Карта дня
26 ДЕК. 2014 | 10:00
Христос бы сильно удивился

Почему мир празднует Рождество в разные сроки. Какой смысл в том, чтобы настаивать на своей версии?

Несмотря на разночтения календарей, россияне с удовольствием празднуют Рождество и Новый год дважды.

Праздник Рождества Христова по-прежнему имеет несколько версий относительно сроков его проведения. А люди недоумевают – зачем это, ведь сам праздник не ставит перед верующими целью минута в минуту отметить великое таинство, а символизирует приобщение паствы к Богу и вечным ценностям.

Тем не менее, разночтения в датах существуют. Почти 72% наших граждан собираются праздновать Рождество 7 января по православному церковному юлианскому календарю. Среди называющих себя православными этот процент выше - 87%. Такое исследование накануне праздника провел ВЦИОМ.

Рождество по григорианскому календарю, которое в России принято называть "католическим" и которое отмечается 25 декабря, намеревались отметить только 6% наших сограждан. Чаще других собирались его встречать жители Москвы и Санкт-Петербурга (13%).

Где и как отметили "католическое" Рождество и будут праздновать православное?

Большинство опрошенных считает, что той семейный праздник и собираются отметить его дома. Таких 57%. Пойти на службу в храм собираются 10%. Другие накроют праздничный стол (8%) или пойдут в гости (6%). 1% верующих будет колядовать и гадать. Еще один процент респондентов высказали недовольство тем, что в это время придется заниматься рабочими делами. Поздравлять с этим праздником родных и близких планируют 75% опрошенных.

Что касается споров теологов относительно того когда все же следует отмечать Рождество, то наших граждан этот вопрос мало волнует. По мнению 53% опрошенных, в создании единого церковного календаря, который бы объединил даты празднования православного и западного Рождества, нет необходимости. Среди православных этой позиции придерживаются 60%, среди последователей других религий - 28%, среди неверующих - 30%.

Лишь десятая часть опрошенных (10%) полагает, что христианским конфессиям пришло время договориться - пожилые люди говорят об этом в два раза чаще, чем молодежь (18% и 8% соответственно). В свою очередь, треть респондентов (32%) сказали, что этот вопрос им безразличен.

СПРАВКА

Вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января отметят Грузинская, Сербская, Иерусалимская церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов.

Следует отметить, что все государства, где действуют Грузинская, Сербская, Иерусалимская церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и российские протестанты живут по григорианскому календарю. В Церквах же принят юлианский календарь, отстающий от григорианского на 13 дней. Это приводит к тому, что Рождество как церковный праздник отмечается в этих странах перед Новым годом - праздником светским, государственным. Поэтому Новый год выпадает на период Рождественского поста. Однако если соотносить два этих календаря, то 7 января по григорианскому календарю выпадает именно на 25 декабря по юлианскому, и неделю спустя после Рождества наступает новогодний праздник - любимый у многих россиян старый Новый год, выпадающий по григорианскому календарю на 14 января.

Все остальные 11 поместных православных церквей мира празднуют Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря по так называемому новоюлианскому календарю, который будет совпадать с григорианским вплоть до 2800 года.

КАЛЕНДАРИ: В ЧЁМ РАЗНИЦА

Календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский, была предпринята в XVI веке при Папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

В этих же целях в 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Русская православная церковь не принимала в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на новоюлианский календарь. Это вызвало протесты в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц.

Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 тысяч лет.

Тем не менее представитель Московского патриархата еще несколько лет назад заверил, что в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля перед Русской православной церковью не стоит, поскольку юлианский календарь дорог церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни.

Православные церкви, перешедшие на новый стиль, "идут на уступку не католикам и прочим "схизматикам", а требованиям современной эпохи. Надо шагать в ногу со своими европейскими соседями и партнерами. Необходимо учитывать, что граждане развитых стран мира живут по григорианскому календарю, который уже давно в сознании большинства людей утратил свой сугубо церковный смысл. Нельзя быть современными людьми и вечно опаздывать на 13 дней!", - считают эксперты – религиоведы.

В России православным верующим, все в большей степени приобщающимся к церковной жизни, приходится подстраиваться. Ведь одна ее часть сообразуется с григорианским календарем, а вторая - с юлианским. В России люди привыкли к парадоксальным порядкам. Рождество у нас наступает через семь дней после официального Нового года, а затем можно отметить еще и старый Новый год. Но многие наши граждане не прочь отметить также Рождество и по григорианскому календарю.

Такая путаница в календарях и необходимость все время быть в состоянии внутреннего выбора, как говорят многие эксперты, плохо сказывается на целостности духовности человека. У самих церковных иерархов на эти календарные даты выпадает как бы раздвоение сознания. Например, Патриарх Кирилл поздравляет православных верующих не только 13 января (1 января по старому стилю), но и с привычным Новым годом. Так, в 2011 году 31 декабря предстоятель РПЦ совершил в храме Христа Спасителя новогодний молебен о мире и благоденствии. На православных форумах по этому поводу разгорелся спор: ведь Новый год не церковный праздник. У многих не укладывается в голове как можно сливать в одно духовное и земное. В то же время другие верующие говорят о существовании гражданской традиции празднования Нового года, о том, что россияне, бывшие советские люди, привыкли отмечать этот праздник именно 31 декабря.