| регистрация
логин

пароль

войти через соцсеть
Эксперт
04 ОКТ. 2016 | 12:36

Вежливые люди Руси. Московская Русь как правовое государство

Веселые скоморохи, скоморохи люди вежливые, скоморохи очестливые. (Кирша Данилов. Древние российские стихотворения 1878 г.)
Как связаны скоморохи, кулачный бой и Иоанн Грозный? (Иван Елусов. "Кулачный бой", 2007).

"Весь продолжительный период в истории светской музыки в России с XI века (раньше этого времени мы не имели письменных свидетельств о музыкантах и певцах русских) до середины XVII столетия может, по справедливости, быть назван эпохой скоморохов".

(Фаминцын А.С. Божества древних славян).

"Иоанн. Как твое имя, кудесник?

Тимофеев. Меня зовут Тимофеев.

Иоанн. Князь?

Тимофеев. Какой там князь! У нас один князь на всю Москву, и тот утверждает, что он сын кучера".

(Булгаков М.А. Иван Васильевич.)

"Все страны живут по законам, а Россия - по пословицам и поговоркам"(1)

(Александр II)

Читая свидетельства той эпохи, категорически убеждаешься, что правопорядок в стране определяется не количеством законов, а обычаем и традицией, базирующихся в свою очередь на чувстве собственного достоинства и осознании человеком своего места в живом организме общества (рода-племени). Отсюда приговорка: "Умный хвалится родом-племенем, глупый – молодой женой".

Поэтому верховная власть Московской Руси поощряла общинное самоуправление, а законодательно стремилась регулировать, как правило, только отношения между членами разных

общин (2), а также воспрепятствовать нарождающейся монополии христьянской церкви.

В предыдущей статье "Очень приятно, Царь!" мы тезисно осветили некоторые положения Судебника Ивана Васильевича "Грозного", сегодня речь пойдет о не менее важном документе, именуемом "Стоглав", стержень которого составляет диалог "Грозного" с христьянской партией, возглавляемой митрополитом Макарием, который по непонятным мне причинам вошел в историю как один из лидеров "нестяжателей". (Чтобы понять, что мои недоумения не имеют значения для дела, я поделюсь еще одним. Я, например, не верю, что Иоанн Злотоуст получил свое прозвище за красноречие. Невозможно предположить, зная нравы Византийского двора того времени, и моральный облик патрона Златоуста, чтобы туда затесался проповедник праведник).

Через год после первого "съезда народных депутатов" - первого Земского собора (3), который, напомню, происходил в Москве в 1550 году, состоялся Собор так называемых духовных властей, которому Царь предложил на обсуждение и разрешение целый ряд вопросов. "Свод постановлений – иначе "уложение" или "соборная книга", представленная в виде "святительских ответов" на "царские вопросы", состоящая из пунктов (глав) явилась итоговым документом деятельности Собора, названного по числу глав "Стоглавом".

Митрополит Макарий (Булгаков) (1816-1882) называет этот Собор "важнейшим из всех соборов". Так получилось, что первое печатное издание "Стоглава" появилось через 300 с лишним лет в 1860 году не в России, а за границей в Лондоне" (Стоглав/ Издательство Воскресенiе, стр. XVIII).

Так получилось... А почему, же собственно говоря, оно получилось именно так? Да, слишком конкретно, не политкорректно "Грозный" ставил вопросы, и слишком уклончивы порой были ответы, а иногда, напротив, слишком и очевидно неудовлетворительны для династии и церкви при Романовых, которые и включили "Стоглав" в "список экстремистской литературы". "В 1667 году он был запрещен патриархом Никоном как еретическое произведение. Почти двести лет этот документ был засекречен!" (Павел Шибанов. "Как пройти в библиотеку Ивана Грозного"). Оно, конечно, понять Никона не мудрено. Как он мог допустить, чтобы пастве было известно содержание главы 31 "Стоглава", например.

Там совершенно четко говорится, что креститься подобает двумя перстами.

"А еще кто двема персты не благославляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестнаго знамения; да будет проклят якоже Святые Отцы рекоша". Кстати "двема персты" "крестились" и "язычники". Сколько народу полегло в раскол из-за этой "формальности"!

