Карта дня
22 ЯНВ. 2015 | 10:11
Бесполезные люди

Страна произвела столько ненужных специалистов, что сегодня некому работать на заводах и фабриках и в сельском хозяйстве.

Выпускники школ по-прежнему хотят быть художниками и управленцами. На завод не хотят.

Молодые юристы, экономисты и бухгалтеры сегодня работают продавцами в салонах сотовой связи и менеджерами, представляя из себя офисный планктон, от работы которого почти ничего не зависит.

Ничего не производя, молодые люди играют в компьютерные игры и общаются в социальных сетях за небольшие зарплаты, и это их вполне устраивает.

Статистика говорит, что почти никто из них не задумывается о реальном секторе экономики, не хочет идти на завод или выращивать огурцы.

Эксперты связывают это с тем, что в стране полностью истребили уважение к человеку труда, а место в чистом офисе, даже если там мало платят и нет никаких перспектив для самосовершенствования, вполне устраивает тех, кто мечтает только о ом, чтобы дожить до пятницы и напиться с друзьями.

Несмотря на такой очевидный перекос в кадровой политике государства, и сегодня старшеклассников никто не может убедить в том, что есть рабочие специальности, которые не только востребованы, но и приносят реальную пользу стране.

Опрос московских школ на эту ему не утешает: 96% из них намерены поступать в вуз. Правда, впервые за последние годы выпускники опасаются поступать на юридический - спрос на рынке труда на эту категорию работников резко упал. Зато повысился интерес у ому6 чтобы че-либо управлять или занимать себя чистой работой в российской культуре.

Выбор профессии у молодых людей прежде всего связан с уровнем заработной платы и коррупционными возможностями

Незначительная часть школьников все же думают о том, чтобы приносить обществу какую-нибудь пользу.

Такие выводы обнародовал Городской центр профессионального и карьерного развития исследования среди учащихся 10-х классов столичных школ после проведенного опроса.. Только 3% будущих выпускников не намерены получать "вышку", а пойдут учиться в колледжи. А менее 1% и вовсе пока не определились.

По мнению экспертов, решение продолжить образовательный процесс только в вузе лишь укрепляет стереотип о том, что высшее образование — показатель успешности и достойной заработной платы.

"Такие идеи активно транслируются. Если посмотреть на примеры успешных людей, найдется ряд исключений — людей, которые не получали высшее образование. Но сейчас уплотняется этот доминирующий дискурс, связанный с тем, что "нормально" — это получить высшее образование.

Люди идут в университет и думают, что делают что-то, что соответствует стандарту, представлению о том, как должен развиваться успешный человек.

Но это совершенно не значит, что если бы он выбрал другой путь, он не был бы более полезен, более успешен", — пояснил "Газете.Ru" социальный работник, школьный психолог Андрей Пентин.

Сегодня 14% школьников, выполняя свои профессиональные обязанности, надеются приносить пользу обществу. Ранее, как отмечено в исследовании, это не слишком волновало учащихся.

"К сожалению, сейчас мало таких работ, где ты можешь быть очевидно полезен и на которой ты можешь получать достойную зарплату, — отметил Андрей Пентин. — Если предполагать, почему этот мотив становится более заметным, то, думаю,

это связано с усугубляющейся социальной напряженностью и с тем, что кому-то становится важным как-то откликаться на это и быть полезным в такой ситуации".

Но мотив полезности, как говорят специалисты, пока только набирает силу. Главным критерием по-прежнему остается уровень заработной платы. Таких школьников насчитали 18% школьников от общего числа опрошенных. Вероятно, ожидания некоторых школьников преувеличены.

Кстати, средняя заработная плата по Москве для художников — порядка 35 тыс. руб., что не соответствует мечте о высокой зарплате.

На втором месте в качестве мотивирующих факторов — возможность сделать карьеру (14%) и реализация своей жизненной цели (14%). Творческий характер профессии привлекает лишь 12% опрошенных. И менее всего школьников мотивируют интеллектуальная деятельность и возможность развивать новые технологии.

В лидерах сегодня профессии под названием "Управление и менеджмент" и "Искусство", которые в предыдущие годы фигурировали лишь в середине рейтинга. "Экономика" держится на третьей позиции. А

А вот педагогика", совсем потеряла привлекательность и откатилась на последнее место — лишь 5% школьников хотят стать учителями.

Судя по ответам старшеклассников, многие уже определились с выбором профессии и готовятся к поступлению в вузы. Согласно исследованию, почти четверть опрошенных (и это большая часть) в качестве подготовки к вступительным испытаниям изучают особенности профессии. Почти 20% школьников полагают, что подготовиться им поможет развитие их сильных сторон. Такой же процент доверяет советам близких людей.

При выборе профессии школьники в последние годы стали меньше доверять учителям и профессионалам. Лишь 12% школьников считают, что в выборе им помогают определиться преподаватели. Наибольшее число, более 40%, учеников опираются на советы родственников. И более 20% уверены, что с главным вопросом выбора им помогают СМИ и интернет.

Качественно-количественный анализ ответов вновь повторяет вывод, что профориентация в школах не отвечает потребностям учащихся, — объясняется наметившаяся тенденция в анализе исследования. — Лишь немногая часть опрошенных отметила учителей как носителей и трансляторов информации по проблеме самоопределения, помогающих учащимся в этом процессе.

С окончательным выбором профессии школьникам, по их мнению, поможет практическое применение своих навыков — стажировки. Именно так считают 23% старшеклассников. Чуть меньшее число школьников (22%) убеждены, что окончательное решение они могут принять в результате встреч с известными людьми и участия в мастер-классах.