Главная тема
24 МАРТА 2014 | 14:18
Кувшинное рыло демократии

Гоголь как зазеркалье "русской революции". Не так давно страна вспоминала, что исполнилось 205 лет со дня смерти Великого Русского Поэта Николая Васильевича Гоголя. И сегодня мы на пороге его дня рождения, которое широко будет отмечать вся страна.

День смерти и рождения Гения: что видел он, чего не видим мы.

Говорят, Гоголь безответственно относился к слову, не был его хозяином, а наоборот; что дар, щедро отпущенный, разбазаривал, и при этом, как теперь сказали бы, за базар не отвечал.

Говорят, Гоголь не видел дальше собственного Носа… И? И Толстой не видел дальше собственного носа. Из-за этой разницы Толстой и не приметил стоящую в двух шагах "русскую революцию". А та всмотрелась в него, бросила под лавку и стала кровавой. Некого жалеть.

Никогда не понимал, как можно считать Гоголя "юмористом", остроумным. Остроумие, вопреки "мудрецу" Жванецкому, это не признак ума, а болезнь – одна из форм шизофрении. И развиваясь, она принимает форму "Камеди Клаб" и Петросяна. Гоголь хоть и болезненно ушёл, но это было не то.

Смех Гоголя всегда "через невидимые миру слёзы". Слёзы по Родине, по Руси. Именно по Руси. Гоголь совсем не "хохол", как по-свойски дразнил его тот же Розанов. На него и теперешние западенцы не зарятся. Слишком велик.

В сборнике Шевченко (не футболист, писатель такой) "Кобзарь", изданном на теперешней Украйне, к упомянутому там Гоголю, есть примечание – сноска, как к слову диковинному, незнакомому, и эта сноска гласит, что Гоголь – гениальный российский писатель, в отличие от того же Шевченко, который в предисловии именуется великим украинским поэтом. Кстати, в стихотворении, посвященном Гоголю, Шевченко сетует:

Не заріже батько сина,
Своєї дитини,
За честь, славу, за братерство,
За волю Вкраїни.
Не заріже – викохає
Та й продасть в різницю
Москалеві.

В поэтическом переводе Исаковского слово "Москалеві" означает "Царю".

Упомянутый Розанов, раздражаясь иногда, обзывал Гоголя "черным гномом", сетовал, что "гном" запустил литературные процессы, которые в свою очередь горячо любимую им Родину морально доконали. "Как это он так фонарь подсветил, что в свете его выходит, что вся Русь какая-то сплошная и злая карикатура". Черную дыру создал, куда без остатка канула Богом хранимая Россия. Розанов ошибся в оценке и признал, что ошибся. Потом переоценил. Но ошибся опять и опять. Но об этом позже.

Так вот, "Мёртвые души". Ярчайшая картина царства грядущего демократа. Причём, Чичиков человек не конченый, не совсем пропащий, в нём еще отзываются фантомные боли души. Но Бог уже выдал и свинья надкусила.

Фантомы и реалии русской жизни всегда пугали тех, кто не мог объять рассудком великую книгу.
Фантомы и реалии русской жизни всегда пугали тех, кто не мог объять рассудком великую книгу.

И вот все эти "обстоятельства жизни", "претерпевания за правду" постепенно обретают полную власть над человеком, превращая его в пушечное мясо демократии "коммерса всякой руки". И Гоголь говорит, и нельзя ему не верить, как говорит: "Вот смотрите – дальше всё: край, мерзость запустения. Делайте же что-нибудь каждый и власть имущие!".

"Мертвые души": читать - не перечитать.
"Мертвые души": читать - не перечитать.

Во втором томе "Мертвых душ" Гоголь предлагает свои рецепты радикального оздоровления общества. Особые надежды он возлагает на скорый и правый военно-полевой суд как единственное адекватное средство борьбы против коррупции и за здоровье нации в целом. А почитывал Гоголя и Николай I. И "обстоятельства жизни" сложились так, что второй том он не прочитал.

