Главная тема
12 МАРТА 2015 | 09:01
Сицилия и Калабрия героев Маццотты

Московскому зрителю повезло. В рамках недели итальянского кино в "Иллюзионе", помимо показов фильмов, были встречи с актерами и создателями качественных и глубоких лент. Сегодня в гостях у КОНТЕКСТА Пеппино Маццотта, один из самых интересных актеров современного итальянского кинематографа.

Актер Пеппино Маццотта.

Для того чтобы понять, насколько популярен этот актер на родине, я предлагаю тем, кто никогда не видел культового итальянского сериала "Комиссар Монтальбано", посмотреть хотя бы две серии. Каждая – полнометражное кино, снятое режиссером Альберто Сирони по романам Андреа Камиллери.

"Комиссар Монтальбано" – тот случай, когда о сериале нельзя говорить как о сериальной индустрии. Почти всегда отвратительная жвачка с плохими сценариями, актерами и убогим техническим оснащением, снятая наспех и идущая по всем каналам нашего телевидения, – признак циничного использования потребности человека в отдыхе.

Но, отворачиваясь от большинства отечественных сериалов, не хочу лукавить – иностранные немногим лучше, если вообще лучше. И "Комиссар Монтальбано" – кино с ошеломляющим кастингом, невероятной режиссерской и операторской работой. Каждый фильм сериала, давно культового в Италии, – странный, неожиданный сплав комедии, драмы, притчи. Это и есть жизнь удивительного региона – Сицилии, где вся жизнь такова – густой замес парадоксов, традиций, прекрасных в своей противоречивости людей.

Будучи недавно в Модике, сицилийском городке, где, кстати, снимались несколько эпизодов саги "Крестный отец", я даже попал в небольшую картинную галерею, где были выставлены работы итальянских художников по сюжетам "Комиссара Монтальбано". Вот сколько значит для Италии этот сериал.

Рагуза. Основная часть съемок "Комиссара Монтальбано" проходила в этом городе.
Рагуза. Основная часть съемок "Комиссара Монтальбано" проходила в этом городе.

Значительная часть фильма была снята в Рагузе – великолепном барочном городе. Всякий раз, приезжая на Сицилию, я гуляю по местам съемки сериала. Однажды, стоя возле знаменитого дома, в котором по сценарию живет сам комиссар Монтальбано в исполнении Луки Дзингаретти, римского актера театра и кино, к которому Италия пылает вполне объяснимой любовью, я думал о другом персонаже фильма – Фацио. Актер Пеппино Маццотта играет роль молодого детектива, помощника Монтальбано. Худенький парнишка, исполнительный и тихий, он, по ощущению, очень русский интеллигент. Из тех, кто, тем не менее, может хладнокровно встать под пули или дать по зубам обидчику. Удивительное сочетание скромности, ума и чувства собственного достоинства.

В современном кино много актеров одного амплуа. Но то, как Маццотта выражением лица, взглядом, мимикой раскрывает состояние своего персонажа, и тогда, более чем десять лет назад, ясно давало понять, насколько большой потенциал у этого актера.

У Маццотты были отличные роли в итальянском кино и театре. Но последняя, в фильме "Черные души", показанному на фестивале в Венеции, - совершено особенная. Тяжелое кино. Это даже не гангстерская драма. Это – жизнь одной из самых жестоких и демонстративных преступных организаций – калабрийской мафии Ндрангетта. Почему в этом благословенном уголке Италии живет такая феноменальная жестокость? Об этом фильме, о "Комиссаре Монтальбано" мы говорим с Пеппино Маццоттой.

- В последние годы итальянское кино часто обращается к теме организованной преступности. Фильмы тяжелые, смотреть их трудно. В сегодняшнем европейском кино о преступном мире уже нет того флёра благородства, романтизации героев. Режиссеры стали снимать то, что видят, или есть другие причины?

- Жестокость – не значит беспринципность. Герои "Черных душ" - это олицетворение страшного кома проблем современного мира. В Африко – калабрийском городке, где происходит действие фильма, эта концентрация доходит до своего кошмарного максимума. Я сам калабриец, родился и вырос там, хорошо знаю нравы Ндрангетты. Впрочем, с тем, как действует эта группировка, увы, знакомы в очень многих странах. Почему там, в Калабрии? В этом нет ничего странного. Красивейший, но беднейший регион, живет в экономическом упадке. Бедность – источник пороков. Как, впрочем, и сытость тоже.

- На примере Сицилии и знаменитой Козы Ностры это так же?

- Сицилия еще тридцать лет назад была очень бедной. Это сегодня та же Рагуза – итальянская Силиконовая долина. Регион живет и развивается. Кроме того, там мафия практически разгромлена. Во всяком случае, те, кого не поймали, давно живут и работают в легальном поле, занимаются бизнесом, потому что там им можно заниматься.

- А почему невозможна, например, такая же операция "Чистые руки", которую ценой своей жизни и жизни своей семьи довел до конца знаменитый итальянский магистрат Джованни Фальконе?

- Ндрангетта – не Коза Ностра. Во всем мире с организованной преступностью борются с помощью раскаявшихся бандитов. В Калабрии это невозможно. Если на Сицилии мир устанавливался с помощью договоров крестных отцов и прекращалась война, то в Ндрангетте все повязано кровью, поскольку там связи устанавливаются на свадьбах. Все всем приходятся родственниками. И нарушиться эта связь может только на кладбище, а не в кабинете следователя.

Кадр из фильма "Черные души".
Кадр из фильма "Черные души".

