Главная тема
20 ОКТ. 2015 | 13:25
Экономика: преобразована до отсутствия

В 90-е нам объявили, что целями преобразования России являлось построение демократического правового государства и многоукладной, эффективной, социально ориентированной экономики. Что естественно для "преобразователей", нагло обманули.

Экономика: путь от развала к некомпетентности.

Пришедший к власти крупный капитал и бюрократия на приоритетное место поставили собственные интересы. Они сделали ставку на создание криминализованной клановой сырьевой экономики с "быстрой" прибылью и минимальными инвестициями в основной капитал. В результате произошла деградация промышленного потенциала и распад научных коллективов во всех отраслях экономики страны и потеря финансовой независимости страны. Россия перестала быть самодостаточной: она слишком сильно зависит от нестабильного углеводородного рынка, от глобальной экономики и импорта высоких технологий.

При создании новой системы существовавшая ранее плановая экономическая система были разрушены. Но введение права частной собственности и самостоятельной экономической инициативы, которые следует отнести к числу достижений, не ведут автоматически к успеху в развитии экономики. На смену социалистической системе пришла не многоукладная и даже не рыночная экономика, а некая смесь бюрократического и псевдорыночного регулирования экономической деятельности, всесилья кланов, региональных феодалов, глав госкорпораций и олигархов.

Основной итог прошедшего, провального в экономическом плане, 25-летнего периода – Россия снова стоит перед выбором: "Что делать с экономикой?".

Пришедшая в нулевые годы к власти новое поколение управляющих элит подтвердила приверженность внешне разумным общепринятым целям развития экономики: "России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие".

В действительности не удалось реализовать ни одного из трёх основных требовании к нормальной экономике. Ведь она должна быть основана на легитимной базе. Состояние должно быть получено не криминальным способом.

Реальная ситуация в России такова: на смену криминальной приватизации 90-х пришла теневая экономика, тотальная коррупция и криминальный вывоз капитала.

Тотальная коррупция сохраняется на уровне почти $300 млрд. в год, объём оборота теневой экономики составляет 40 - 50% от ВВП, чёрного рынка 11,8 % от приходной части госбюджета, хищения при госзакупках измеряется триллионами рублей, а годовой вывоз капитала достиг $151,5 млрд. (2014 г.).

По уровню организованной преступности Россия занимает 101 место (чем выше коррупция, тем больше место) в мире (2014 г.).

В составе российских министерств - 18 "воров в законе", в администрации Президента РФ - два криминальных "авторитета" (2001 г.). В нулевые годы на смену коронованным ворам в законе во власть пришли долларовые мультимиллионеры и миллиардеры (в ГД V созыва и СФ РФ было более 40 депутатов), что также не увеличивает авторитет и легитимность власти.

Доля экономики, контролируемая организованной преступностью, составляет до 20 % от объёма экономики и 40 - 60% от числа предприятий. Доля фирм, платящих криминалу 78%.

Почему граждане страны понимают, что уголовники во власти - это ненормально, а власть - нет?
Почему граждане страны понимают, что уголовники во власти - это ненормально, а власть - нет?

По эффективности правовых рамок в урегулировании экономических споров Россия занимает 110 место в мире. Утверждение, что в 2014 г. в России было куплено 400 тыс. бейсбольных бит и 2 бейсбольных шарика отлично иллюстрирует этот факт.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ

Она должна обеспечивать производство необходимого для нормальной жизни количества материальных благ и услуг при минимальном негативном влиянии на Природу.

Число убыточных предприятий за 2000 – 2011 г.г. сократилось с 53 до 30%. Но и число прибыльных организаций за 1998 – 2011 гг. уменьшилось на 17 тыс. – реально работающие предприятия продолжают закрываться. Растёт число предприятий серой экономики. "Из четырех миллионов компаний, зарегистрированных в России, два миллиона относятся к фирмам – однодневкам". В 2014 г. 56 из 84 субъектов РФ являлись дотационными. По расточительности государственных расходов Россия занимает 87 место в мире.

Страна живёт за счёт экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и угля. Их доля в общем экспорте составляет 76,4% (2014 г.).

По конкурентоспособности экономики в целом Россия занимает 68 место в мире из 152. По конкурентоспособности в области IT технологий – 46 место из 66.