***

Насаждая свои мировоззренческие ценности, христианская партия была естественным образом заинтересована в искоренении остатков "язычества". Языческую традицию "в массы" несли, в том числе, и прежде всего скоморохи, культивировавшие радостное отношение к жизни, сберегающие традиции и культурное наследие, поддерживающие состояние вечности, настраивающие человека на животворное общение с природой, предками, Богами, т.е. устанавливающие связь с иномирьем. (На Руси одно веселие – пети.)

Суррогатом этой связи, причем с диаметрально противоположным знаком, является нынче ТВ, Интернет и прочие "культурно-спортивные" мероприятия, включая, естественно, и отправление церковных обрядов, а также употребление возбуждающих и наркотических средств, способных вызвать "образов мельканье".

Грозный не пошел на поводу у христьянской партии, требовавшей положить конец "бесовщине" скоморохов. Экс-митрополит Иоасаф выразил общее мнение церковных иерархов. "Бога ради Государь вели их вывести, кое бы их не было в твоем царстве, се тебе Государю великое спасение, аще бесовская их игра не будет" (4).

Спасаться такой ценой Государь не пожелал (5).

* * *

Скоморохи это не просто "артисты широкого профиля", "аниматоры" это, прежде всего, ведающие жизнь люди, передающие знания и умения в наиболее удобной для восприятия и усвоения форме. Именно в этом смысле их называли на Руси людьми вежливыми. И в этом смысле вежливым можно назвать человека в совершенстве владеющего, например, воинским искусством.

Кстати, скоморохи занимались и "военно-патриотическим воспитанием молодежи", организуя, в частности, знаменитые кулачные бои, в том числе, стенка на стенку. Так что молодые русы были, как говорится, "всегда готовы" без различия званий и сословий. Здесь уместно отметить и напомнить, что искусство рукопашного боя являлось еще и институтом процессуального права, ибо, если при разрешении споров судебное следствие заходило в тупик, правый определялся "жребием богов", т.е. попросту говоря, поединком, который назывался полем. При этом неукоснительно соблюдался принцип равенства перед законом и судом.

"Такъ въ одномъ судномъ дѢлѢ …, когда боярскiе дѢти отказались драться съ крестьянами, и требовали, чтобъ отвѢтчики выставили противъ нихъ боярскихъ же дѢтей, то судьи не уважили дворянского предразсудка свид Ѣтелей, и обвинили истца, какъ в слѢдствiе простаго отказа отъ поля" (Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского аппеляционного судопроизводства от судебника до учреждения о губерниях).

Кстати, гусляры и игрецы на прочих музыкальных инструментах, также относились к доблестному скоморошьему сословию, равно как и "артисты разговорного жанра" - сказители. Они славу рокотали, сказки баяли, свивали стародавнее с сейчасным в круговороте вечности.

"Скоморохи отождествлялись народом с волхвами, чародеями, ведунами… Чудодейственная сила, которую народное представление приписывало скоморохам, обнаруживается и в непременном, постоянном участии их в свадебных торжествах" (А.С. Фаминцын. Божества древних славян).

И вещий Боян, и автор "Слова о полку Игореве", и былинный Садко, способный очаровать и Царя Морского – все они скоморошьего "рода-племени". Как с такими конкурировать без административного ресурса? Поэтому – "вывести".

Лавры выводителей по праву принадлежат первым Романовым. Именно они прекратили "Великую Игру". Окончательно крест на скоморошестве поставил Алексей Михайлович, получивший прозвище "Тишайший", возможно именно за это. При нем на Руси воцарилась мертвая тишина.

"Искренняя и глубокая ненависть к скоморошеству благочестивого царя Алексея Михайловича нанесла сословию скоморохов смертельный удар. Вскоре по вступлении своем на престол царь стал заботиться о поднятии нравственности своих подданных, прибегая для этого, еще в большей степени, чем это имело место при Михаиле Федоровиче, к крутым, насильственным мерам: строго приказывалось народу посещать церковь, говеть, - списки людей не говевших приказывалось присылать в монастырский приказ, и попадавшим в эти списки грозила опала без всякой пощады; предписывалось в воскресенье и в господские праздники не работать, в Филиппов пост поститься и в церковь ходить каждый день и т.п.; в то же время, под угрозою строгого же наказания, запрещались всякие суеверные действия: волхвование, чародеяние, гадание, а также всякие игры, музыка, песни, пляски, переряживание.

