Пустой таможенный переход - мечта любого дальнобойщика. |
|
Минимальное время, которое приходится прожить водителям в ожидании своей очереди проезда через границу - двое суток. приходится стоять в очереди двое суток. У кого-то пропадает груз, у кого-то кончается топливо, а кто-то сидит голодным.
Причина такого затора - возобновление Белоруссией таможенного досмотра. А российские дальнобойщики говорят, что они - настоящие заложники политических разногласий двух стран.
Кстати, в длиннющей очереди застряли не только российские водители, но и те, кто никак не связан с напряженной ситуацией между Россией и Белоруссией. Но очередь есть очередь, и объехать её никому не удается.
Об этом журналистам рассказал председатель центрального комитета межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко.
У стоящих в пробке российских дальнобойщиков белорусские таможенники очень долго проверяют документы. По мере возникновения вопросов, претензий и подозрений они принимают решение о тщательном досмотре фур.
Такой шаг был сделан в связи со вступлением в силу соглашений о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, согласно которым транспортный контроль осуществляется на внешних границах Таможенного союза.
В Федеральной таможенной службе (ФТС) подтвердили, что в настоящее время таможенные службы Белоруссии возобновили досмотр грузового автотранспорта на границе с Россией. А российские таможенники на границе с Белоруссией таможенный досмотр пока не возобновляли. Также в ФТС подтвердили наличие затруднений при пересечении грузовым автотранспортом российско-белорусской границы. "Есть информация о единичных случаях", — рассказала ТАСС представитель пресс-службы ФТС Елена Грач, отказавшись комментировать, будет ли возобновлен таможенный контроль с российской стороны.
Между тем, по информации самих водителей, застрявших на границе, продолжительность заторов стала гораздо выше.
"Стоят в пробке все: и россияне, и прибалты, и белорусы, — сообщил Войтко. — Но только при проверке одни сразу проскакивают погранпереход, а других проверяют с документами.
Весь этот процесс происходит очень долго, можно застрять и на двое суток, — говорит Войтко. — И одно дело, когда их задерживают при проверке, так еще минимум сутки приходится ждать самого перехода границы. Белорусские таможенники тщательно инспектируют все фуры, которые следуют из России в Европу транзитом. А пока проверяются документы, водители вынуждены там мерзнуть. Мне отзванивались несколько ребят — им совершенно непонятно, почему так происходит, ведь все привыкли, что в Белоруссии границу можно проходить достаточно свободно.
Проблемы с пересечением границы возникли исключительно у фур — легковой транспорт пересекает границу в обычном режиме".
Председатель союза уверен, что причиной усиленных проверок белорусскими пограничниками грузовиков, следующих из России, стали политические взаимоотношения между соседними государствами. При этом неприятности ложатся на простых водителей и перевозчиков, которые вынуждены нести серьезные издержки из-за простоев.
"Око за око, зуб за зуб, — говорит Войтко. — Как это и бывает в межгосударственных отношениях.
Государства обмениваются колкостями, а рикошетом все это бьет по водителям и бизнесменам".
О пробках на границе России и Белоруссии из-за тщательных проверок фур ранее сообщали и местные СМИ. Они пишут, что проверки проводятся для пресечения попыток незаконных перевозок, в том числе топлива. Согласно данным гомельского УВД, в ночь с 4 на 5 декабря были пресечены четыре попытки незаконного провоза потребительского импорта.
Между тем Россия уже разработала предложения по разрешению ситуации с Белоруссией, сообщил заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев, отказавшись их назвать. Поставлена задача решить вопросы "как можно скорее», до конца года, уточнил он. "Консультации проходят в ежедневном режиме», – говорит Лихачев.
Расширенные двухсторонние консультации прошли 8 декабря вечером в Москве у госсекретаря Союзного государства Белоруссии и России Григория Рапоты. В них приняли участие представители Минэкономразвития, ФТС, Минсельхоза, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, а также их коллеги с белорусской стороны, говорит источник из числа участников совещания.