Россия в пересчёте на душу населения обладает колоссальной природной составляющей национального богатства: в 6 раз больше, чем в США, и в 20 больше, чем в Германии, Великобритания или Франция, но занимает 69 место по душевому ВВП. Расходная часть бюджета на душу в России меньше, чем в Италии – в 6,7; Франция – в 8,65, США – в 4,2 и даже Греции – в 5,3 раза.

На территории России продолжает ухудшаться экологическая ситуация. Уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно растёт. Эмиссия углекислого газа за 2001 -2011 г.г. выросла на 18 % (с 10,7 до 12,6 т на человека). Средняя скорость роста концентрации CO2 на территории РФ составляет 0,5 % в год.

Качество атмосферного воздуха в городах является неудовлетворительным (2014 г.).

•В 21 % городов отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК.

•В 69 % городов средняя за год концентрация какой-либо примеси превышала 1 ПДК.

•В 2014 г. участки, почва которых загрязнена пестицидами выше установленных гигиенических нормативов, обнаружены на территории 9 субъектов РФ.

•На большинстве водных объектов РФ в 2014 г. по ряду ингредиентов наблюдалось превышение ПДК от 10 до 100 раз.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ СПРАВЕДЛИВОЙ

Это значит, что она действует в интересах большинства общества, поддерживает функции социального государства, гарантирует равенство граждан в распределении ограниченного ресурса и обеспечивает соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения.

Но в России децильный коэффициент достиг 16,8 – это вдвое больше необходимого для социальной стабильности.

Величина прожиточного минимума 10017 руб. (2 кв. 2015 г.). При этом минимальный размер оплаты труда (5965 руб.), средний размер социальной пенсии (6446 руб.) и даже назначенных пенсий (10030 руб.) в принципе не могут обеспечить достойную жизнь граждан. Доля населения, проживающего ниже национального уровня бедности, составляет 11,2 % (2014 г.).

В чем причина неудач? Число экономистов и политологов в стране зашкаливает, но продолжает отсутствовать единое понимание того, как надо преобразовать страну. Значительная часть властных элит вместо комплексного анализа стратегий развития занимается демагогией, популизмом и личным обогащением.

Даже в нынешний период обострения отношений с Западом, правительство "уверенно" продолжает идти прежним курсом, объявляя при этом экономические провалы успехом. Как иначе оценить выступление премьера Медведев на "Гайдаровском форуме" в начале 2015 г.: "Все сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого…. Напротив, они являются следствием успешной реализации достаточно успешной политики последних 10- 12 лет".

При определении стратегии развития власть России так и не смогла освободиться от догм и мифов экономических и политических теорий.

МИФ ПЕРВЫЙ. Экономика, основанная на частной собственности, является более эффективной, чем основанная на государственной собственности

В действительности, ответ на вопрос: "Какая форма владения активами, частная или государственная, более эффективна и справедлива", зависит от целей деятельности управляющих элит и имеет не только экономический, но и политический аспект.

Понятие абстрактной эффективности частной и государственной собственности, в отрыве от целей регулирования, лишено смысла, поскольку эффективность всегда необходимо рассматривать с позиции владельца, наёмного работника или общества в целом.

Например, закрытие социально значимых предприятий хорошо с точки зрения бизнеса, поскольку они не эффективны или не приносят прибыли. Но не с позиций общества.

Вопрос о справедливости экономической системы, основанной на частной или государственной собственности, сводится к вопросу: "На кого работает собственность?"

•При государственной собственности соответствие труда и вознаграждения определяется бюрократией.

•При частной собственности - определяется хозяином собственности.

В обоих случаях работает так называемая "распределительная экономика" – вознаграждение определяется директивным путём и слабо зависит от результатов труда. Наёмный работник в условиях и частной, и государственной собственности фактически не влияет на соотношение труда и вознаграждение за него.

Например, частная компания "Базовый элемент", принадлежащая миллиардеру Абрамовичу, служит его обогащению (только одна из трёх его яхт стоит $1,2 млрд.). Точно так же, как государственная компания "Роснефть", обогащает её главу Сечина, установившего себе "справедливую" зарплату 6 млн. руб. в день. Причем зарплата руководителя никак не связана с эффективностью работы компании. "Эффективный менеджер", одновременно с повышением своей зарплаты, считает моральным обратиться в правительство с просьбой предоставить финансовую помощь компании из Фонда Национального Благосостояния в размере 1,5 трлн. рублей, что больше суммарных затрат федерального бюджета на здравоохранение, образование и ЖКХ в 2014 г. (1,244 трлн. руб.).