Все это изложено в царской грамоте от 1648 года (6).

"Наказание без пощады", "великая опала и жесткое наказание", "битье кнутом" и "битье батогами", а главное – ненависть самого юного царя Алексея Михайловича к скоморохам, конечно, небезызвестная властям и руководившая действиями последних, - все это не могло не оказать сильного влияния на участь преследуемых царскими указами, скоморохов, главных зачинщиков "безчинств и неистовств" (А.С. Фаминцын. Божества древних славян).

* * *

Подискутировал Царь на Соборе с иерархами и на такие традиционные для Церкви темы как содомия и мздоимство- ростовщичество (7).

Особливо настаивал "Грозный" на необходимости благотворительности в отношении нищей и убогой братии, исходя из максимы: "Церковное богатство – нищих богатство" (Вопрос 16).

Справедливости ради стоит отметить, что и в Западной оконечности Европы XVI века уделялось определенное внимание нищим и бездомным. Например, в Британии во времена Генриха VIII было повешено 72 тысячи "бомжей", которым вменялось "бродяжничество и попрошайничество". Как говорится, не стой на пути индустриализации. Эти бродяги прежде имели ПМЖ, но понадобились пастбища для овец.

Интересен поднимавшийся на Соборе вопрос о так называемых сорочках новорожденных, как нельзя нагляднее иллюстрирующий разницу "языческого" и христьянского мировоззрений.

Для начала скажу, что поговорка "родился в рубашке" не есть фигуральное выражение для обозначения везучего человека. Родиться в рубашке (сорочке) значит попросту то, что новорожденный выходит из материнской утробы в плаценте, что является признаком исключительного здоровья ("любви Богов"). После извлечения ребенка из плаценты, ее по определенной традиции несли в "святое место", в частности к алтарям для поддержания контакта новорожденного с вышним миром по симпатическим каналам связи. Считая деторождение процессом, строго говоря, греховным, христьянская церковь пресекла и эту традицию.

(1) Царь - "освободитель" лично вычеркнул Ивана IV Грозного из списка исторических деятелей, предполагавшихся к увековечиванию в монументальной композиции, посвященной тысячелетию России (Великий Новгород).

(2) По свидетельству Ф.М.Дмитриева московская аристократия сохранила в местнических делах "остаток старины еще более древней"."ИзвѢстно, что по искамъ въ отечествѢ между однородцами, правительство не рѢдко поручало рѢшенiе спора ихъ старым родителямъ. Очень вѢроятно, что въ этомъ обычаѢ сохранились слѢды внутренней родовой расправы…

При первомъ пробужденiи административныхъ стремленiй, вмѢшательство его въ дѢла общинъ не только не повелѢвается, какъ послѢ воеводамъ, но всячески и заботливо устраняется верховною властiю…"

"Право живетъ въ народныхъ обычаяхъ, и вѢещатели его суть цѢловальники, люди добрые, люди лучшiе, избираемые по половинѢ съ обѢихъ сторонъ. Они-то наполняютъ формы суда матерiальнымъ содержанiемъ" (РѢчь объ Уложенiи профессор Ф.Морошкина. М, 1839)

(3) Во исполненiе рѢшенiй Собора послѢдовало новое съ льготами распредѢлѢнiе земель, предоставленныхъ во владѢнiе служилымъ людямъ (дворянамъ и дѢтямъ боярскимъ), которые несли на себѢ всѢ тяготы военной службы; важное облегченiе было дано и народу: во многихъ отдалённыхъ краяхъ Московского государства, гдѢ населенiе страдало отъ бездѢйствiя власти, городскимъ и сельскимъ общинамъ было даровано право самосуда, по которому общины могли сами выбирать изъ своей среды правителей и судей, обязанныхъ наблюдать за справѢдливою раскладкою податей и повинностей, а также за тишиной и безопасностью отъ "всякихъ недобрыхъ людей".На этомъ же СоборѢ (созванномъ для утвержденiя Судебника и уставных грамотъ) "Царь предложилъ митрополиту Макарiю и другимъ iерархамъ сд Ѣлать для церковнаго управленiя то же самое, что онъ сд Ѣлалъ для государственнаго – то есть пересмотрѢть всё "разрозненное и изшатавшееся": первое привести къ единству, второе – утвердить". (Стоглав/Издательство Воскресенiе, стр. XVII)

(4) Кстати, именно после того как их вывели, утвердилось и пьянство на Руси. Смотри также обязательно статью Розанова В.В. "Как святой Стефан порубил "прокудливую березу" и как началось на Руси пьянство".

