Карта дня
22 ДЕК. 2014 | 10:11
Мертвые дороги и свободные пока небеса

Отчаянные попытки московских водителей хоть куда-нибудь успеть вовремя становятся ужасными пытками особенно накануне Нового года.

За покупками - мимо пробок.

Десятибалльные пробки сводят с ума и тех, кто едет, и тех, кто ждет тех, кто едет. Все чаще и все настойчивее люди посматривают в хмурые столичные небеса, "Эх, был бы вертолет"!

Ничего фантастического в таком желании нет. Уже много лет идея воздушного такси, которое могло бы особенно сильно опаздывающих и не очен богатых людей доставить с одного края гигантского мегаполиса на другой. Однако дело это очень дорогое, трудно согласовываемое и требует терпеливой и скрупулезной проработки.

И вот стало известно, что вертолетные такси готовятся к возможному открытию неба над Москвой. Сейчас идут интенсивные переговоры с правительством столицы и силовиками, определяются варианты маршрутов для безопасных полетов.

Куда сейчас можно слетать на вертолетном такси и как будет развиваться этот рынок в ближайшем будущем?

Сейчас вертолетное такси — услуга очень дорогая, доступна, возможно, нескольким сотням богачей. Однако, если сеть этой услуги будет развиваться. то цены на услуги воздушных перевозок неизбежно упадут.

Об этом рассказал председатель совета директоров "НДВ групп" Александр Хрусталев. Его вертолетная база находится в 500 м от МКАД. Кроме того, там же - ресторан и школа пилотов. "Вертолет летит в одну сторону с пассажирами, а возвращается пустым. Стоимость полета — 30 тыс. руб., в салоне — три пассажира, по 10 тыс. на каждого. А если система будет налажена, то обратно мы повезем еще трех, и тогда стоимость перелета для одного человека составит 5 тыс. руб.", - рассказывает он.

В настоящее время в правительстве Москвы идут переговоры о возможном открытии неба. Схему развития воздушного транспорта разрабатывает Мосгортранс совместно с департаментом транспорта. Одним из участников проекта является компания "Русские вертолетные системы" (РВС), которой принадлежит вертолетное такси "ХелиЭкспресс". У РВС уже есть две посадочные площадки в столице — в "Москва-Сити" и площадка рядом с Домом музыки. Согласно замыслу в Москве могут появиться еще 82 частных вертолетных площадки.

Вся работа проходит в рамках городской целевой программы "Московское воздушное такси", обсуждение ведется порядка пяти лет, и уже выработана концепция. Предполагается сделать два воздушных коридора, по которым вертолеты смогут летать с северо-запада до "Москва-Сити" и с юго-востока до Третьего транспортного кольца. По данным Александра Хрусталева, предварительно решено пустить вертолеты над Москвой-рекой и Третьим транспортным кольцом. А директор департамента развития вертолетной компании "Аэросоюз" Дмитрий Евцихевич пояснил агентству "Москва", что летать над столицей разрешат только вертолетам с двумя двигателями — ради безопасности.

"К работе привлекаются научные институты — городские и федеральные, которые проводят исследования. И основная задача этих исследований — документально и научно доказать, что над Москвой можно выполнять полеты достаточно безопасно, — продолжает Караваев. — Ведутся переговоры с представителями силовиков — это Федеральная служба охраны, ФСБ, Минобороны, и огромная работа проводится по взаимодействию с правительством Москвы".

Правительство Москвы не возражает против выполнения полетов. Единственным серьезным препятствием становятся опасения силовых структур. "Понимания с их стороны нет… Точнее, понимание есть, но очень серьезные требования предъявляют к вопросам обеспечения безопасности", — отмечает Караваев.

Еще одна сложность - система АЗН-В — автоматическое зависимое наблюдение-вещание. Все воздушные суда, которые выполняют полеты над Москвой, будут видеть друг друга, а также выдавать сигнал о своем местоположении в органы управления воздушным движением. Пока эта система не запущена в полном объеме, но работа в Госкорпорации по организации воздушного движения в этом направлении тоже активно ведется.

"В этом году мы начали выполнять полеты в Москву на площадку "Москва-Сити" на гражданском пассажирском вертолете", — говорит глава "ХелиЭкспресс". Он поясняет, что работы находятся только на начальном этапе. "Наша цель — сделать воздушные перевозки над Москвой регулярными, но пока нам разрешают выполнять только авиационные работы. Как таковых перевозок над Москвой мы пока не выполняем", — говорит Караваев.

В том, что вертолетные такси будут летать над Москвой, гендиректор "ХелиЭкспресс" не сомневается. "Мы подобрали в городе порядка 100 мест, где можно организовать вертолетные площадки. Они включены в перспективный план развития города. В процессе строительства и согласования находится порядка девять площадок — пять на крышах зданий, и четыре на земле, еще 15 заложено в проекте. Это площадки не вертолетного такси, а под конкретных заказчиков", — пояснил он.

КУДА И ПОЧЁМ

Заказать вертолетное такси можно до крупнейших аэропортов. Минимальная цена — 15 тыс., такую услугу предлагает "Хелипорт Москва" от площадки на Новорижском шоссе до Шереметьево на вертолете Robinson R44, в котором размещаются три пассажира. Длительность полета — 15 минут. Или за 10 минут можно преодолеть этот путь вшестером на вертолете с более мощным двигателем Eurocopter EC130 T2 за 25,6 тыс. руб. Во Внуково полет будет стоить от 20 тыс. до 43 тыс. руб. Время в пути составит от 17 до 20 минут. А в Домодедово можно долететь от 23 тыс. до 51 тыс. руб., время в пути — 20–25 минут.

