Карта дня
13 ИЮНЯ 2018 | 10:50
Как дышать когда тебя душат

Минфин развлекался налоговыми маневрами, которые в итоге вздернули цены на бензин. Теперь, пытаясь избежать дурных последствий, в ведомстве очнулись и хотят смягчить удар по кошельку моторизированных граждан.

У чиновников и монополистов - производителей нефтепродуктов, созрел новый план как не угробить сельское хозяйство ценами на топливо.

Так, ведомство подготовило законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, этот документ призван смягчить повышение цен для потребителей, которое, по замыслу, не превысит 1% в год для бензина и дизельного топлива. Но другие нефтепродукты, например мазут и битум, подорожают в полтора раза и более.

Минфин 9 июня разослал законопроект участникам процесса, 14 июня документ будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, а через неделю — на заседании правительства, после чего должен быть внесен в Госдуму. Маневр заключается в поэтапном, в течение 2019–2024 годов, снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением НДПИ на нефть. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, а внутренние цены на них, а также на нефть для переработки вырастут.

Чтобы внутренние цены на топливо не выросли еще сильнее, крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть. По словам собеседников газеты, критерием будет производство товарного бензина пятого класса: заводам, у которых на него приходится более 10% первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчета примерно 3 тысячи рублей на тонну перерабатываемого сырья при нынешнем курсе рубля.

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз "только для бензина" исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 миллиона тонн сырья, но производит только 300 тысяч тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 миллиона тонн. НПЗ, которые не производят товарный бензин, вообще не получат акциз, это, в частности, завод в Усть-Луге Новатэка и Марийский НПЗ группы New Stream Дмитрия Мазурова.

Отрицательный акциз будет дополнен так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) превышает текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет возвращает НПЗ половину разницы. В обратную сторону, то есть при наличии премии внутреннего рынка, механизм работать не будет.

Установление акциза будет рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое. С учетом этих инструментов налоговый маневр, как ожидается, должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 рублей на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 рубля на литр). Однако рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше — не менее чем на 50% на битум и мазут, а также существенно на авиакеросин и судовое топливо. Других льгот для НПЗ, например компенсации логистического отставания или субсидий на модернизацию, которые предлагало Минэнерго, не будет.