Публицистика
30 ОКТ. 2018 | 15:56
Мат-перемат, или о взаимосвязи языка, стиля деревенских домов и природы

Всякий раз въезжая в Ростовскую область на поезде рано утром, обнаруживаю, что дома за окном такие же, как и во всей Ростовской – и в пригородах, и в сёлах, и такие же, как в Донецкой.

Экосистема Мира - это каждый, все и всё.

Вся эта степная архитектура, этот стиль старых частных домов удивительно соответствует окружающему природному ландшафту. Вот, например, в Воронежской области дома тоже похожи между собой, но они другие. В Ярославской, когда я ездил в ту сторону, они похожи между собой, но отличаются чем-то едва уловимым от домов в Воронежской. Мне думается, ровно настолько, насколько язык жителей и природа в Ярославской отличаются от природы и языка в Воронежской.

Там, в поезде, когда утром уже было очевидно, что мы в другой природной и климатической зоне (пирамидальные тополя, акации и плодовые деревья), вдруг стала ясной и выпуклой связь между типом растительности и архитектурным стилем. И дело вовсе не в том, что на севере дома нужны теплые, и поэтому у них должны быть толстые стены, и использоваться какие-то особенные приемы и материалы в строительстве. На нашем юге и зимы бывают холодные, и летом от жары лучше спасаться за толстыми стенами. И это не о том, что на юге много глины и мало дерева, поэтому дома здесь удобнее и дешевле из кирпича и самана, а на севере - наоборот.

Дело в другом. В каком-то стиле строительства. Это так же, как вроде бы нет никакой необходимости говорить "Шо?" вместо "Чё?", или "прыйшов" вместо "пришёл" от того, что ты живешь на тысячу или на пятьсот километров южнее. Когда-то я писал, что язык даже в одном народе, по мере распространения его по Земле, меняется до неузнаваемости так же, как части тела совсем не похожи одна на другую (рука и голова, или даже предплечье и кисть), однако они все являются продолжением одна другой, и в сумме являются одним целым. И соседние народы, как правило, наиболее близки, и языки их более всего похожи. Например, русский и украинский – это как ладонь и пальцы, а отдельные диалекты и оттенки произношения внутри этих языков – это как мизинец и безымянный, безымянный и средний пальцы. Но даже далеко проживающие друг от друга народы являются частями одного целого, хоть и они сами, и их языки очень непохожи, как, например, русские и немцы (большой палец и печень).

Потом уже, вечером, гуляя по песчаной азовской набережной после разговора с мамой, когда в этом разговоре промелькнуло, что неспроста считается, что лучше употреблять в пищу продукты, которые растут там, где ты живешь, и что чужая этой местности кухня никогда не приживается всерьез и надолго (мало того, даже человек, который умеет готовить какие-то национальные блюда, переезжая в другое место, признается, что здесь получается не так вкусно, и не так этого хочется), передо мной предстала картина потрясающей глубокой и всесторонней гармонии нашей природы и всего мира!

Мы так мало знаем! Так мало чувствуем, видим – официальное образование обращает наше внимание на вещи поверхностные и умещающиеся в логику, в этот крошечный и примитивный инструмент. А в мире все неспроста, все одно к одному подбирается, одно от другого зависит и тесно связано: и природа, и климат, и архитектура, и животный мир вплоть до самого последнего кузнечика или даже бактерии и вируса, и культура, и язык, мышление, особенности физического и психического и духовного развития. И то, что становится едой, и способы приготовления, и методы лечения, музыка, пение. То есть человек не осознаёт, что песни, которые пелись в его народе испокон веков, они неспроста такие, они связаны с природой, домами, едой, кузнечиками - с тысячами самых мелких вещей и явлений, окружавших его предков. Всё это было так, покуда человек был гармоничной частью этого мира. Поэтому когда-то люди понимали язык птиц, животных, растений, без труда предсказывали погоду, а в старославянском алфавите было 49 буквиц, с помощью которых передавались сложные понятия, и картина мира была более сложной и более приближенной к реальной гармонии.

Мир мог бы так и быть гармоничным, слаженным, целым, если бы не человек. Только он нарушает гармонию в себе и в окружающем мире. Поэтому здоровому и радостному существованию у нас не соответствуют ни песни, ни еда, ни мысли, ни поступки. А современный человек с его маниакальной глобализацией, миссионерством и обменом информацией превращает самоё себя, всё человечество, в однородную массу; всё более утончённую, интеллектуальную, отехнарённую, оторванную как от природы, так и от своих духовных основ и выдающихся наработок.

