Главная тема
23 ИЮНЯ 2020 | 18:19
По Сеньке ли шапка?

Среди множества поправок, внесённых в Конституцию РФ в 2020 году есть такие, которые не вызывают споров и недоумений. Среди них, например, пункт 1 статьи 67.1 - о том, что Российская Федерация является правопреемником СССР.

Японцы не дремлют. Посе поправок в российскую Конституцию у них появится возможность снова по-своему понимать предыдущие международные договора.

С точки зрения обывательской данная поправка вообще не содержит каких-либо новых сведений, ибо тот факт, что Российская Федерация является правопреемником СССР, неоднократно освещался в прессе и подчёркивался представителями российской власти.

Однако, предлагаемый вариант пункта 1 устанавливает некое одностороннее и универсальное правопреемство, которое ранее не использовалось. Правопреемство по внешнему долгу и в отношении активов СССР за границей устанавливалось договором 1991 года между заинтересованными сторонами - бывшими республиками и самим Союзом. То есть, в нём участвовали все, кого этот вопрос, собственно, и касался. Так же и с ядерным оружием: РФ стала правопреемником СССР не потому, что так сама себе решила, а в соответствии с Лиссабонским протоколом к договору СНВ-1, с участием всех республик, на территории которых ядерное оружие тогда размещалось, и другой стороны договора - США.

Таким образом, ранее для каждого случая правопреемство устанавливалось специально, путём заключения соглашений по отдельным вопросам с заинтересованными лицами. То, что теперь включено в пункт 1 ст. 67.1. Конституции РФ, не содержит ссылки на какие-либо межгосударственные либо международные соглашения или нормы. Соответственно, его текст возможно трактовать как принятый исключительно для "внутреннего потребления".

При этом, членство в международных организациях не зависит от внутренних установок стран, желающих стать участниками таких организаций. Признавать или нет правопреемство за выбывшим членом - право остальных участников. Абсолютно одинаковым образом обстоят дела и с советскими активами: о том, чьи они, надо не у себя устанавливать для себя, а договариваться с остальными на них претендентами. Однако, для внутренней пропаганды столь несуразные особенности национальной Конституции могут быть тоже ограниченно использованы - для обоснования, например, неких внешних несправедливостей, формирования "образа врага" и т.п.

Ведь, как и все прочие поправки, поправка о правопреемстве заведомо содержит и прямые противоречия: например, с упомянутым выше договором о внешнем долге и активах СССР от 04.12 1991 года - в части доли в праве на советские активы.

Но наиболее проблемной представляется декларация об универсальном правопреемстве по обязательствам Союза ССР. Именно эта часть поправки может впоследствии послужить обоснованием для отторжения в будущем части территории России.

К примеру, из всех территориальных проблем современной России наиболее известной является вопрос о принадлежности Курильских островов. Именно на межгосударственное соглашение 1956 года обычно и ссылается японская сторона в обоснование своих претензий на острова Шикотан и Хабомаи. И именно универсальное правопреемство Российской Федерации по советским обязательствам может теперь послужить конституционным обоснованием для передачи островов Японии в случае заключения с ней мирного договора.

Этот пример из разряда тех, что "лежат на поверхности". Какие ещё подводные камни таит в себе невиданный доселе правовой инструмент - одностороннее универсальное правопреемство в форме конституционной нормы, с точки зрения юридической не совсем понятно.

Но в чём точно сомневаться не приходится - так это в отсутствии детальной проработки последствий принятия данной поправки. Обычной и традиционной такая норма для основных законов не является, списать её было не у кого. Исходя из сроков её разработки, можно быть уверенным в том, что разработчики просто физически не смогли бы учесть весь объём действительных обязательств Союза ССР и обсчитать перспективы их исполнения Российской Федерацией.

Остаётся только ждать фактических последствий.

  • Что "правим"?
    Предлагается изменить действующую, так называемую Ельцинскую Конституцию. Эта Конституция была принята так называемым "всенародным голосованием". За нее проголосовало чуть менее 30 процентов избирателей имеющих право голоса.
    15 июня 2020 | 16:30
  • Как мёртвому поправки
    С чем можно сравнить грядущие поправки в Конституцию и саму процедуру их "внедрения"?
    10 июня 2020 | 16:14
  • Интеллект нетрадиционной ориентации
    Нет ничего нового под солнцем, что не нашло бы своего отражения (уже и ранее) в великой Русской литературе.
    06 мая 2020 | 18:15
  • Маски-шоу всея Руси
    "Бывает время, сэр, когда диагноз - это донос!" (Г.Горин "Дом, который построил Свифт").
    27 апреля 2020 | 12:27
  • Мой дом – моя крепость! Петропавловская.
    Итак, пресловутый "квартирный вопрос". Который, возможно, и портил москвичей, но приехавшего из оленьих далей мэра Москвы он испортил бесповоротно.
    21 апреля 2020 | 16:29
  • По улицам слона водили
    Пресечение сотрудниками полиции противоправного поведения Иисуса Воробьева, гулявшего без намордника на Патриарших, наглядно свидетельствует о том, что граждане начали злоупотреблять дарованным им Мэром правом на прогулки по Москве в сопровождении домашних животных.
    07 апреля 2020 | 12:33
ООО "Альфа-Медиатор"
Услуги профессиональных медиаторов
Альтернативная процедура урегулирования хозяйственных, семейных, трудовых и иных споров

Судебная медиация
Индивидуальный подход
Полная конфиденциальность
Бесплатные консультации


Телефон (495) 688-43-65, (985) 804-32-96
www.a-mediator.ru