Колонка редактора
23 ИЮНЯ 2016 | 11:20
Великое гламурное ничто

Москва снова пала жертвой черных копателей. Разрыто всё, что не бетон, а то, что бетон, раздолбано молотками. Мэр Сергей Собянин жизнерадостно рассказывает, что через четыре месяца тут будет рай.

Это странно, но в Риме - как в античном, так и в современном, никто плитку зря не перекладывает и здания не сносит. Почему бы это?

Впрочем, в прошлом и позапрошлом году про рай нам тоже рассказывали, когда долбили те же самые места и укладывали плитку с бордюрным камнем, которые в этом году выдирают и кладут точно такую же плитку и точно такой же камень. Ни разу не моргнув, московские чиновники рассказывают, что это делают по просьбе местных жителей. Не сомневайтесь, если нужно, местного жителя обязательно найдут и покажут в новостях.

Сегодня Москва, как и в прошлом, и в позапрошлом году, и как в следующем, тоже будет раскопанной и стоять в пробках. Социальные сети, тем временем, бурлят теориями заговора. Мол, дело не в том, что при непрерывном копании и замене нового на новое, списываются деньги, которые никто не в состоянии сосчитать и проконтролировать. Понятно, что если своровано, то тут никого за руку не поймаешь и вряд ли что-нибудь докажешь. Злые языки говорят, что руками наемников из бывшего СССР мэр разрушает историческую аутентичность, делает это намеренно и последовательно.

"Рим" Федерико Феллини. Фильм 1972 года. Рабочие копают метро. Огромные, гротескные, как и многое у Феллини, землепроходческие машины со страшными бурами. Грохот, озабоченные метростроители, прорабы в касках.

Вдруг. Бур пробивает в куске породы дыру и перед глазами режиссера и всех, кто в кадре, предстаёт комната античного Рима. Чудесные лица на фресках. Тишина. Несколько мгновений благоговейного восторга. Потом фрески начинают оплывать и исчезать, чернея, превращаясь в ничто. "Воздух!", - горестно восклицает один из участников мизансцены.

Мораль Феллини понятна: не трогайте то, что укрыто веками и тысячелетиями, если не можете сохранить. Если кто не знает, в Риме очень трудно строится метро. Именно по этой причине. Где не копни - античный палаццо, знаменитые катакомбы, захоронения и так далее. Поэтому строят медленно, а то, что случайно откапывают, тут же обносят заборами, а кое-что берут в сверхпрочное оргстекло, чтобы было видно всем с улицы и иногда из метро.

В Риме, кстати, есть интересные и очень недорогие экскурсии, на которые мало кто ходит. Например, часть подземного Рима под Biblioteka per ragazzi publicita. По-нашему - Детская публичная библиотека. Вдруг оказываешься в античном Риме. Будете - сходите, точно не пожалеете.

К чему это я. Человек, работающий мэром моего древнего великого города, сообщает мне по "Москве - 24" о том, что сейчас они перекопали весь город, а через четыре месяца будет красиво. А кому нужна красота в ноябре? Может быть, кто-нибудь из челяди вам все же подскажет, что это будет почти зима уже. Что время года, когда можно в Москве гулять и получать удовольствие - точно не ноябрь?

Я уже не восклицаю риторически зачем, мол, вскрывать то, что в прошлом году уже копали. Что тут непонятного. Плохо, что этого никто не остановит. А архитекторы и историки Москвы в ужасе. Ломают всё. Конструктивистские здания. Из десятка обещали сохранить парочку – ешьте, не подавитесь, господа из Архнадзора и москвичи. Исторические здания разных веков в том числе, и совсем древние. Случайно раскопанные деревянные тротуары разбирают и увозят на помойку. Сквозь древние подземные каменные своды и арки тянут какие-то кабели. Что делают все эти люди в грандиозном городе, кто они?

И еще вопрос: как и на чём воспитывать детей?

Если уж мы начали со столицы Италии. Вот другой город этой страны - Флоренция. Здесь мы как-то зашли в салон, который торгует копиями и оригинальными скульптурами местных ваятелей. Набережная Арно, старое здание. Я поинтересовался у владелицы салона как доставляют скульптуры, если их купил иностранный турист. Через порт Генуи, ответила она и принесла показать договор. В кожаном переплете, заламинированный документ двухсотлетней давности. Моего вопроса работает ли такой старый договор, она не поняла. Потому что не смогла внутри своей головы отыскать причину, почему он может не работать.

Нет ничего в Москве, что связывало бы ее с ее собственной историей. Сегодня кафе, завтра – магазин, послезавтра – парикмахерская. Ничего стабильного. Всем миром отстаивали историческую пончечную недалеко от Останкинского пруда. Едва отбили. Это не смешно. Памяти на за что уцепиться. Каким-то образом столичную жизнь устроили так, что у людей не осталось связи с детством, историей, традициями, привычками. Случайно? Нувориши во всех социальных срезах. Люди, которые ничем со своей Родиной не связаны? Которым ничего не жаль? Нас такими хотят видеть?

История плывёт как кисель, растворяется в жадности, глупости и невежестве. Что любить? То, что уничтожают посторонние городу люди? Те же самые, кто с благостными лицами на праздниках и в телевизоре призывают любить Родину, но делают всё, чтобы от вещественной истории страны ничего не осталось? Закатываете в асфальт и забиваете плиткой артефакты? Лучше бы вы не выкапывали мою историю. Я бы знал, что она есть, но ваши грабли до неё не бы не дотянулись.