Карта дня
25 ЯНВ. 2016 | 11:40
Либо единая, либо Украина

Либо Петр Порошенко идет по пути децентрализации власти и создания конфедерации, либо страна перестанет существовать в ее нынешних границах. Это он понимает, но делать не может.

Пока Петр Порошенко переживает за свою судьбу, его западные партнеры разрисовывают карту Украины, чтобы понять. что кому будет принадлежать в новой колонии.

Не будет ни кредитов, ни иной помощи Запада, если украинская власть будет тупо, как и прежде, придерживаться формулы единой страны с единым центром принятия важных государственных решений.

Однако и на децентрализацию Порошенко согласиться не может – этот путь ему заказан, поскольку в таком случае его дни как президента будут сочтены еще быстрее, т ему придется признать, что до этого времени он совершал только ошибки на посту рулевого государства.

На этой неделе украинский парламент может декларировать идею конституционных изменений, которые могут стать началом передачи значительной части властных полномочий в регионы. Этого Порошенко допустить не может, потому что реальная федерализация положит конец правлению олигархии в стране и вполне может означать начало перемены политического курса. Поэтомув администрации президента Петра Порошенко с начала года ищут способ отложить голосование по нескольким причинам.

Во-первых, у парламентской коалиции банально нет необходимых 300 голосов. Во-вторых, положительное голосование за конституционные поправки, которые содержат норму об особом статусе Донбасса, приведет не только к окончательному развалу коалиции, но и к новому витку политического кризиса.

Власти Украины считают, что, несмотря на давление Запада, не стоит спешить с окончательным принятием конституционных изменений до тех пор, пока не будет достигнуто устойчивое перемирие в Донбассе. Киев также настаивает на восстановлении контроля на российско-украинской границе и прогрессе в решении гуманитарных пунктов минских договоренностей.

История с децентрализацией длится с конца августа 2015 года, когда рада одобрила в первом чтении президентский проект изменений. По процедуре изменения в основной закон принимаются парламентом в два этапа: в первом чтении 226 голосами, во втором — на следующей парламентской сессии конституционным большинством в 300 голосов.

Предварительное одобрение документа проходило при заблокированной трибуне парламента и завершилось силовым столкновением митингующих у стен Рады с правоохранителями. В результате массовых беспорядков пострадали более 150 человек, четыре бойца нацгвардии погибли.

Голосование раскололо правящую коалицию и стало причиной выхода "Радикальной партии" Олега Ляшко из парламентского большинства. Несмотря на убеждения властей, что документ не предусматривает особого статуса для Донбасса и не увеличивает полномочия президента, фракции "Радикальной партии", "Самопомощи" и "Батькивщины" отказались поддержать документ.

По мнению депутатов этих политических сил, конституционные изменения несут угрозу территориальной целостности Украины и не приведут к мирному урегулированию конфликта в Донбассе.

Согласно минским договоренностям, изменения в Основной закон в части децентрализации с учетом интересов Донбасса должны были быть приняты до конца 2015 года. Ранее спикер Рады заявлял, что парламент должен в целом принять изменения в Конституцию в течение текущей сессии Рады, которая завершит свою работу 2 февраля. То есть, фактически у депутатов осталась последняя неделя для голосования.

Вопрос о необходимости принятия конституционных изменений актуализировался в начале года после визита в Киев постоянного члена Совета безопасности РФ Бориса Грызлова, назначенного представителем России в трехсторонней контактной группе. По информации ряда депутатов пропрезидентской фракции, Порошенко и Грызлов в ходе личной встречи обсуждали необходимость финального голосования по данному документу. Москва неоднократно заявляла, что изменения в Конституцию Украины в части децентрализации должны быть согласованы с Донбассом, без этого невозможно будет в полной мере реализовывать другой пакет минских соглашений.

Беспрецедентное давление с целью принятия изменений в Основной закон на украинское руководство также оказывают западные партнеры Киева. Порядок выполнения минских договоренностей стал предметом шестичасовой встречи помощницы госсекретаря США Виктории Нуланд и советника президента РФ Владислава Суркова. Кроме того, на минувшей неделе Украину посетили спецпосланники Франции и Германии, которые напомнили Киеву о необходимости выполнения его части обязательств.

