Карта дня
15 ФЕВ. 2018 | 07:26
Почём летать и почему за столько

Росавиация с 10 марта начнет мониторить цены на авиабилеты к Чемпионату мира по футболу. Обнаружив необоснованное повышение стоимости, ведомство должно будет информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ.

Цены на авиабилеты могут быть разными в зависимости от множества факторов.

Ещё в июле 2017 года служба заинтересовалась высокими ценами на авиабилеты по маршруту Якутск - Москва - Якутск. "При сопоставлении цен на перевозки по различным маршрутам - стоимость на билеты из Хабаровска и Владивостока в Москву значительно ниже аналогичных из Якутска в Москву", - сообщала тогда ФАС.РИТЕ ТАКЖЕ

В августе 2017 года служба направила запросы в авиакомпании. Чиновников интересовало, к примеру, почему стоимость билетов не снижается, даже если не все билеты на вылетающий рейс выкуплены. Ведомство потребовало у авиаперевозчиков детальную статистику продаж и описание математической модели расчета тарифов.

В необоснованном повышении цен ФАС подозревала специальные компьютерные системы, которые устанавливают тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса, объснял глава ведомства Игорь Артемьев, однако их работа выглядит как картельный сговор всех мировых авиаперевозчиков.

ФАС изучила работу этих систем и пришла к выводу, что рост цены не всегда обоснован повышенным спросом, а стоимость перелета определяют не машины, а люди - экономисты-математики, работающие в авиакомпаниях.

Дело в том, что у каждой авиакомпании есть билеты по разным тарифам, которые она определяет самостоятельно. От тарифа, по которому куплен проездной документ, зависит перечень оказываемых перевозчиком услуг. В самолете люди, купившие билеты в эконом-класс по разным тарифам, будут сидеть рядом, но от стоимости их билета зависит, можно ли его вернуть, обменять и придется ли за это доплачивать.

Более того, дорогие тарифы допускают, что пассажир может не явиться на рейс, сохранив право по этому билету в любой другой день улететь по этому же маршруту.

Разрабатывая тарифы, авиакомпания учитывает, что всегда есть пассажиры, которые готовы заплатить за билет если не любые деньги, то достаточно крупную сумму. Также есть те, кто точно полетел бы, если им предложить небольшую скидку.

Поэтому у перевозчиков есть некий тариф, который позволяет им окупить расходы на перелет и получить незначительную прибыль, продав по этой цене, допустим, 70% кресел на рейс.

Чтобы продать билеты, авиакомпания размещает их по различным тарифам на каждый рейс в глобальные дистрибьюторские системы (ГДС) - это международные компьютерные системы бронирования. Именно на них ссылался Артемьев, объясняя высокие цены на авиаперевозки.РИТЕ ТАКЖЕ

ГДС занимаются дистрибуцией, но изначально тарифы устанавливает перевозчик. ГДС помогают управлять тарифами, регулировать спрос и раздают билеты сотням и тысячам агентов по всему миру. При продаже билета нет злоумышленников. ГДС - это лишь витрина, она может публиковать только ту тарифную информацию, которую предоставляют перевозчики.

Но у подразделения авиакомпании, управляющей ГДС, есть отдельные программно-аналитические комплексы - это система управления доходами. Впервые ее стали использовать американские авиаперевозчики в 1960-х годах. Алгоритмы системы позволяют перевозчикам, опираясь на сложные математические модели, в то или иное время открывать или закрывать те или иные классы бронирования. Цель - получить максимальную прибыль и продать места в самолете по максимально высокой цене.

Если авиакомпании уверены, что смогут продать все билеты на рейс, то на последние места они цены снижать не будут, а, наоборот, могут их повысить.

Рост цены при повышении спроса не противоречит ни законодательству, ни мировой практике, ни схеме взаимоотношений между авиакомпаниями и поставщиками услуг.

Антимонопольная служба в ходе проверок выяснила, что стоимость билетов определяется авиакомпаниями. "Мы точно установили, что не машина устанавливает цены, это делают люди. Мы будем пытаться, руководствуясь здравым смыслом, с авиакомпаниями в таком мягком варианте изменить их алгоритмы и не допускать несанкционированного ручного вмешательства, связанного с ростом цен, не основанного на серьезных доказательствах спроса", - сказал Артемьев.

Поскольку назначает тарифы и создает алгоритмы продаж авиакомпания, она же может менять работу алгоритмов и, соответственно, влиять на цену билетов.

Вмешательство ФАС в ценообразование позволяет надеяться, что цены на авиабилеты снизятся. Для выработки справедливой цены ФАС уже создала рабочую группу, в которую войдут крупнейшие отечественные авиаперевозчики.

В 2017 году, по данным онлайн-сервисов для организации путешествий, цены на авиабилеты уменьшались. Авиаперелеты россиян эконом-классом за границу подешевели на 12,3%, на внутренние направления - на 7,5%.

При этом за 2017 год на 20% увеличилась стоимость авиатоплива и на 15% выросли аэропортовые сборы. И количество обслуживаемых клиентов выросло почти на 20%.