Вторая попытка решить вопрос будет предпринята в среду, 10 декабря, на заседании Совета Евразийской экономической комиссии, знает чиновник правительства. В повестке заседания Совета ЕЭК вопросов по ситуации с Белоруссией нет, сказал РБК источник, знакомый с содержанием повестки. Однако он не исключил, что вопрос реэкспорта может быть поднят.
По словам источника в правительстве, диалог с белорусской стороной по поводу реэкспорта пока организован на уровне контрольных органов. "В самом негативном сценарии можно предположить, что мы перекроем белорусам кислород», – сказал источник. Но, по его словам, речь пока идет о жесткой дискуссии, которая должна перерасти в конструктивный диалог, а не в конфликт.
КСТАТИ
Россельхознадзор вернул более 360 тонн европейской плодоовощной продукции, которую пытались поставить в Россию через Белоруссию. Так, с 24 по 27 ноября в пунктах предварительного уведомления "Красная горка", "Кругловка" и "Красный камень" инспекторами управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям запрещен транзит 19 партий польской и греческой подкарантинной продукции общим весом более 360 тонн, следовавшей в Республику Казахстан. Все эти пункты предварительного уведомления пунктами пропуска не являются.
С 24 ноября Россельхознадзор обязал осуществлять транзит растительной продукции через территорию России в третьи страны, в том числе в Казахстан, только через пункты пропуска, расположенные на государственной границе.
На этот шаг ведомство пошло из-за участившихся в последнее время случаев контрабанды. Раньше такой контроль мог осуществляться также на пунктах пропуска на границе Белоруссии и Казахстана.
Таким образом Россия планирует бороться с контрабандой мяса неизвестного происхождения с использованием поддельных сертификатов. Кроме того, Россельхознадзор ужесточил транзит продуктов через территорию России, введя новую схему контроля за ввозом растительной и животноводческой продукции из Белоруссии.
Еще один политический скандал возник в конце ноября, когда российская таможня ужесточила правила въезда для всех автомобилей с литовскими номерами. Так, российские пограничники ввели стопроцентный досмотр всех легковых и грузовых автомобилей с литовскими номерами при пересечении границы с Калининградской областью. По данным Службы охраны государственной границы Литвы (СОГГЛ), в результате при проходе границы каждый литовский водитель, въезжающий в Россию или выезжающий из Калининградской области, теряет около четырех часов.
Инцидент связали с недавним заявлением президента Литвы, в котором она назвала Россию "террористическим государством", выражая поддержку позиции Украины в конфликте на Донбассе.
Более того, литовские власти объявили, что готовы помогать украинцам оружием, лечить раненых солдат и проводить обучение военнослужащих украинской армии. Именно после этих событий литовские грузоперевозчики и столкнулись с проблемами.
Сразу вслед за российско-литовской границей огромные пробки из грузовиков образовались и на границе с Латвией. Очередь на прохождение границы растягивалась более чем на 400 машин, а время ожидания достигало 30 часов.
Латвийская сторона тогда сообщила, что пробка возникла из-за российских таможенников, сделавших проверки транспорта более тщательными. Не исключено, что очереди в Латвии спровоцировали именно литовские фуры, которые решили избежать пробок, воспользовавшись переходом через латвийско-российскую границу.
"Российская сторона начала выполнять усиленные контрольные мероприятия, поэтому начинают образовываться очереди грузовых автомобилей и существенно увеличивается время прохождения границы для грузового автотранспорта на КПП "Терехово" — "Бурачки" и "Гребнево" — "Убылинка", — говорилось в официальном сообщении ведомства.
Что касается Латвии, то сначала латвийские власти выслали из страны российского политолога Константина Симонова, спровоцировав резкую реакцию российского МИДа, а затем заявили, что недалеко от латвийских территориальных вод зафиксирована российская подлодка. Это заявление вызвало язвительную реакцию со стороны Минобороны РФ.