С позиции одного человека, вовлечённого во все эти виды гонок, из-за которых ему некогда ни остановиться, ни голову поднять, этого всего и не видно. Последние десятилетия человечество стремительно ускоряет понижение своего культурного и духовного статуса, которое происходит уже много столетий. И этому способствует складывающаяся система общественного устройства, за созданием и развитием которой стоят свои двигатели и программисты.

Если бы человек мог вновь обрести утраченную гармонию. Он мог бы исцеляться правильной песней, звуком. Да он бы и не болел никогда – все наши тысячи болезней, всё умножающиеся, только подтверждают озвученное стремительное удаление от гармонии.

Но я хочу вернуться к этой, обнаруженной тотальной взаимосвязи всего со всем: выбирая место жительства, человек выбирает не просто язык, ну, например, русский; он же выбирает место жительства не вообще, а конкретное место. А, значит, это будет язык со своим местным оттенком. Например, Ивановская область. Но конкретное место – это город или деревня, семья, культурная среда. Значит, в его языке проявятся и все особенности этой среды. Будет ли это грамотная культурная речь, или словарь Эллочки-людоедки, или "мат-перемат". Выбирая язык, человек предопределяет круг общения, список профессий, культурную среду. Тем самым выбирает образ жизни, всю свою жизнь. Если выбор начать с другого конца, например, человек начал с профессии: тем самым он выбрал социальный слой; выбрав конкретное место, коллектив, он выбрал тип общения, а значит и язык; и дальше всё сначала по предыдущей схеме.

Выбор есть всегда. Более ограниченный, менее, но есть. Вы можете направить своё внимание или на поиск изначальной гармонии, или менее разрушительной лично для вас дисгармонии в этом поле всеобщего энергетического хаоса; или плыть по течению, сняв с себя ответственность за свою жизнь; или возглавить один из потоков, если есть силы. Это ваш выбор. Но хоть принимая решение, хоть отказываясь от такого принятия, каждый раз вы оказываете тотальное воздействие на весь мир – и внутри и вокруг вас, вне зависимости от того, сознаёте вы это или нет.

Когда говорят, что нет двух одинаковых людей на Земле, то ведь здесь нужно подразумевать, что нет и двух человек, которые бы разговаривали на абсолютно одинаковом языке. У каждого найдутся какие-то свои словечки, особенности построения фраз, образы, свой ход мысли.

В современном мире язык не только объединяет людей. Может быть когда-то, на заре человечества, когда и слов было не много, и за каждым словом закреплялся определённый смысл, и сочетание смыслов было небольшим, вербальное общение служило ещё одним мостиком, помогающим обрести взаимопонимание. Сегодня язык - это бездна, это сложнейшая паутина, в которую человек погружается, едва появляется на свет, и которую можно изучать всю жизнь, но жизни всё равно не хватит, чтобы всю её постичь не только из-за объёма, но и по причине постоянных изменений, развития. И она у каждого своя. Поэтому язык сегодня представляет собой объединяюще-разделяющую субстанцию. И люди, формально говорящие на одном языке, часто не понимают друг друга во время общения, хотя сразу не догадываются об этом. А бывает так, что и очень долго не догадываются, что совершенно неверно друг друга понимали.

Возможно, прямо сейчас, в этом исследовании, я нашёл объяснение и относительное оправдание матерному языку, который мы так много слышим в последние годы от молодёжи, что вгоняет нас в тоску и печаль, и заставляет задаваться вопросом: "Почему так? Что стало с нынешней молодёжью"? Ответ теперь на поверхности: вода ищет, где ниже, рыба - где глубже. Когда в обществе очень неравные возможности для развития и жизни, когда для многих жизнь сжимается до простого выживания, то всякая сущность в этих условиях сжимается до своих базовых характеристик. К ним сводятся все потребности, в том числе, сжимается и язык до самой примитивной формы. Дело в стремительных темпах развития и ускорения жизни, видоизменения форм деятельности, профессий, расслоения общества, которые тянут за собой и столь же стремительные изменения и ускорения этих изменений в языке и мышлении, в определении ценностей. И в том, что этого всего стало так много, что очень трудно сориентироваться, а людям более старших поколений перестроиться. Миллионы оказались выброшены этой гонкой из нормальной жизни. Поэтому алкоголизм. Мат и алкоголизм идут рука об руку - это следствие отчаяния, досады, что ты не успеваешь за темпами и не понимаешь, что происходит. А в семьях растут дети, которые слышат своих родителей. И смотрят телевизор и зависают в интернете. И хочется самоутверждаться.