Поэтому, прежде чем начинать национализацию необходимо понять – в чьих интересах она проводится. Национализация не будет соответствовать интересам большинства граждан, если отсутствуют реальные механизмы влияния на экономическую и политическую деятельность управляющих элит со стороны общества.

Сегодня такие механизмы отсутствуют. Для их выработки необходимо развитие самоуправления, переход к сетевой политической демократии и к экономической демократии

МИФ ВТОРОЙ. Рынок является идеальным регулятором экономики

Рынок представляется как некая божественная сущность, всё ведающая и всемогущая. Он лучше нас знает, что нам надо и как этого достичь. Он никогда не ошибается и вмешательство государства, согласно либеральным теориям, разрушает идеальный рыночный механизм регулирования, нарушает эффективность и справедливость.

В действительности построить стабильную экономическую систему на основе регулирования через положительную обратную связь (рост прибыли) принципиально невозможно. Система с положительной обратной связью всегда склонна к неустойчивости, к возникновению автоколебательных процессов, к режимам с обострением и к разрушению. Подтверждение этому – кризисы, которые всегда сопровождают экономические циклы, пузыри финансовых инструментов и нестабильность других экономических процессы, основанных исключительно на материальном стимулировании. По какому бы параметру (индикатору) мы не оценивали состояние рыночной экономики, она всегда принципиально нестабильна, что связано с неспособностью рынка эффективно регулировать экономическую систему.

МИФ ТРЕТИЙ. Роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство

Не лучше ситуация и у экономистов, которые предлагают построить экономическую систему, основываясь на другом мифе – роль идеального регулятора экономики может выполнять абстрактное государство. Ему приписывается роль всё ведающей и всемогущей регулирующей сущности, определяющей для нас план экономической деятельности и правила оптимального и справедливого распределения.

Именно эта цель была на знамёнах социализма. В действительности реальное социалистическое общество жило по авторитарным декретам и по неписаным правилам, которые определяла партийно-административная номенклатура, преследующая вполне земные цели.

Предполагается, что государство, от имени которого выступает бюрократия или партийно-административная номенклатура, которая не ошибается и не нуждается в каких либо внешних механизмах корректировки. Но мы хорошо помним, сколько ошибок допустило государство.

Принципиально, что в обеих системах общество является лишним за столом, где определяются правила работы экономической системы. Наёмные работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от возможности влияния на организацию труда и распределение его результатов.

Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии).

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Бюрократия или партийная номенклатура управляет государством по поручению народа, от имени народа и в интересах народа

Этого мифа в различной редакции придерживаются сторонники, как капитализма, так и социализма. Бюрократия, как и партийная номенклатура, управляет государством от имени народа, но отнюдь не в интересах народа. Система имитационной демократии позволяет власти принимать практически любые решения в корыстных и амбициозных интересах бюрократии, крупного капитала или номенклатуры.

Наемный работник не только никак не влияет на власть, но и может оказаться на улице в любой момент без всяких прав.
Наемный работник не только никак не влияет на власть, но и может оказаться на улице в любой момент без всяких прав.

В действительности понятие "власть народа" лишь запутывает тот факт, что и при капитализме и при социализме управление экономикой и политикой идёт от имени абстрактного народа, который якобы формально является высшей властью и якобы управляет государством через систему политической демократии.

Демократия действительно может являться эффективным способом согласования интересов различных слоев общества. Однако реальные "демократические" механизмы весьма несовершенны и сильно зависят от административных, информационных и финансовых ресурсов. Следствием этого является формирование управляющей элиты (суррогата элиты), абсолютно независимой от общества. Это ведёт, при любом из рассмотренных выше экономических укладов, к возникновению т.н. "имитационной демократии", системы, в которой интересы большинства членов общества не учитываются.

Ограничение прав народа создаёт предпосылки для формирования паразитической экономической системы - получение денег из воздуха за счёт финансовых спекуляций, процентной и виртуальной экономики, за счёт коррупции и криминала. В результате раздел результатов труда не определяется реальным участием в производительном труде.

Интересы народа учитываются лишь в той степени, чтобы не вызвать социального взрыва.