Украинские эксперты считают, что принятие изменений в Конституцию, является единственным "козырем" Киева в переговорах с Россией и "использовать его сейчас без встречных шагов со стороны РФ глупо".

Не случайными в этой связи выглядят последние заявления Киева о том, что без прекращения огня в Донбассе нельзя говорить о выборах и изменениях Конституции.

"Без соблюдения режима тишины, без полноценного отвода тяжелых вооружений и подтверждения этого отвода СММ ОБСЕ, без возобновления нашего контроля над украинско-российской границей невозможно говорить ни о выборах, ни об изменениях в Конституции Украины, не говоря уже о решении гуманитарных, экономических проблем и вопросов разминирования", — заявил представитель Киева в контактной группе Леонид Кучма.

Сейчас в Раде не могут собрать необходимые 300 голосов. Главный камень преткновения — положение об особом статусе Донбасса, который отказываются поддержать даже депутаты пропрезидентской партии.

"Я не верю, что найдется 300 голосов, поскольку парламент изобилует наличием радикалов, которые паразитируют на войне в Донбассе, и категорически не будут голосовать, если им не прикажут их спонсоры. Но если этот документ не будет проголосован — это первый серьезный звонок к роспуску этого парламента", — сказал РИА Новости депутат от партии "Оппозиционный блок" Евгений Мураев.

"Конкретных данных о наличии необходимых 300 голосов нет ни у кого. В этом плане мысли депутатов не являются единогласными, идет много дискуссий, и есть много депутатов, которые на сегодняшний день не определились. Я бы дал большие шансы на то, что 300 голосов в конечном результате будут, но большие шансы — это не означает, что они уже есть", — считает член фракции "Блок Петра Порошенко" Виталий Курило.

Команда Порошенко могла бы заручиться поддержкой фракции "Оппозиционный блок" и так называемых "независимых" депутатов, чтобы провести необходимое решение, однако совместное голосование с оппозицией может нести некоторые риски. В частности, две фракции коалиции — "Батькивщина" и "Самопомощь" — таким образом могут получить давно желанный предлог для выхода из коалиции, а это означает роспуск парламента и досрочные выборы.

"Если будут приняты изменения в Конституцию, мы считаем что это — государственный переворот. Мы проснемся в другой стране", — сказал источник в руководстве "Самопомощи" изданию "Левый берег". Он также добавил, что это станет основанием для выхода партии из большинства.

В ходе политических консультаций, некоторые депутаты предлагали изъять норму о статусе Донбасса из проекта изменений, чтобы как можно быстрее запустить процесс децентрализации, однако это предложение не нашло поддержки в Раде.

Понимая безысходность ситуации, у Порошенко начали думать как "решить вопрос Конституции" с минимальными репутационными издержками.

На минувшей неделе группа украинских депутатов обратились в Конституционный суд с просьбой официально разъяснить положение основного закона о сроках принятия изменений в Конституцию. В частности, парламентарии попросили разъяснить, означает ли фраза "на следующей очередной сессии Рады" непосредственно следующую по номеру сессию Рады, или имеется в виду любая последующая сессия.

Если суд примет решение о том, что в Конституции речь идет о любой последующей сессии, то Рада получит юридические основания отложить рассмотрение конституционных изменений по децентрализации на неопределенный срок.

Эксперты считают такой маневр сознательным затягиванием процесса, что позволит Киеву выиграть дополнительное время для дипломатических маневров. Кроме того, подобный ход будет положительно воспринят провластным электоратом и западными партнерами, которые неоднократно призывали к единству власти и коалиции.

Уполномоченный украинского президента по мирному урегулированию ситуации в Донбассе Ирина Геращенко заявила, что Порошенко поддерживает инициативу депутатов, попросивших суд разъяснить норму Основного закона.

На фоне торгов вокруг вопроса по децентрализации группа депутатов зарегистрировала в Раде проект закона, которым предлагается утвердить процедуру принятия новой Конституции Украины на референдуме.