношения между соседними государствами. При этом неприятности ложатся на простых водителей и перевозчиков, которые вынуждены нести серьезные издержки из-за простоев.

"Око за око, зуб за зуб, — говорит Войтко. — Как это и бывает в межгосударственных отношениях.

До этого инцидента фуры усиленно проверяла российская таможня, теперь белорусы отвечают тем же. Что бы они ни объясняли, мы знаем истинные побудительные мотивы.

Государства обмениваются колкостями, а рикошетом все это бьет по водителям и бизнесменам".

О пробках на границе России и Белоруссии из-за тщательных проверок фур ранее сообщали и местные СМИ. Они пишут, что проверки проводятся для пресечения попыток незаконных перевозок, в том числе топлива. Согласно данным гомельского УВД, в ночь с 4 на 5 декабря были пресечены четыре попытки незаконного провоза потребительского импорта.

Между тем Россия уже разработала предложения по разрешению ситуации с Белоруссией, сообщил заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев, отказавшись их назвать. Поставлена задача решить вопросы "как можно скорее», до конца года, уточнил он. "Консультации проходят в ежедневном режиме», – говорит Лихачев.

Расширенные двухсторонние консультации прошли 8 декабря вечером в Москве у госсекретаря Союзного государства Белоруссии и России Григория Рапоты. В них приняли участие представители Минэкономразвития, ФТС, Минсельхоза, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, а также их коллеги с белорусской стороны, говорит источник из числа участников совещания.

Представитель Рапоты отказалась комментировать итоги совещания, сославшись закрытый характер встречи. Источник в правительстве, знакомый с обсуждением вопроса, говорит, что пока договориться не удалось.

Вторая попытка решить вопрос будет предпринята в среду, 10 декабря, на заседании Совета Евразийской экономической комиссии, знает чиновник правительства. В повестке заседания Совета ЕЭК вопросов по ситуации с Белоруссией нет, сказал РБК источник, знакомый с содержанием повестки. Однако он не исключил, что вопрос реэкспорта может быть поднят.

По словам источника в правительстве, диалог с белорусской стороной по поводу реэкспорта пока организован на уровне контрольных органов. "В самом негативном сценарии можно предположить, что мы перекроем белорусам кислород», – сказал источник. Но, по его словам, речь пока идет о жесткой дискуссии, которая должна перерасти в конструктивный диалог, а не в конфликт.

КСТАТИ

Россельхознадзор вернул более 360 тонн европейской плодоовощной продукции, которую пытались поставить в Россию через Белоруссию. Так, с 24 по 27 ноября в пунктах предварительного уведомления "Красная горка", "Кругловка" и "Красный камень" инспекторами управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям запрещен транзит 19 партий польской и греческой подкарантинной продукции общим весом более 360 тонн, следовавшей в Республику Казахстан. Все эти пункты предварительного уведомления пунктами пропуска не являются.

С 24 ноября Россельхознадзор обязал осуществлять транзит растительной продукции через территорию России в третьи страны, в том числе в Казахстан, только через пункты пропуска, расположенные на государственной границе.

На этот шаг ведомство пошло из-за участившихся в последнее время случаев контрабанды. Раньше такой контроль мог осуществляться также на пунктах пропуска на границе Белоруссии и Казахстана.

Таким образом Россия планирует бороться с контрабандой мяса неизвестного происхождения с использованием поддельных сертификатов. Кроме того, Россельхознадзор ужесточил транзит продуктов через территорию России, введя новую схему контроля за ввозом растительной и животноводческой продукции из Белоруссии.

Еще один политический скандал возник в конце ноября, когда российская таможня ужесточила правила въезда для всех автомобилей с литовскими номерами. Так, российские пограничники ввели стопроцентный досмотр всех легковых и грузовых автомобилей с литовскими номерами при пересечении границы с Калининградской областью. По данным Службы охраны государственной границы Литвы (СОГГЛ), в результате при проходе границы каждый литовский водитель, въезжающий в Россию или выезжающий из Калининградской области, теряет около четырех часов.

Литовские дипломаты назвали эти действия дискриминационными и наносящими урон межгосударственным отношениям в области экономики. Замминистра иностранных дел направил ноту протеста российскому послу и пообещал поставить в известность руководство ЕС.

Инцидент связали с недавним заявлением президента Литвы, в котором она назвала Россию "террористическим государством", выражая поддержку позиции Украины в конфликте на Донбассе.

Более того, литовские власти объявили, что готовы помогать украинцам оружием, лечить раненых солдат и проводить обучение военнослужащих украинской армии. Именно после этих событий литовские грузоперевозчики и столкнулись с проблемами.

Сразу вслед за российско-литовской границей огромные пробки из грузовиков образовались и на границе с Латвией. Очередь на прохождение границы растягивалась более чем на 400 машин, а время ожидания достигало 30 часов.

Латвийская сторона тогда сообщила, что пробка возникла из-за российских таможенников, сделавших проверки транспорта более тщательными. Не исключено, что очереди в Латвии спровоцировали именно литовские фуры, которые решили избежать пробок, воспользовавшись переходом через латвийско-российскую границу.

"Российская сторона начала выполнять усиленные контрольные мероприятия, поэтому начинают образовываться очереди грузовых автомобилей и существенно увеличивается время прохождения границы для грузового автотранспорта на КПП "Терехово" — "Бурачки" и "Гребнево" — "Убылинка", — говорилось в официальном сообщении ведомства.

Что касается Латвии, то сначала латвийские власти выслали из страны российского политолога Константина Симонова, спровоцировав резкую реакцию российского МИДа, а затем заявили, что недалеко от латвийских территориальных вод зафиксирована российская подлодка. Это заявление вызвало язвительную реакцию со стороны Минобороны РФ.