Общество
11 НОЯ. 2013 | 15:29
Не пропащее кино

Кинематограф, несмотря на все попытки людей, старающихся сделать его исключительно источником дохода, жив и развивается.

В этом можно убедиться хотя бы по тому, что в стране с каждым годом растет интерес к собственной истории и людям, которые во многом определяли лицо эпохи, ее нравы и будущее. Тенденция эта касается по большей части документального кино, в котором все больше имен по-настоящему ищущих и творческих людей. Одни из них – молодой режиссер Владимир Паршиков, который не только ведет видеолетопись одной из крупнейших юридических фирм страны "Частное право" в качестве пресс-секретаря, но и снимает по-настоящему интересное кино. На днях он получил из рук Никиты Михалкова билет члена Союза кинематографистов России.

Строго говоря, это должно было случиться намного раньше: Владимир Паршиков - обладатель золотой медали В.С. Розова "За вклад в отечественную культуру", лауреат Национальной театрально-драматургической премии им. В.С. Розова, лауреата премии "Хрустальный журавль", автора фильмов "Дорогие мои, хорошие!", "Есенин 1925-2010", "Тризна".

- Владимир, твой первый опыт работы в кино - фильмы о жизни и творчестве великого русского поэта Сергея Есенина.

- Да, целых три фильма - "Я хотел бы опять в ту местность...", "Правда в петле" и "Дорогие мои! Хорошие!". Просто я так изучал материал, знакомился с биографией Есенина и сделал первые две небольшие работы. И уже потом подошел к производству большого, состоящего из трех частей, фильма "Дорогие мои! Хорошие!", который впоследствии был отмечен многочисленными наградами, а потомки поэта назвали его единственным, говорящем правду о великом сыне России.

- Почему именно Есенин неоднократно становился героем твоих фильмов?

- Мне этот вопрос задают с того самого момента, когда я начал заниматься биографией Сергея Александровича и темой его трагической гибели. И тогда и сейчас я не могу точно описать моменты, определяющие мою привязанность к этой личности. С раннего детства я слышал песни на стихи Есенина, которые пела моя бабушка. Именно тогда, под звуки этих песен, у меня возникла стойкая ассоциация Есенина с лучом утреннего солнца, прорезающего тьму. Он постоянно был рядом со мной - его стихи любили и читали все те, кто меня окружал в детстве и юности. И уже тогда я стал задумываться о том, как популярен и любим Есенин в народе, в тех кругах, где о поэзии не имеют даже малейшего представления. Что за сила заключена в словах, написанных им?! И когда у меня появилась возможность поговорить со зрителями на интересующие меня темы, я взялся за производство фильма о Есенине.

- Но возможность эта у тебя появилась не сразу?

- Да, конечно. Для того чтобы снимать кино о Есенине, мне пришлось сначала закончить лесотехническую академию, пять лет отработать там же в должности директора студенческого клуба. А в 2001-м меня пригласили на работу во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию, на должность ассистента режиссера. Потом был институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. И только тогда я потихоньку начал самостоятельное движение в кино, хотя моими непосредственными обязанностями были обязанности по подготовке к эфиру информационных программ телевидения.

- И хватало времени и сил выполнять такую разную работу?!

- Сам удивляюсь теперь - откуда все бралось?! Такой упертый был! И силы откуда-то брались, и время, и главное - деньги на производство фильма. Ведь мне телерадиокомпания возместила лишь часть затрат по изготовлению "Дорогие мои! Хорошие!", а основным финансовым источником оставался мой собственный карман. Впрочем, такое положение дел сохранилось до сих пор, за некоторым исключением.

- Значит, сильная мотивация была?

- Конечно! Без сильной духовной потребности у меня ничего бы не получилось ни с одной из своих работ. И вот теперь, когда в моей фильмографии с десяток работ, я могу сказать более или менее точно о том, что меня привлекает в есенинской, да и других подобных темах. А привлекает меня в судьбах моих героев их преданность интересам своей Родины. Привлекает та, трудно объяснимая, но нерушимая связь с землей, их родившей. Существует же такое затасканное выражение "Любовь к Родине". А что значит - любить Родину?! Как эта любовь должна выглядеть?! Ни один из мох героев не сказал вслух эту фразу. Они не в силах объяснить этих своих чувств. Мой родной дед Шатских Иван Васильевич, ставший героем фильма "Шел солдат", прошел войну, поднимал послевоенное село... Да, он только рассмеется на вопрос: "За что ты Родину любишь?" Потому что не найдет что ответить. Любые слова тут будут лишними. Его жизнь, его подвиги лучше всяких слов отвечают на этот вопрос. Вот он прожил жизнь настоящего патриота - без крикливых лозунгов и лицемерных высказываний, ежедневным своим трудом доказывая эту самую "любовь к Родине".

Другой мой герой - народный артист России Валерий Потанин. Он так привязан к своему родному краю - городу Саратову... Появляется свободное время - он мчится в Саратов, хотя его там уже никто не ждет. Мама его уже давно умерла, нет в живых ни братьев, ни сестры, а он продолжает туда рваться. Может часами глядеть в окна старых, разрушенных домов... Вот тоже удивительно - двадцать первый век на дворе, а Саратов замер в развитии на уровне 90-х годов прошлого столетия. Такое впечатление, что город только что пережил авиационную бомбардировку. Старинные дома - памятники архитектуры, стоят никому не нужными руинами. Саратовцы живут в диких условиях. И даже к такой родине душа моего героя привязана накрепко. Это ли не патриотизм - любить свою землю даже в таком состоянии?!

И, конечно, герой моего фильма "Тризна", который я не так давно закончил - князь Светослав Игоревич. Считаю его эталоном патриота. Блестящий воин и государственный деятель. Уникальная историческая личность, чья жизнь - хороший материал для изучения. Удивительно, что этому герою уделяют мало внимания историки, педагоги и люди искусства. На таких примерах нужно воспитывать молодежь. И тогда мы увидим истинное лицо древнего Саратова, а не его руины. Тогда мой дед перестанет болеть душой за бесхозную землю, увидев засеянные поля. И вопрос о трагической гибели Сергея Есенина будет объективно рассмотрен на официальном уровне, имя его навсегда будет освобождено от клейма самоубийцы, от клейма забулдыги и алкоголика.