МИФ ПЯТЫЙ. Политическая демократия может быть реализована без экономической демократии

Это не так. Сейчас вес в политической системе одного олигарха не сопоставим с весом рядового гражданина, формально имеющего право одного голоса.

Экономическая демократия - материальная основа для развития других форм демократии. Экономическая демократия может развиваться как на микроуровне - через участие трудящихся в управлении предприятиями (как частными, так и государственными), так и на макроуровне - в масштабах экономики страны в целом.

Экономическая демократия может воспрепятствовать бюрократизации хозяйственной сферы при государственном регулировании экономикой и является альтернативой рыночному хозяйству, которое исключает рядового труженика из сферы принятия решений экономического характера.

Главным препятствием для утверждения экономической демократии является высокая концентрация экономической власти в руках государственной бюрократии, олигархических групп, преступных кланов. Нынешняя ситуация в России характеризуется крайним экстремальным распределения экономической власти. На долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех богатств. В США эта величина составляет 37% всех богатств, в Европе - 32%, в Японии - 17%.

Куршавель и прочие места для безумных трат российской  элиты: рай для закрытого клуба.
Куршавель и прочие места для безумных трат российской элиты: рай для закрытого клуба.

В этой ситуации особенно актуален не только переход от имитационной политической демократии к реальной (приобщение народа к политической власти), но и переход к экономической демократии (приобщение народа к экономической власти).

При отсутствии политической и экономической демократии идёт формирование управляющих элит, работающих исключительно на удовлетворение эгоистичных корыстных и амбициозных интересов.

МИФ ШЕСТОЙ. Успех развития страны зависит от успешного перехода на траекторию развития Западной цивилизации

Продолжает оставаться популярной позиция, что не надо "умничать" и следует просто скопировать "успешную" Западную политическую и экономическую систему.

При этом умалчивают, что эта система основана:

•на паразитизме развитых стран по отношению к внешнему миру;

•на паразитизме национальных элит по отношению к собственным гражданам;

•на паразитизме людей по отношению к Природе и к будущим поколениям;

•на столкновении интересов национального развития отдельных государств.

Серьёзные проблемы создаёт и цель развития: строительство общества потребления.

В замкнутой системе, какой является Земля, неограниченный рост потребления не может являться основой развития экономики. Уже сегодня нарушено равновесие между потреблением людьми природных ресурсов и способностью Земли к регенерации, к восстановлению ущерба, причиняемого планете техногенной деятельностью человека. Мы уже потребляем в 1,5 раза больше ресурсов, чем может дать Земля.

Под угрозой уже оказались биоразнообразие природы, запасы чистой воды, атмосфера, качество с/х земли, не возобновляемые природные ресурсы, климат. Мир производит в 1,5 раза больше пищи, чем это необходимо, но, по данным ФАО (ООН), в состоянии хронического голода находится 870 млрд. человек (2014 г.).

ПОЧЕМУ МЫ В ТУПИКЕ И ЧТО ДЕЛАТЬ

Работники на частном предприятии, как и на государственном, полностью отчуждены от влияния на организацию труда и распределение его результатов. Преодолеть это отчуждение в условиях как государственной, так и частной собственности можно только одновременным влиянием и на политику (через механизмы политической демократии - народовластия) и на экономику (через механизмы экономической демократии).

Для выхода страны из нынешнего экономического и политического тупика необходимо ограничить политическую власть крупного капитала и коррумпированной бюрократии. Одним из шагов в этом направлении является национализация стратегических природных ресурсов, введение социального пая, самоуправление, создание новых механизмов выборов и контроля власти.

Национализация - это лишь предпосылка для вывода части финансового ресурса из-под контроля олигархических групп. Она будет соответствовать интересам большинства граждан, только если будут созданы реальные механизмы контроля общества за деятельностью управляющих элит: самоуправление, политическая и экономическая демократия.

Корректно проведённая приватизация также может способствовать укреплению реальной демократии, если она выводит экономическую власть из-под контроля бюрократии, но не передаёт активы в руки крупного капитала.

Если мы не найдём способа приобщения общества к управлению экономикой, то ситуации станет социально нестабильной, чем могут воспользоваться силы, заинтересованные в дезинтеграции России, что приведёт к власти ещё более опасные для страны элиты.