Главная тема
18 АПРЕЛЯ 2017 | 15:00
Аз есьмъ Царь

29 апреля в Александрове должно таки состояться явление Ивана "Грозного" народу.

Скульптор Василий Селиванов в мастерской во время работы над памятником Иоанну Грозному.

Какое самое белогвардейское произведение Булгакова? Ответ неправильный. Самое белогвардейское произведение Булгакова "Иван Васильевич", широкой публике известное по кино "Иван Васильевич меняет профессию".

Там показано: кухарка ни при каких обстоятельствах не может управлять государством; произвол, присущий всегда и везде любой власти, лица, наделенного биологической способностью, а, следовательно, и правом властвовать, воспринимается как должное (вспомните как Кент характеризует Лира).

При таком властителе трудноуловимое сегодня понятие "честь" утверждается и приобретает действительное содержание и является основополагающим критерием нравственности, что хорошо показано в несравненном произведении Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Попавшее во власть из-за аварии машины времени отребье, что, как правило, случается при социалистической и капиталистической демократии, имеет природу скотскую, и ничего, кроме свинства, культивировать не может.

"Недаром уже в первом акте "Ивана Васильевича" подконтрольные "управдому" СМИ зомбируют аудиторию.

"В радиорупоре в передней внезапно возникает радостный голос: "Слушайте! Слушайте! Начинаем нашу утреннюю лекцию свиновода...

Плодовитостью, дорогие товарищи, свинья уступает только кролику, да и то с трудом. На десятом году две свиньи могут дать один миллион свиней!...

Многие считают свинью грубой, глупой и неопрятной. Ах, как это несправедливо, товарищи! Не следует ли отрицательные свиные стороны отнести за счет обхождения с этим зверем? Относитесь к свинье хорошо, и вы получите возможность ее дрессировать...".

У Булгакова воцарившийся волею случая тандем "управдома" Бунши и уголовника Милославского наглядно демонстрирует предельную степень деградации и вырождения, при которых симфония власти заключается в гармонии триединства украсть, нажраться и уединиться с "царицей". Как метко подметил потерпевший Шпак "Воры, воры! Они же крадут, они же царями притворяются"!

В эпоху "Грозного" критерии довольства были иные. Прекрасно показано у А.К. Толстого в поэме "Смерть Иоанна Грозного". Сцена, когда "Грозный" склоняет бояр в тяжелейшей внешнеполитической ситуации путем территориальных уступок умиротворить Батория.

"Ропот между боярами

Захарьин

Помилуй, государь! Такое стыдно

Нам заключать условье!

Мстиславский

Государь!

Вели нам всем идти на бой с Батуром,

Лишь не вели срамиться нам!

Бельский

Дозволь,

Великий царь, мы все именье наше

Пожертвуем!

Все бояре

(говорят наперерыв)

Все ляжем за тебя!

Все продадим! Заложим земли наши!

До смерти постоим! Прольем до капли

Всю нашу кровь! Умрем до одного!

Лишь наших русских, кровных городов

Не прикажи нам отдавать!

Бояре

Нет, государь! Нет! Этого нельзя!

Ты в наших головах, в именье нашем,

Во всем волён! Но в нашей земской чести

Ты не волён! Нет, государь! Такого

Никто наказа не подпишет!"

Вы можете представить себе подобный обмен мнениями в кругах политической элиты РФ?

Последним могиканином был павший жертвой интриг натовского лобби министр Сердюков, безоговорочно победивший Грузию. Он еще мог авторитетно, не боясь опалы, сказать растерявшемуся Медведеву:

Вели нам всем валить Саакашвили...

"Милославский. Иван Васильевич! Имейте в виду, что мы шведам Кемскую волость отдали! Так что все в порядке.

Иоанн. Шведам Кемь? Да как же вы смели, щучьи вы дети?"

Автора памятника "Грозному" Василия Селиванова традиционно спрашивают "А что символизирует уничижительный жести и на кого указует царский перст, недвусмысленно повелевая опустится на колени?". Скульптор объясняет политкорректно и витиевато красиво.

Но "элита" понимает этот жест единственно правильно: "Ты, затесавшийся во власть, ты чьих будешь? Чей холуй, говорю?"

И возникает ощущение неотвратимости и тяжкой ответственности перед Грозным Судиёй.