Маршрут Шереметьево — Домодедово будет стоить от 34 тыс. руб. Время в пути — 34 минуты. А из Внуково до Домодедово можно успеть за 20 минут и за 32 тыс. руб. Это полет на Robinson R44. При выборе вертолета Eurocopter AS 350, в котором шесть мест, стоимость полета увеличивается более чем в два раза.

"Небо над Москвой будет открыто, мы в этом уверены, — говорит владелец "Хелипорт Москва" Анатолий Хрусталев. — Однако оно не будет открыто для массовых перевозок пассажиров, потому что это очень сильно затронет жилые районы — людям не понравится постоянный шум над их домами. Поэтому даже если небо и будет открыто, то полеты будут ограниченны для максимального комфорта проживающих".

За пределами столицы вертолетные такси работают успешно. Есть четыре гиганта — "ХелиЭкспресс", "Хелипорт Москва" и крупнейшие в России официальные дилеры Robinson Helicopter Company — "Аэромаркет" и "Аэросоюз". Есть агенты, которые становятся посредниками между клиентами и вертолетными центрами. Так что, решив совершить полет, пассажир, по всей вероятности, попадет к кому-то из этой четверки.

Сегодня вертолетные бизнесмены предпочитают быстрые поездки в соседние города: до Твери — 115 минут и 57 тыс. руб., до Тулы — 155 минут и 78 тыс. руб., до Нижнего Новгорода — 5,5 часа и 195 тыс. руб. В перечне около двух десятков городов. Но на дальние расстояния вертолет проигрывает "Сапсану": на нем до Нижнего Новгорода можно доехать за 4 часа. Хотя до Смоленска вертолет долетит за те же пять часов, за которые доедет поезд Москва — Минск. Другое дело, если хочется конфиденциальности, чего обычно не хватает звездам шоу-бизнеса.

Представители вертолетных такси рассказывают, что их услугами пользуются Филипп Киркоров, актер Данила Козловский, телеведущий Дмитрий Дибров и многие другие.

При желании можно сделать свой маршрут, сотрудники его изучат, найдут ближайшее место для посадки, оценят стоимость полета. Для посадки вертолета необходимо ровное место размером 4х4 м, а вертолет Robinson садится на автомобильную парковку.

"Заказ вертолетного такси — минимум за час до вылета. А вообще, чем раньше позвоните, тем больше вероятности, что будет вертолет. Если это пятница, то практически 99%, что за час мы не успеем, нужно часа два на подготовку, — говорит глава "ХелиЭкспресса" Вадим Караваев. — А так, можно, конечно, приехать на площадку в "Крокус Сити", заказать машину и пойти пить кофе. Но надо понимать, что если это новый маршрут, то нам нужно с вами его согласовать — проговорить, подобрать площадку. Мы объясним, что будем подбирать ближайшую площадку, но это не обязательно будет ваш дом". Караваев говорит, что в будни более-менее свободно, а в выходные вертолеты расходятся как горячие пирожки и работают практически не выключаясь.

ПОГОДА

Еще один минус — зависимость от погодных условий. Если плохая видимость или обледенение, то пилоты предпочтут остаться на земле. Вертолет может летать всю зиму. Минус 30 или минус 40 — проблем нет. А вот в обледенение вертолет не может летать, потому что для этого не предназначен. По словам пилотов. они проходят специальные курсы и выполняют полеты с инструктором в снегопад, когда образуются снежные вихри от несущего винта вертолета и ухудшают видимость. В году машина летает 11 месяцев.

ПОСТРОИТЬ СВОИ

Сейчас в России не производятся маленькие вертолеты, все подобные машины поставляются из-за рубежа. Соответственно, и запчасти тоже зарубежные. А понижение курса рубля неизбежно заставит пересматривать цены на вертолетные полеты.

"Мы начинаем подготовку к строительству собственного вертолета, — объявил в конце декабря Александр Хрусталев.

— Моя задача — создать вертолетный "айфон".

У нас есть понимание, что надо делать, у нас есть инженеры, специалисты. Но также очень важно получить обратный ответ от клиентов — чего хочется".

Хрусталев оговорился, что у них даже был свой вертолет, который вроде даже взлетел. Но потом пояснил, что все-таки еще предстоит серьезная работа. "Уже есть техническое задание, определены параметры, определены типы трансмиссии, следовательно, мы понимаем, какие агрегаты, узлы нужны, — говорит Хрусталев. — Думаю, в следующем году мы представим макет, планы такие. Еще через год покажем летающий прототип, а еще через год — начнем получать сертификацию".

Законы - пока довольно серьезное препятствие на пути к строительству своих маленьких геликоптеров. Предприниматели говорят, что от вертолетных компаний требуют такой же объем документов, как и от крупных авиакомпаний, подобно "Аэрофлоту", а вертолетные центры для чиновников — подобны аэропортам.

"Нынешнее положение правил и законов для развития вертолетного трансфера — это скорее полоса препятствий, нежели полоса благоприятного развития бизнеса. Но нам это придает динамику — мы энтузиасты и всегда находим силы, чтобы и дальше работать в этом направлении", — говорит Хрусталев.