(5) Грозный как известно, жаловал скоморошьи "потехи", в т.ч. и личным участием.

(6) Данная грамота рисует нам картину современных Алексею Михайловичу народных увеселений и игрищ, главными действующими лицами которых являются скоморохи: "Ведомо нам учинилось, - вещал царь в своей грамоте, - что в Белгороде и иных городах и в уездах мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в Господские дни и великих Святых, во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людях во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянех учинилось многое неистовство: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелестником скоморохом последствуют, на безчинное их прелщение сходятся по вечером и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерзких искверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцев… (далее следует порицание кулачных боев, качания на качелях (Господи! Да чем ему качели-то не угодили!), перечисление разных чародейств и волхвований), и медведи водят и с собаками пляшут, зернью, и карты, и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовския песни… (следует порицание обычая скакать на досках на Святой неделе, а затем говорится о святочных увеселениях) сходятся мужесково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище, по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякии бесовския игры; а в навечери Рождества Христова и Васильева дни, и Богоявления Господнякички бесовски кличут – Коледу, Таусен и Плугу… и сказки сказывают небылные, и празднословю с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такими помроченными беззаконными делами, и накладывают на себя личины и платье скоморошское, и, меж себя нарядя, бесовскую кобылку водят: и в таких позорищах своих многие люди в блуд впадают… (далее царь переходит к участию скоморохов в свадьбах). Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники и сквернословцы и скоморохи со всякими бесовскими игры; и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестем и ко пьянству, и отцов духовных… наказания не слушают". По изложении всех этих бесчинств и беззаконных дел грамота предписывает: приказать людям, чтобы они "скоморохов з м(д)омрами и с гусли и с волынками и со всякими игры… в дом к себе не призывали,… и медведи (не водили), и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили… богомерзких и скверных песней (на свадьбах и по ночам на улицах и поляхъ) не пели, и сами не плясали и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качались… и личин на себя никаких не накладывали, и кобылок бесовских (не наряжали), и на свадьбах безчинства и сквернословия не делали. А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерзкаго дела не отстанут, и учнут впредь такова богомерзкаго дела держатся,и по нашему указу тем людем велено делать наказанье: где такое безчиние объявится, или кто на кого такое безчиние скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от такова безчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры в другие, и выб тех ослушников велели бить батоги; а которые люди от такова безчиния не отстанут, а объявятся в такой вин в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в украйные города за опалу. Одноличноб есте нашу грамоту всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерзких и о чародейных играх всяких чинов людем городских и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и велели те списки по торшком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкий заказ ведом был всем людем".

(7) Исторiя Стоглавого Собора некоторыми исслѢдователями рассматривается как исторiя борьбы партiй "iосифлянъ" и "нестяжателей". Вопросы были написаны подъ влiяниiемъ нестяжателей, а отвѢты – под влiяниiемъ iосифлянъ. Въ самомъ Стооглавомъ СоборѢ видѢли компромиссъ между правительственной программой нестяжательного толка, к которой тяготел самъ Царь, и iосифлянскимъ большинствомъ, составлявшимъ высшiе слои Церкви во главѢ съ митрополитомъ Макарiемъ. Царю пришлось уступить этому большинству, хотя и удалось добиться мѢеръ, направленныхъ къ ограниченiю роста церковного землевладѢнiя (Стоглав/Издательство Воскресенiе, стр. XIХ).

ООО "Альфа-Медиатор"
Услуги профессиональных медиаторов
Альтернативная процедура урегулирования хозяйственных, семейных, трудовых и иных споров

Судебная медиация
Индивидуальный подход
Полная конфиденциальность
Бесплатные консультации


Телефон (495) 688-43-65, (903) 763-57-27, (985) 804-32-96
www.a-mediator.ru