Главная тема
29 ФЕВ. 2016 | 12:33
Как устроить революцию в России

Надежда Толоконникова дает советы Западу как правильно понимать Путина и русский народ. Запад смиренно внемлет....

Откровения Надежды: обед с Мадонной и что делать с русскими.

Крупнейшее культурное событие разразилось над Германией со времен падения Берлинской стены и литературной деятельности Михаила и Раисы Горбачевых – в понедельник 22 февраля в берлинском издательстве Hanser Berlin вышла книга бывшей участницы скандальной панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой – "Руководство к революции". Книга вышла сразу в переводе на немецкий, готовится французское издание, а по поводу русского автор книги утверждает, что в России вряд ли найдется издательство, которое осмелилось бы ее издать. Но автор работает над привлечением состоятельных единомышленников, способных финансировать русское издание.

Поражает грандиозная спланированность акции: о книге, поступившей в продажу в понедельник 22 февраля – в понедельник же уже написали все крупнейшие немецкие издания — "Штерн", "Шпигель", монструозный "Бильд", "Ди Вельт", "Зюддойче цейтунг" и другие. Большинство газет перепечатало с вариациями сообщение основного немецкого новостного агентства ДПА (DPA), но некоторые отнеслись неформально, так, "Шпигель" все никак не может успокоиться и пишет о книге и самой Толоконниковой каждый день — и в электронной версии и в бумажной. Такая оглушительная реклама в последний раз была, пожалуй, лишь, когда книги о России издавали супруги Горбачевы.

Книга представляет собой произвольную смесь из автобиографических отрывков, включая время пребывания в лагере, политических памфлетов и деклараций, размышлений об искусстве, текстов песен и экстравагантных лозунгов-кричалок. Книга написана буквально на ходу, в перелетах (девушке теперь приходится много перемещаться по свету, все хотят ее видеть), в ней около двухсот страниц, а самый большой отрывок в книге не превышает полутора. То есть даже отрывочных мыслей вместе с биографией много не набралось.

Немецкие издания с удовольствием цитируют особенно глубокие изречения: "Не читай новостей, делай их"; "Живи так, чтоб твоя жизнь могла стать сюжетом для фильма"; или вот очень удачное в своей лаконичности – "Смерть диктатуре!". А вот процитированное почти всеми изданиями размышление о природе акционистского искусства: "Pussy Riot это как секс. Если смотреть без фантазии, то это просто бессмысленные движения. Дайте власть фантазии!". То есть если смотреть на творчество Pussy Riot без фантазии, то просто унылое блеянье, а вот если с фантазией, то совсем другое дело... А вот она транслирует передовые взгляды на "вопросы пола": "Пол для меня не играет решающей роли. Кто мне нравится, тот автоматически и есть моя ориентация, а не наоборот". Еще бы она сказала наоборот, она уже знает, что нужно отвечать на этот "тестовый" вопрос. Может быть, сама-то она так и не думает, бедная девушка из Норильска со взлохмаченным московским философским образованием и дружбой с Мадонной сознанием. И что подумает о ней Мадонна, скажи она наоборот?

Кстати, об этой знаменитой встрече корреспондент "Шпигеля" расспрашивает особенно, желая узнать подробности. А подробностей просто нет. Мадонна пригласила их с Марией Алёхиной на обед, но поскольку девчонки были не очень сильны в английском, разговора не получилось — просто молча ели. На переводчика, видимо, поп звезде денег не хватило или не очень-то важно и интересно было, что они скажут. Признак явного использования для каких-то своих целей. Вообще от чтения всех репортажей и интервью с Толоконниковой трудно избавиться от ощущения, что девушку систематически используют – политики, поп звезды, продюсеры, журналисты. Каждый и сам немного выставляется, сближаясь с экстравагантной, внешне привлекательной протестанткой, но и в целом — она представляет собой удачный повод для очередного витка антипутинской, антироссийской пропаганды, в чем немцы в последнее время сильно преуспевают, перегоняя, пожалуй, даже англоязычные СМИ.

Понимает ли это сама Толоконникова? Ну, разумеется, понимает... А что ей остается делать? Здесь ей предлагается ясный международный план и способ существования — книжку издали, голливудский продюсер взялся за производство английского варианта её клипа про прокурора Чайку. Правда, самой спеть в этом клипе ей решили лучше не давать, продюсер хочет нанять известных реперов, а она будет только приплясывать. Ну, а в России что? Вот собрались они недавно с Алехиной выступить в одном московском клубе, так из всей 12-ти миллионной Москвы едва набралось полторы сотни желающих послушать известных исполнительниц, – пишет "Шпигель". Не ценят. С другой стороны, в Москве-то приходится самой петь и, скорее всего, побольше, чем 40 секунд в Храме Христа, а ведь далеко не все смогут выдержать столь длительного вокала от Pussy Riot.

То же и с книгой. Не случайно ведь книга издается сразу в Германии по-немецки. Вряд ли дело в политической цензуре. Просто, во-первых, на русском издании много не заработаешь, ну а во-вторых... Иногда ведь в переводе на иностранные языки и люди, и книги выглядят значительно умнее и загадочнее, чем на родном. А ну как с русским изданием будет примерно то же самое, что и с посещением выступления в клубе: читателей найдется не намного больше, чем посетителей. Об этом косвенно свидетельствует рецензия в "Ди Вельт", в целом комплиментарная, тем не менее, в ней отмечается, что тот, кто слушая речь Толоконниковой на суде, решил, что это новая юная русская интеллектуалка, прочитав книгу, будет сильно разочарован... "Несмотря на старательное цитирование Фрейда, Лакана, де Бовуар, Канта, Сократа, Дерриды и Кристевой это не более, чем размахивание именами (сказывается незаконченное философское образование, – А.К.). Превосходная устроительница перформансов не обязательно является столь же превосходным мыслителем", – пишет "Ди Вельт". Ну уж, конечно, у нас-то в России сейчас без Лакана с Дерридой тебе в ином месте и пива не нальют. Это не Германия с Францией, да вот и они не удивились...