За счёт чего? Развиваться, расти - трудно и непонятно что это и как. Избираются самые простые средства. И среди них - самый простой, примитивный и универсальный язык, мат - язык интонаций и простых конструкций. Вы можете убедиться, что это так следующим образом: замените матерные слова на любые другие и произносите фразы с той же интонацией - вы увидите, что смысл доносится на 100 процентов. Просто набор смыслов невелик: какого велосипеда ты тут стоишь? Иди ты в принтер! И т.д. Молодые люди не задумываясь используют язык отчаявшихся взрослых, оказавшихся неспособными ни двигаться в ногу со временем, ни быть независимыми от времени. Да, есть вполне успешные, сильные люди, использующие матерный язык. Они могли бы обходиться и без него. Но не обходятся и в силу среды, в которой выросли (тяжёлое наследие), и вполне сознательно, так как отдают отчёт в том, кто вокруг них, и какой язык эти люди лучше и быстрее поймут. Ну, и потом, по привычке. Это напускная грубость. Для меня она не является признаком какой-то силы, а лишь показывает тот мир, в котором человек вырос, и его отношение к людям. На более близком к сознанию уровню в этом языке идёт постоянный посыл "я вам всем покажу "кузькину мать"! А на глубоком, бессознательном, это страх перед жизнью и мольба о помощи: "Мама, зачем ты меня сюда родила? Забери меня обратно!" - то есть это даже не желание стать маленьким и прижаться к маме, а желание оказаться снова в животе у мамы, где максимально уютно и безопасно.

Сами матерные словечки, все эти гениталии, процессы, поминание матери свидетельствуют об этом. Это уровень первой чакры - тот уровень, где закладываются физические параметры существования, основы материального бытия и проявленности человека. То есть страх базовый, экзистенциальный, возвращающий к первоосновам. Вот как страшно. Вот куда хочется убежать от этих сложностей и этого пугающего многообразия современного мира. Хочется чего-то простого и понятного. А что может быть проще? И человек бессознательно стремиться в эмбриональную форму существования.

И чем сильнее этот неосознаваемый страх перед жизнью и чувство беспомощности, тем больше на внешнем уровне проявляется желание выглядеть сильным. Молодые люди копируют внешние признаки силы - те, которые им доступны. Чем примитивнее человек, тем примитивнее его имитация силы.

Молодёжь видит в этом языке лишь форму крутизны, форму свободы самовыражения. Но если учесть, что толкает их в эту, даже не пропасть, а узкую расщелину, стадный инстинкт и неумение развиваться, то говорить о какой-то свободе в этой ситуации нелепо.

Когда Михаил Жванецкий, писатель и юморист, со сцены произносит матерное слово, то он это делает так, что ты понимаешь - это искусство! И это не грубость, это жизнь, показанная мастером. А молодые люди смотрят и думают: "Ну, вот, он же сказал! Значит, можно! Почему ему можно, а нам нельзя"?!

Дорогие мои, вы проживите жизнь, наполненную усилиями, вложенными в собственное развитие, научитесь видеть Мир, писать и говорить, как Жванецкий, пятьдесят лет подряд развивая и шлифуя своё литературное мастерство, не используя при этом ни единого матерного слова, достигните такого же уровня мастерства, тогда и вам будет можно! Два человека произносят одно и то же слово. И это два разных значения. Это может быть, как небо и земля, настолько разница - таково значение личности того, кто произносит. Язык, который вы используете, в значительной степени определяет, куда вы попадёте в жизни, судьбу, социальную группу

Недавно, наблюдая, как старый знакомый управляется с коровами, бычками и, тут же с маленькими гусятами, как он мгновенно находит язык, который они понимают и слушаются, как это всё живёт и дышит на одной волне, придумал слово "экосистема". Не я его, конечно, придумал! Но я его придумал применить здесь, к описанию гармоничного существования человека, природы, культуры, языка, духовных ценностей и всех прочих компонентов этой системы. Каждый человек в процессе жизни встраивается в подходящую ему такую экосистему, одновременно, выбирает её, и создаёт.