- Да, "Черные души" - это фильм, действие которого почти все время происходит на похоронах. Такое ощущение, что прощание с убитыми – такая же привычная часть жизни как любая другая.

- К сожалению. Мой герой – хороший человек. Ужас в том, что обеспечивая наркотрафик, он отдает себе отчет в том, что совершает зло. Но деваться из этой схемы ему некуда. Так же, как и его двум братьям. Но так или иначе насилие не может быть остановлено, пока кто-то не порвет эту бесконечную спираль. И не иначе, как ценой своей жизни. Остановить насилие хотя бы на этом этапе – в этом логика убийства моего героя старшим братом.

- Честно говоря, после фильма остается ощущение, что прервать это зло и вовсе невозможно.

- Наш фильм – это не завершенный сюжет о том, как прекратилась война. Это война, происходящая внутри каждого героя фильма. В последней сцене после того как моего героя убивают, фильм заканчивается тем, что жена моего героя говорит убившему его брату – "Брось пистолет, брось…". Он отрицательно качает головой. Что будет дальше? Принял ли он решение остановить силой эту непрерывную бойню? Этот вопрос адресован зрителю. Тот, кто сидит в зале, вынужден тоже решать трудные вопросы, делать свой выбор. В этом смысл.

- Фильм снят чрезвычайно натуралистично. И в то же время – по- режиссерски минималистично. Почему?

- Автор сценария и режиссер Франческо Мунци снимает свои фильмы тщательно и долго. В среднем – пять лет на фильм. В современном кино мало кто не задумывается о времени. Прокат – это деньги, следующий прокат – снова деньги. Его интересовало не это. Он осуществляет свою идею борьбы со злом, погружаясь в изучение этого зла. И как калабриец могу сказать, что мало кто понимает регион и его проблемы как Мунци. Конечно, нас всех, кто имеет отношение к этому фильму, его прокатная судьба тоже волнует. Но я видел как смотрят это кино. Разговариваю о нем с людьми. Этот фильм что-то делает с душой человека. Казалось бы, мир вокруг нас прекрасен. И вдруг ты понимаешь, сколько в нем горя, смерти, трудных решений, выбора.

- В "Черных душах" вашего героя не назовешь жизнерадостным человеком. А в жизни Пеппино Маццотта скорее веселый или грустный?

- Обыкновенный. По обстоятельствам.

Автор интервью около "дома Монтальбано". На фасаде - памятная табличка о том, что именно здесь снимался культовый сериал. Всегда много туристов.
Автор интервью около "дома Монтальбано". На фасаде - памятная табличка о том, что именно здесь снимался культовый сериал. Всегда много туристов.

- Давайте вернемся к более ранней работе – "Комиссару Монтальбано". Ваш Фацио – невероятно обаятельный парень. Тихий и скромный, но каким-то образом очень заметный. Мне всегда было интересно узнать как Вам работалось в таком удивительном коллективе. Там даже актеры, задействованные в минутных эпизодах, запоминаются навсегда.

- Аутентичность персонажей во многом достигается тем, что практически все актеры этого сериала – актеры сицилийских театров. И уровень этих театров очень высок. Это классическая школа, работать с этими людьми было и остается огромной ответственностью и удовольствием. Я не говорю уже о Луке Дзингаретти, - это актер непостижимого масштаба.

Рабочий момент съемок "Комиссара Монтальбано".
Рабочий момент съемок "Комиссара Монтальбано".

- Насколько точно передано очень непростое содержание жизни Сицилии?

- Безупречно с точки зрения правды жизни и потрясающе с точки зрения режиссуры. Вот почему. Режиссер фильма – Альберто Сирони – сицилиец. Он экранизировал романы, пожалуй, самого известного и популярного итальянского писателя Андреа Кимиллери, тоже сицилийца. Даже изучать сицилийскую жизнь не нужно – они плоть от плоти – малая родина. Естественная среда. Люди сицилийской природы. Плюс, конечно, феноменальный подбор актеров. Для меня это была незабываема школа. Кстати, Сирони намеренно хотел некоторым образом приподнять реальность. Вы наверняка обратили внимание, что кадр всегда пустой – машин – почти нет, людей – тоже. Так режиссер делал восприятие эпизода чрезвычайно контрастным, "прибивал" внимание зрителя к ощущению того, что происходит в кадре. Возникает особенная магия.

- Мне кажется, что этим приемом раньше пользовался Пьетро Джерми, у него тоже много пустых улиц, для того чтобы сделать контрастной картину. Это я говорю на примере фильмов, где Сицилия – сам остров и его уникальная по содержанию жизнь – тоже герой фильма. Но таким приемом пользовался и Феллини, намеренно "расчищая" кадр, и Антониони.

- Да, итальянское кино в этом смысле любит акцентировать внимание зрителя. Мне кажется, это очень простой, красивый и надежный способ сказать зрителю то, что ты хочешь. Но только в том случае, если тебе есть, что ему сказать. Кстати, Альберто Сирони сейчас уже довольно немолод, но он работал с Пьетро Джерми, поэтому не исключаю, что часть поэтики этого режиссера он забрал в копилку своего опыта.

- Пеппино, как Вам глянулась Москва? Вы ведь здесь впервые?

- Даже не представлял себе насколько это грандиозный город. Я, к счастью, походил пешком. Впечатлен настолько, что мне нужно дома еще какое-то время привести в порядок свои ощущения.

- Ну, если Вы гуляли пешком, нигде медведь с балалайкой не пытался напоить водкой?

- Водку я бы все-таки не стал, а вот вина бы с ним хорошего выпил. Но, видимо, разминулись (Смеется).

- Спасибо за беседу и хороших Вам ролей!