Полемика
14 МАРТА 2014 | 14:54
Древность и экстремизм

Появление все большего множества публикаций, касающихся древности, бытия и верований наших предков, публикация взглядов, отличающихся от ставших стереотипными и "правильными" для тех, кто сохранил прежние воззрения, кто не пришел к иным взглядам, вызвало реакцию "консерваторов", и она легко прогнозируема.

Идеальная культурная картинка современного отечественного телевидения.

Новые взгляды - лживы или неправильны, а также и вредны и даже достойны не только профессионального осуждения, но и правовой оценки, возможности вывода за положительную часть законодательного поля, может быть и присуждения срока. Тем более, что в законах предусматривается наказание за пропаганду экстремизма, за действия экстремистского характера, за терроризм и т.п. Однако если нанесение материального вреда и вреда здоровью, сам способ нанесения вреда и угрозы нанесения вреда достаточно легко опознаваемы, то нанесение вреда той или иной версией устройства мира, общества, человечества, человека и т.п. далеко не столь очевидны.

Конечно, желающему сохранить готовые стереотипы оценок на "рискованном", сложном и неоднозначном материале, если сами стереотипы касаются исторически идентичных или похожих сюжетов, уже оцененных обществом и человечеством в целом негативно, предоставляется возможность подбора таких фрагментов оцениваемого материала, которые максимально соответствуют возможности подвести под негативные оценки, либо можно подобрать максимально негативные квалификации и находить подходящий материал, переходя к той или иной по масштабам модификации материала, перефразировке, которая удобна для обвинительного, "защитного" отношения и проводить этим интеллектуальную "зачистку", готовя авторам прямое обвинение. Нужно ли этим заниматься тому, кому дорога "истина", "правда", "корректность" в интеллектуальном и этическом отношении к автору, вносящему новую, иную, может быть существенно отличающуюся от прежних воззрений точку зрения, в том числе и о хорошо "знакомых" событиях, о необычных для прежних воззрений событиях?

В случае введения иной точки зрения, как показывает практика научных и философских исследований и разработок, а сама возможность такого введения никем в науке и в философии не оспаривается, само мнение "новатора" подвергается изучению не только в стиле опровержения, но и установки на подтверждение, так как ученый и философ осознает относительность истинного статуса любой человеческой версии о том, как устроено бытие, в том числе и что происходило когда-то в истории не только и не столько как материальный факт, а как имеющий сущностную, невидимую основу факт. Мыслитель изначально готов к проблематизации любой версии, если он уже прошел рефлексивную школу, приобрел опыт сознавания особенностей познавательного процесса в масштабах либо отдельного человека, либо сообщества любознательных, либо научной школы, либо совокупного опыта познания человечеством в целом.

Но и у проблематизации есть выработанная рефлексивным опытом сообщества ученых процедура, тем более, если процедура оформлялась в методологии, а процедура требует соответствующих мыслительных действий. Существует логическая форма организации мышления в случае подтверждения или опровержения, постановки и решения задач и проблем в познании. Для надежности следования этим процедурам существует возможность и, в спорном случае, необходимость применения мировидческих средств оценивания содержания мнения. Есть достаточно определенная в методологии и различная по масштабам детализации процедура проверки "осмысленности", правильности построения мыслительной процедуры того или иного типа. Иначе говоря, если есть желание выявить оправданность новой точки зрения и не разрушать ее поспешно формалистическим способом, не рассматривая этически негативный вариант очернения новой точки зрения по "заказу", за вознаграждение или поощрение, то средств и форм аккуратного отношения к новому воззрению в культуре мышления достаточно много.

Что специфично для данного случая? Речь ведется о взгляде на историю, историю жизни, верования, самоотношения, взаимоотношений между макрогруппами, их идеологического, религиозного и т.п. самоопределения. Более конкретно речь ведется о славянской истории, о мировоззренческих и мироотношенческих основах их самоорганизации, об их отношении к иным народам, этносам, верованиям, устоям и др. Но следует различать полученный авторами результат - содержание мнения, которое выступает для всех иных людей как "гипотеза", а для авторов - как "истина", с одной точки зрения, и способ получения, форма интеллектуальной работы, а также мыслительные средства, используемые авторами в ходе построения своей версии. И тогда те, кто должен выработать отношение к версиям, обязан поинтересоваться не только самим содержанием, результатом, но и способом его получения, а значимость способа всегда выше значимости результата, значимость критериев выше, чем значимость способа. Авторы могут ошибаться и им можно помочь, выявив дефекты в способе и критериальном обеспечении. Но если критик занимает обвинительную позицию изначально или не осуществил в полноте реконструкцию взглядов автора, то он невольно или сознательно становится на сторону тех, кого не интересует истина и такая критика не только бесполезна, но и вредна для общества, задерживает бытие иллюзорных воззрений, не пропускает саму возможность устранить иллюзии и заблуждения, неверные версии и специально созданные дезинформации.

Знание и образование - точки опоры развития самосознания.

Можно ли увидеть проблемное поле в исторических реконструкциях, касающихся нашей страны, проблемное напряжение, значимое для всех искренних патриотов России и славянского мира?

