Карта дня
24 ДЕК. 2014 | 10:00
Следователям отобьют охоту работать

В тлеющий костер давней войны Следственного Комитета и прокуратуры неожиданно плеснули керосина.

Следователи снова оказались "под колпаком" у прокуроров.

Владимир Путин неожиданно подписал закон, возвращающий прокуратуре полномочия по надзору за деятельностью Следственного комитета.

Закон вносит изменения в несколько положений ФЗ "О прокуратуре" и ФЗ "О Следственном комитете", наделяя прокуратуру полномочиями по осуществлению общего надзора за федеральными органами исполнительной власти и СКР. Кроме того, корректировке подвергся порядок назначения генерального прокурора, заместителей генпрокурора и региональных прокуроров.

Госдума начала работу над президентским законопроектом еще в сентябре. Как отмечал научный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Поздняков, "законопроект восстанавливает баланс между Генпрокуратурой и СКР через расширение полномочий прокурора по контролю за деятельностью следователя". А руководитель проекта "Общественная дума" Роман Терехин констатировал, что документ "коренным образом меняет систему сдержек и противовесов, усиливая власть прокуроров".

Процесс установления понятных всем отношений между следователями и прокурорами идет давно, и вряд ли теперешнее положение устроит главу Следственного Комитета Александра Бастрыкина. Напомним, что разделение полномочий между СКР и Генпрокуратурой проходило в два этапа. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон о прокуратуре 2007 года исключили из компетенции прокурора полномочия по процессуальному руководству следствием, но до начала 2011 года СКР оставался структурным подразделением Генпрокуратуры. До этого времени у прокурора была возможность определять ход расследования, но после 2007 года возникла ситуация, при которой указания прокурора утратили обязательность для следователя.

После отделения СКР в 2011 году прокуратура утратила возможность вести самостоятельные следственные действия и вмешиваться в ход расследования.

ОЦЕНКА

Противостояние между двумя ведомствами длится уже 7-8 лет, раньше прокуратура обладала широкими полномочиями, но потом их отобрали. Сейчас широких рычагов влиять на следствие нет, особенно остро это проявилось в деле подмосковных прокуроров. Влияние прокуратуры осталось только на стадии вынесения обвинительного заключения, но и его можно обойти.

Два года назад такой же законопроект уже поступал в Госдуму, но тогда его не стали рассматривать, рассказал автор того законопроекта, член депутатского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Поневежский.

В октябре, после того, как президентский законопроект прошел первое чтение, глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила, что содержащиеся в нем нормы послужат развитию правовой системы государства. В комментарии ТАСС она напомнила, что органы прокуратуры осуществляют координацию по противодействию коррупции.

Интересная перепалка в сети возникла сразу после того, как стало известно, что прокуратура вновь обрела влияние на СК. Депутат Александр Хинштейн приветствовал президентскую инициативу, отметив, что выступал за это давно. Но с аккаунта Следственного комитета в Twitter ему ответили: "Это всего лишь даст прокуратуре дополнительные непроцессуальные рычаги давления на СКР, ничего хорошего".

"А что хорошего, когда есть неподконтрольное никому ведомство? В чем отличие СКР от ФСБ?" - возмутился депутат.

"Ну хотя бы тем, что мы расследуем более широкий спектр дел, чем ФСБ. Как тогда обеспечить независимость следователя? И я бы отметил такой важный фактор - у СКР НЕТ оперативно-разыскных полномочий, в отличие от ФСБ. У нас только следствие", - ответили из Следственного Комитета.

Конфликт между Следственным комитетом длится с тех пор, как в 2011 году СК сделали самостоятельным ведомство. Широкой общественности наличие конфликта стало очевидным после возникновения "игорного дела", в рамках которого СК РФ пытался привлечь к ответственности подмосковного прокурора за крышевание игорного бизнеса.

Спасая честь мундира, Генпрокуратура отказывалась утверждать дела. Таким образом практически все фигуранты дела, вина которых была доказана, избежали наказания, несмотря на то, что преступления они совершали по статьям, которые "тянули" на очень серьезные сроки.

Осенью 2013 года генпрокурор Юрий Чайка заявил, что его ведомству не хватает полномочий по контролю за СКР. Он указал, что Генпрокуратура не может вмешаться и прекратить дело, даже если доказательства говорят о невиновности обвиняемого. Прокурор может только вернуть дело на доследование.

Одновременно с новым документом был подписан закон о привлечении следователей к административной ответственности в том же специальном порядке, что и прокуроров, депутатов, судей и военнослужащих. Теперь их, за рядом исключений, нельзя подвергать административному аресту, отмечает РАПСИ.