Если бы Гоголь орудовал сейчас, его как экстремиста "приняли" бы сразу после "Тараса Бульбы" (в редакции "Миргорода", 1835 г.). Помните кошевого атамана, обосновавшего необходимость войны с "бусурманами" причиной огромной задолженности "многих запорожцев"? "Позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймёт" (не про сегодня ли?).

"Так вы не слышали ничего про то, что жиды уже взяли церкви святые, как шинки, на аренды?"

"Скоро весь польский юго-запад сделался добычею страха… Города и сёла были совершенно стираемы с лица земли. Арендаторы-жиды были вешаны кучами, вместе с католическим духовенством".

Или вот, сказанное на века: "(Бульба) Что ж ты делал в городе (в Киеве)? Видел наших? (Янкель) Как же! Наших там много? Ицка, Рахум, Самуйло, Хайвалох, еврей-арендатор…

- Пропади они, собаки! – вскрикнул, рассердившись, Тарас. – Что ты мне тычешь своё жидовское племя! Я тебя спрашиваю про наших запорожцев".

А вот еще репортажик с сегодняшней Украины из "Записок сумасшедшего".

"Я сегодня все утро читал газеты. Странные дела делаются в Испании. Я даже не мог хорошенько разобрать их. Пишут, что престол упразднен и что чины находятся в затруднительном положении о избрании наследника и оттого происходят возмущения. Мне кажется это чрезвычайно странным. Как же может быть престол упразднен? Говорят, какая-то донна должна взойти на престол. Не может взойти донна на престол. Никак не может. На престоле должен быть король. Да, говорят, нет короля, - не может статься, чтобы не было короля. Государство не может быть без короля. Король есть, да только он где-нибудь находится в неизвестности. Он, статься может, находится там же, но какие-нибудь или фамильные причины, или опасения со стороны соседственных держав, как-то: Франции и других земель, заставляют его скрываться, или есть какие-нибудь другие причины. <…> Как же может это быть, чтобы донна сделалась королевою? Не позволят этого. И, во-первых, Англия не позволит. Да притом и дела политические всей Европы: австрийский император, наш государь... Признаюсь, эти происшествия так меня убили и потрясли, что я решительно ничем не мог заняться во весь день. <…> Большею частию лежал на кровати и рассуждал о делах Испании.

год 2000 апреля 43 числа".

Даже дата указана приблизительно точно.

Гоголя и объявили сумасшедшим. Как сегодня "рекомендуется" освидетельствовать всех причастных к экстремизму. Объявили сумасшедшим и затравили пиявками.

А! Вот и отозвалось твоё безответственное, сказанное для красного словца слово! 240 пиявок Ноздрева, якобы приставленных к одному только виску Чичикова. Сам себе всё напророчил! "Гоголю ставили огромное количество пиявок, несмотря на то, что он твердил: "Снимите пиявки"; более того, "велели подолее поддерживать кровотечение". Естественно, что у "больного" пульс вскоре явственно упал… дыхание становилось всё тяжелее" (Тарасенков, "Последние дни жизни Н.В. Гоголя").

Далее его же, Тарасенкова, воспоминания: "Обращение их было (с Гоголем) неумолимое: они распоряжались, как с сумасшедшим, кричали перед ним, как перед трупом. Клименков приставал к нему, мял, ворочал, поливал на голову какой-то едкий спирт, и когда больной от этого стонал, доктор спрашивал, продолжая поливать: "Что болит, Н.В.? А? Говорите же!". Но тот стонал и не отвечал… а иногда умоляющим голосом говорил: "Оставьте меня!".

Сличите с "Записками сумасшедшего":

"Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Что могу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и все кружится предо мною. Спасите меня! возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней!"

Просто считал своё будущее с небесных скрижалей. И после смерти не оставили его "неуловимые мстители". (см. "Иду на "Вий" http://contextap.ru/public/140306123810.html). Его череп, настроенный на приём космических истин, стал трофеем масонского сенситива.