Здесь, в этой части побережья Таганрогского залива, море мелкое, дно илистое, вода мутная. Вдоль глиняных обрывов - камыши, в которых водятся скользкие, ползучие гады - змеи. И они вовсе не рады твоему появлению, если ты зашёл на их территорию, и нехотя, шипя, уползают в море с облюбованных камней. Но сами запросто и без спросу могут заползти в твои вещи, оставленные на берегу. Я одну из своих шорт недавно вытряхнул. И, что любопытно, характер и манеры общаться у здешнего населения такие же: какие-то мутные, скользкие, мелкие. Всё у них неточно, приблизительно, с оглядкой и недовольством. Нет ни среднерусской широты, ни кавказского гостеприимства. Здесь не принято гостя не только не приглашать в дом, но часто даже во двор: хозяин может выйти и разговаривать с тобой через забор, или сам выйдет за калитку, и вы будете общаться даже не на пороге, а на улице.

При этом сами, если это соседи, могут без приглашения и без повода зайти через боковую калитку и во двор, и в дом - просто посмотреть что да как, проконтролировать ситуацию.

Звоню приятелю: "Завтра собираюсь пойти к Е. (уважаемый всеми человек), ты пойдёшь"? - "Посмотрим." - "Это уже завтра. Мне надо знать: рассчитывать на тебя или нет? Мы вместе зайдём в магазин, или я один? Мне тебя ждать, или я буду в своём режиме?" - "Ну, как пойдёт...". Меня это начинает бесить. "Ладно, я перезвоню завтра, решай". Звоню на следующий день: "Я выезжаю. Ты как"? - "Та не очень". - "Что не очень?! Мне тебя ждать"??! - "Ну, посмотрим". Я кое-как справляюсь с эмоциями: - "Ты не хочешь идти"? - "Нет". Я должен был клещами вытягивать из него хоть какую-то конкретику.

У сестры сосед. Только я вошёл во двор через заднюю калитку (меня и видно не должно было быть!) и в дом, он через минуту уже входит в дверь. "Здравствуйте"! - и радостно начинает обсуждать погоду. Потом до него доходит, что брат к сестре приехал, он начинает заново здороваться и расспрашивать про дела. На следующее утро он просто вошёл, поздоровался, и с тарелкой в руках прошёл на кухню и к раковине: "Та я просто тарелку помыть"! - а сам по сторонам глазами зыркает.

И это тоже экосистема. Люди соответствуют природе, погоде. И что первично, - ещё вопрос! Это, как курица и яйцо.

Внутри большой экосистемы - маленькие, внутри маленьких - крошечные экосистемки и экосистемочки, как внутри одного языка - множество диалектов и наречий. Получается матрёшечная структура. Я давно подозреваю, что матрёшка - никакая не игрушка, а древняя модель мироустройства. Очень упрощённая модель.

Как же сложен, как переплетён наш большой Мир! Мне представляется, что всё человечество - это один чей-то большой мозг, а каждый человек в нём - нейрон. Сколько же заботы и внимания уделяет этот некто каждому нейрону своего мозга! Насколько же мы далеки от подобного отношения к себе. И насколько не ценим это хорошее отношение к нам!

Все эти попытки привести человечество к единому знаменателю ради удобства управления, производства и торговли, на фоне вышесказанного, выглядят то ли кем-то продуманным планом мягкого и незаметного уничтожения человечества, то ли безумием на почве жадности. Тогда это делается по недомыслию: Мир, устроенный по принципу матрёшечных экосистем, где нет даже двух одинаковых снежинок, скорее всего существует благодаря этой "разнице потенциалов", которая ни одной структуре не даёт окончательно расслабиться и успокоиться; как тут успокоишься - неизвестно, что от кого ждать! Ведь нет двух одинаковых - а значит никто до конца не изучен, и ничто до конца не может быть изучено по определению. У исследователя не хватит ни времени, ни сил, ни технических ресурсов, чтобы отследить и уловить все изменения, которые постоянно происходят в бесчисленном количестве объектов: процессов и систем, постоянно взаимодействующих и взаимно влияющих друг на друга. Кажется, я писал уже то же самое применительно к возможности изучения языка.

Смею предположить, что даже новые открытия в физике, поражающие учёных, означают не то, что раньше они этого не видели, а теперь увидели, а то, что раньше этого не было, а теперь появилось - Мир меняется.

Поэтому разность потенциалов, о которой шла речь, создаёт тот тонус, благодаря которому оказывается возможной не только жизнь человека и человечества, но и само существование.