Карта дня
28 ФЕВ. 2020 | 07:15
Банкротство не прокатит

В стране распространена процедура преднамеренного и фиктивного банкротства кредитных, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Преднамеренное банкротство могут начать наказывать очень жестко.

При этом все остаются при деньгах. Кроме граждан, которые рискнули воспользоваться услугами этих организаций. Депутаты Госдумы Ирина Яровая, Анатолий Аксаков, Николай Николаев решили, что эту практику нужно прекращать.

Депутаты предложили зафиксировать ответственность за незаконное банкротство кредитных, страховых организаций и НПФ в отдельных статьях УК РФ, сделав ее более строгой по сравнению с наказаниями за банкротство иных организаций.

В частности, уголовная ответственность совершившим такие деяния лицам будет наступать в любом случае, вне зависимости от размера ущерба. Сейчас она грозит только в случае крупного ущерба (свыше 2,25 млн рублей), в остальных случаях предусматривается административное наказание. В частности, должностным лицам организаций может грозить штраф до 10 тыс. рублей или дисквалификация до 3 лет.

За преднамеренное банкротство кредитных, страховых организаций и НПФ, если ущерб не превысил 2,25 млн рублей, депутаты предлагают наказывать штрафом от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей, либо лишать свободы на срок до 4 лет со штрафом до 1 млн рублей. В случае, если ущерб оказался крупным, то предлагается назначать штраф от 1 млн рублей до 4 млн рублей, либо отправлять в колонию на срок до 7 лет со штрафом до 2 млн рублей. Сейчас за такое преступление УК РФ предусматривает штраф от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, либо лишение свободы до 6 лет со штрафом в 200 тыс. рублей.

Также парламентарии предлагают ужесточить санкции и за фиктивное банкротство кредитных, страховых организаций и НПФ, то есть за заведомо ложное публичное объявление руководителем о несостоятельности компании. В случае, если такие действия привели к ущербу на сумму до 2,25 млн рублей, гласит законопроект, виновному будет грозить штраф от 300 тыс. рублей до 1 млн рублей, либо лишение свободы до 5 лет со штрафом до 1 млн рублей.

Если ущерб окажется больше, то и ответственность будет строже - штраф от 1 млн рублей до 4 млн рублей, либо заключение на срок до 7 лет со штрафом до 2 млн рублей. Сейчас за аналогичные действия виновному грозит штраф от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей, либо лишение свободы до 6 лет со штрафом до 80 тыс. рублей.

Кроме того, законопроект ужесточает ответственность и за неправомерные действия при банкротстве таких организаций, в частности сокрытие, уничтожение, отчуждение имущества. Если ущерб превысит 2,25 млн рублей, за это виновному будет полагаться штраф от 1 до 3 млн рублей, либо тюремное заключение на срок до 6 лет со штрафом в 2 млн рублей. Сейчас за аналогичные действия взыскание не превышает 100-500 тыс. рублей, а срок заключения не может превышать 3 лет.

Также парламентарии предлагают внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), исключив из него упоминание о наказаниях за фиктивное и преднамеренное банкротство в кредитных, страховых организациях и НПФ (законопроект №909936-7).

Необходимость ужесточения ответственности за криминальные банкротства депутаты объясняют "недостаточным правоприменительным потенциалом" административных и уголовных наказаний за преступления в сфере банкротства. В частности, в сопроводительных материалах к проекту депутаты ссылаются на "достаточно скромное" соотношение числа банкротств и осужденных по статьям за фиктивное, преднамеренное банкротство и неправомерные действия при нем (статьи 195-197 УК РФ).

Так, по статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ, количество организаций и граждан, признанных банкротами, в 2016 году составило 14127, в 2017-м - 43730, а в 2018-м - 57347. Однако в 2017 году зарегистрировано только 281 преступление по статьям 195-197 УК РФ, в суд направлены уголовные дела о 65 преступлениях, осуждены были 31 человек. В 2018 году зарегистрировано 271 преступление, в суд направлены уголовные дела о 53 преступлениях, а осуждены 36 человек.

Установление крупного ущерба осложняется тем, что финансовый анализ, в рамках которого готовится заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного банкротства, проводится в период процедуры наблюдения, когда арбитражный управляющий ограничен в способах получения полной информации о финансово-хозяйственной деятельности должника, говорится в пояснительной записке к проекту. Это препятствует своевременному возбуждению уголовных дел в данной сфере, в частности, по статье о преднамеренном банкротстве 196 УК РФ, а также способствует выводу активов и увеличению задолженности перед кредиторами, отмечают авторы законопроекта.