В благодарной памяти потомков сказочник Гоголь останется как самый-самый правдивый рассказчик, самый реалист, и не просто пишущий исключительно про правду, но и в силу своего гипнотического дара, заставляющий в неё, правду, уверовать. Это вам не какой-нибудь Солженицын. И если Гоголь говорит, что шаровары размером с море, а Бульба в 20 пудов, мы не сомневаемся. Если говорит, что король голый, значит, так тому и быть.

Мы, обрезанные от космоса, бесконечно далеки от понимания иерархии смыслов гоголевских писаний, на честном слове которых еще и держится Русь. Слово его живое, очень близкое, насущное и вместе теряющееся где-то в непроглядной еще дали. В его "Шинели" нам тепло и надёжно, и она на большой, большой вырост.

В заключение слово Розанова, потому как лучше не скажешь, наверное, а сказать хочется: "Гоголь признан как великий учитель, как великий наставник русского народа: ибо только таким людям, с таким значением, Русь ставит памятники. Значение Гоголя необъемлемо, сила духа его сказалась в необозримых влияниях. Нет русского современного человека, частица души которого не была бы обработана и прямо сделана Гоголем. Вот его значение <…> Золотым веком русской литературы были все-таки Пушкин и Гоголь. Были и останутся они одни. Русский народ в их сравнительно необильных изданиях получил сокровище вечной красоты; они для жажды его открыли источники вечно живой воды. Все мы учимся по ним. Все с 10 лет, с первого класса русских народных школок, уже воспринимаем в состав души своей нечто из души Пушкина или Гоголя. Это - великое дело. Бронзовые монументы им есть только очень маленькая награда, очень несовершенный дар, какие скромные русские люди, в виде рублей-лент, принесли на могилу этих воистину духовных родителей своих, гигантов-родителей.

Они нас и научили. А по смерти, когда творения их читаются теперь везде, где звучит образованная человеческая речь, они "над бедными селеньями Руси", о которых говорит Тютчев, как бы простерли защищающее крыло Ангела, с запрещающим словом ко всему миру: "не смей этого коснуться, не смей этого разрушить". И пока в мире звучит пушкинское слово, звучит гоголевское слово, - никто, кроме вандала, глухого, немого и слепого, не занесет над "этими бедными селеньями" меча...".

"Вандалы" пришли, Василь Васильич… И почти ничего не стало.

И это еще не всё. О Гоголе непременно должно быть P.S., после письма, между письма. Я опять спрячусь за Розанова, хотя и сам "испанский король", т.е. согласен с Розановым и независимо пришёл: "Гоголь – (один!) показал "Матушку-Натуру". Вот она какова – Русь. <…> Если принять во внимание, как он любил Рим, и влюбился в него сразу, с первого раза, с первого глаза: то отчего не понять, что он был вовсе не русским обличителем, а европейским; и даже что он был до известной степени - обличителем христианским, т.е. самого христианства. И тогда роль его вытекает совершенно иная, нежели как я думал о нем всю мою жизнь: роль Петрарки и творца языческого Renaissenc’a. "Вот что принес на землю Христос, каких Чичиковых, и Собакевичей, и Коробочек. Какое тупоумие и скудодушевность. Когда прежде была Аннунциата". <…> Петрарка - пел Лауру. И мне мелькает мысль о сходстве исторической роли Гоголя с исторической ролью Петрарки. Оба они тяжелым вздохом вздохнули по античном мире. Просто - еще не понимая ничего, а только сравнивая красоту лиц. "За лицом - душа: и неужели были хуже души греков и римлян за вот этакими их лицами, нежели души Коробочек и Чичиковых за достаточно хорошо нам известными лицами этих наших современников"?..?.. Спросили и умерли. Или сошли с ума".

Прекрасная Аннунциата – изначальная славяно-арийская почти ускользнувшая красота.

Ссылки по теме:Тайна рождения Ник