Понимает это, скорей всего, и сама Надежда, что явно сквозит в её основном "философском" выводе из книги, приводимом "Шпигелем". И здесь начинающего автора надо поздравить с настоящим интеллектуальным прорывом, к этой мысли рано или поздно приходит всякий честный думающий оппозиционер, некоторые, правда, слишком поздно... А тут вот такая молодая — а уже пришла. Итак, мысль: это не Путин во всем виноват, это народ такой (общество)! Вот именно эту простую мысль и собирается Толоконникова донести всеми силами до Запада. И убедительно ее доказывает. Вот, например, Горбачев со своими историческими инициативами был с восторгом принят на Западе, и жена его в красивом модельном платье всем тоже очень понравилась, но на родине славы и, главное, любви народной не снискал, а только злобу и раздражение. Или вот они с Алехиной по выходу из тюрьмы были приняты и приветствуемы как борцы с кремлевским режимом, "иконы свободы" всеми духовными лидерами современности — Мадонной, Хиллари Клинтон, а также американским представителем в ООН, а вот российский представитель в ООН не оценил этого ликованья и выдал свою отвратительную, мракобесную фразу, что, мол, пусть Америка организует для Pussy Riot хоть одно выступление в Вашингтонском кафедральном соборе, у стены плача или хотя бы в Мекке. Ну, чистый же мракобес.

Но Западу на эту главную мысль Толоконниковой, честно говоря, полностью наплевать, поэтому из множества изданий её процитировал лишь "Шпигель", остальные обошли молчанием. Во-первых, потому что эта мысль не вполне политкорректная – "народ виноват", даже если он всего лишь русский народ, но все равно некрасиво как-то; во-вторых, Западу больше нравится, судя по всему, мысль о том, что это Путин во всем виноват (одна из статей, где корреспондент встречается с Толоконниковой на аллее звезд в Голливуде называется Анти-Путин-Суперстар). Оно и понятно, с народом-то они ничего сделать не могут, по крайней мере, быстро, а с Путиным думают, что могут. Кто уж тут прав – "весь Запад" или одна наша Толоконникова с группой прозревших в эту же сторону оппозиционеров – покажет, наверное, только время. Но сама художница-акционистка (именно так презентуют ее во всех изданиях — кюнстлерин), кажется, знает, что надо делать с народом — перевоспитывать. В этом видит она и свою роль. Поэтому она собирается в ближайшее время переменить вектор и характер своего искусства, прежде направленного на "интеллектуальную элиту" – ближе к народу. "Меньше субкультуры, больше мейнстрима", – говорит художница очередной афоризм.

Лично мне именно эта мысль из книги кажется самой яркой и значительной. Размышляя над ней, все пытаюсь представить как бы выглядел более "народный" вариант известной акции с участием Толоконниковой в Биологическом музее? Казалось бы — куда уж народнее? Разве что – девицы в кокошниках и связкой баранок на шее, а парни в лаптях и косоворотках...

"Элитарный" вариант искусства по Толоконниковой.
"Элитарный" вариант искусства по Толоконниковой.

У меня так же не вызывает сомнения, что наказание участниц акции в Храме Христа было слишком жестким, несоразмерным содеянному. Дело прошлое, про это много говорено в нашем обществе и печати. Однако нет сомнения и в том, что нынче на Западе снова возникает профессия "борца с кремлевским режимом" и соответствующая инфраструктура для её поддержки, которая становится все разветвлённее. И, как показывает опыт, противостояния с Советским Союзом на примере наших диссидентов это среда очень конкурентная, поистине — выживает сильнейший. Понимает ли бедная девушка из Норильска куда её занесло? Ведь исходных данных у нее не так уж много, не считая яркой внешности. Но она же не в модели пробивается (а вообще-то было бы, может, и гораздо продуктивнее: туалетная вода Pussy Riot), а в борцы с режимом. Певческого таланта хватит разве что еще на полтора клипа и то, если сама петь не будет, не Галич, однако. И собрания сочинений от нее трудно ожидать, не Солженицын, с которым она себя опрометчиво сравнивала на суде. Пропагандистская западная ифраструктура будет подталкивать ее к каким-то действиям, иначе к ней потеряют интерес, жить будет не на что. Акционизм же в духе "раннего Pussy Riot", группы "Война" и художника Петра Павленского дело все таки возрастное, рано или поздно пройдет, здоровья не хватит.

Словом, сложно все. Можно легко сгинуть в безвестности. Вот уже и с Алёхиной разошлись почему-то, и Надежда одна тащит знамя русского элитарного искусства сквозь Европу. Только и остается уповать на Павленского, с которым у Толоконниковой глубокая идейная связь и надежды "вернуть искусство России в цивилизованную Европу". Можно так же предположить, что у Марии Алёхиной, которая по каким-то причинам отвалилась от эстафеты передового искусства (даже книгу, которую они должны были написать вместе, написала-таки одна Толоконникова), все-таки больше шансов сохранить умственное здоровье и начать более осмысленную жизнь и деятельность, в том числе, и правозащитную.