Очевидно, что можно. Даже при обзорном чтении литературы и анализе дискуссий видно, что "наше тысячелетие" является частью другой, большой истории. Петр Первый и др. "западники" срезали 5 тысяч лет именно нашей истории. Название "славяне" трактуется не по переводу в пользу "рабы" (склаве), а в пользу " прославления Бога" как древнейшей процедуры русов и ариев. Еще " недавно" историки в России, в том числе в ХУ111-Х1Х в. знали, что македонцы, спартанцы, этруски, троянцы и др., в том числе скифы, половцы, камаки и др.были в рамках единого суперэтноса, что многие территории Европы были заняты, различным образом в разное время, славянским этносом в его модификациях, а генетические исследования уже в наше время опознало как славянское население десятой части населения Индии и подобные опознавания выявили нечто подобное в разных местах. Конечно, нужно обладать высокоопределенными понятиями "этноса", "генотипа", "закона крови", "кровосмешения", "ослабления или усиления генного потенциала", "культуры", "веры","религии","цивилизации", " церкви" и др., чтобы приступать к раскрытию исторической динамики и трансформации народов, государств, причин и характера миграций, появления религиозных систем, оформления их в конфессии и т.п. Уровень определенности применяемых понятий оставляет желать лучшего, так как почти не видны признаки культуры построения понятий и требования к этим процедурам игнорируются, хотя все условия для серьезного отношения к инструментам мысли были сформулированы в немецкой классической философии( от Канта до Гегеля) и значительно технологизированы в методологии ( московская версия с середины 50х годов ХХ века). Имеющиеся понятия в гуманитарии и сложившиеся стереотипы разработки и применения понятий помогают в негативной работе тех критиков, которые по наивности или злонамеренности пытаются не выяснять, а бороться с новаторами и нередко для их "закапывания".

Конечно, даже небольшая по объему ориентировка в гуманитарии и политической линии истории показывает, что история характерна не только военными, кровавыми столкновениями на фоне многослойной жизни цивилизационных единиц и так называемого прогресса. Она характерна борьбой приверженцев "темных" и "светлых" начал в универсуме, попытками завоевания мира через посредство использования религиозных систем, идеологических конструкций, спекулятивного применения имеющихся знаний, завоевания сознания жертв агрессии ментального и мироотношенческого типа в масштабах элиты и народов в целом. В этой борьбе исключительно значимой является роль трактовок истории для манипулирования историческим сознанием жертв агрессий.

Понимание этого ведет к двум главным выводам: следует выявлять статус исторических версий - либо они являются оружием в цивилизационной борьбе, либо они прорываются в зону выяснения истины происшедшего. Во втором случае можно и нужно применять все средства и способы познавательного отношения, реконструкции потенциала приближения к сути дела, истине и помогать авторам преодолевать их личные заблуждения, помогать прояснению путей более совершенного поиска. Конечно, важно распознавать статус критических усилий, оценочных версий и выносить на публичный уровень спекулятивные "зачистки" и "восхваления", в отличии от искренних поисков дефектов у авторов. Но для успешности оценочной практики необходимо разрабатывать стандарты арбитражного мышления, выходящего за рамки предлагания тех или иным мнений. В настоящее время арбитражное мышление, опирающееся на требования культуры мышления, не имеет достойных образцов, не считая редкие образцы корректного мышления в методологическом пространстве.

Мы считаем, что растущий поток новых версий о нашем прошлом требует создания цикла разработок по методологии как самих исторических реконструкций, так и критических арбитражных оценочных процедур. Этим можно помочь тем авторам, которые искренне проникают в неизведанные слои нашего великого прошлого и оградить их от агрессивного вытеснения ради консервации устоявшихся стереотипов исторического видения. Тем более, что ведические прошлое становится все более очевидным и различимым, как и путь к нынешним событиям и взглядам на целое исторического пути. Все видят, что Запад ведет ментальную войну против всех, кто не соответствует стандартам "западной версии правильного общества" для контроля за миром в целом и руководства им. Россия стоит в центре вожделений как по этим общим соображениям, так и по меркантильным , ресурсным соображениям. Для этого создается примитивная и утонченная историческая ложь, вытеснение всех попыток приблизиться к подлинной истории.

СПРАВКА КОНТЕКСТА

Олег Сергеевич Анисимов. Доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук, Российской экологической академии, Академии социальных технологий, и местного самоуправления, Академии социальных и педагогических наук, Русской секции Международной академии наук.

В 1974 году закончил факультет психологии МГУ. В 1984 защитил кандидатскую диссертацию по теме "Формирование мыслительных операций студентов с использованием схематических изображений". В 1994 защитил докторскую диссертацию по теме "Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура", и в 2006 защитил диссертацию на степень Grand doctor philosophy и получил звание Full professor Международного университета русской секции. Автор более 400 научных трудов. Создатель неформального межрегионального научного сообщества "Московский методолого-педагогический кружок" и первой учебной кафедры методологии в СССР в Высшей школе управления Агропрома РСФСР. Автор и руководитель множества оргдеятельностных игр и игромодельных циклов, в которых проходят подготовку управленцы, преподаватели, аналитики-консультанты России и ряда стран СНГ.

В настоящее время О.С. Анисимов является профессором кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, руководителем методологического центра "Цивилизационные стратегии".