Общество
10 НОЯ. 2014 | 18:03
"Иван царевич" и серый пес

Я – вольный казак … но куда я деваю свои вольные глаза, чтоб не видеть голодных и раздетых, бездомных… Их на Руси - пруд пруди. Я, можеть, жалость потерял, но совесть-то я не потерял! Не уронил я ее с коня в чистом поле! Не буду я теперь проклинать зря. И молиться не буду – казнить буду! Иди послушай, чего пришлые про бояр говорят: скоты! Хуже скотов! Только человеческого мяса не едят, а кровь пьют. А попы… Тьфу! Благостники! Скоты!.. кого же вы тут за кровь-то совестите? Кого-о?!"В.М. Шукшин "Я пришел дать вам волю"

Князь Светослав. Художник Алексей Шамровский (Лео Хао)

Процесс воздвижения памятника Светославу и организации торжеств по сему случаю проходил, как ни странно, в теплой и дружеской обстановке содружества всех задействованных граждан и организаций. Все оргвопросы решались в зародыше, не развиваясь до уровня проблем. И уже никого не удивляло, что Емелин, сначала категорически отказывавшийся из-за гастрольного графика от участия в праздничном концерте, в итоге изыскал возможность. Когда возникла некоторая напряженность с транспортом, позвонил человек и предложил автобус. Безвозмездно. И это уже воспринималось как должное. Так что рок событий неумолимо влек нас к итоговому триумфу.

Но вдруг (ох уж это "вдруг"!) почти случилась драма. По её классическим неумолимым законам в четвертом акте выстрелило ружье, которое даже не висело на стене в начале пьесы, а пылилось всеми забытое в чулане. На итоговое оргсовещание в администрации Серпухова пришел настоятель местного храма отец Владимир. Внешне и манерой общения с аудиторией благочинный разительно напоминал отца Паисия, христолюбивого некрофила из масонской кинопародии на гоголевского "Вия". В дальнейшем я этого скромного труженика кадила буду именовать Вован, потому что звать его отец язык, естественно, отказывается, ну а Владимир звучит слишком претенциозно. Вован окрестил готовящееся мероприятие языческим шабашем. Причем, не голословно, а мотивированно. Во-первых. В информационных материалах Светослав пишут через Е, а это намек на славление Света. "Прошлый мэр тоже привечал солнцепоклонников, и где он теперь?" - угрожающе напомнил Вован. "И что за музыку заказали - "Иван Царевич" какой-то. У них нехороший репертуар, а на костюмах солярные знаки. А Емелин поёт "внуки Сварога, славные дети". Мы будем протестовать и пойдём крестным ходом".

Боковым зрением я заметил, как заходили скулы у нашего режиссера Володьки Паршикова, спавшего третьи сутки лишь урывками. Попутно порадовался, что нет Лысенкова, главного в "Русском Витязе", интеллектуала, но жмущего лежа 150 кг, а то б полку христианских мучеников прибыло.

А Вована несло. Чтобы вывести на чистую воду языческое лобби, он неожиданно поинтересовался именем сидящей напротив девушки. "Алена", - неуверенно сказала та. "Нет такого имени", - победоносно сказал Вован, - "Нет и быть не может, а есть христианское имя Елена, которым ты, дщерь, очевидно, была наречена при крещении". "Дщерь" подтвердила. Языческая партия была изобличена и морально уничтожена. "Единственной "заслугой" Светослава перед отечеством является соучастие в рождении Владимира Святого", - подытожил свою проповедь Вован. Здесь поп со всей очевидностью продемонстрировал змеиный язык двойных стандартов, ибо при крещении святой Владимир был именован Василием. Однако Вован, в частности, и РПЦ в целом предпочитают сей факт не афишировать (за что получила нагоняй бедная Алёна?) ибо он может возбудить нежелательные исторические версии. В частности, какой из христолюбивых Василиев, византийский или всё-таки наш почетный святой ослепил 14 000 болгар. Справедливости ради отметим, что ослепление было произведено частично, выколото только по одному глазу, то есть фактически была оказана практическая помощь в исполнении заповеди "Если глаз твой соблазняет тя".

14 000 глаз. "Яблоки… Кому яблоки! Свежие глазные яблоки!"

Отвлеклись. Вернёмся.

Оргсовещание пресеклось. Вован удалился, гордо насвистывая из "Голубой луны". Справедливости опять же ради надо признать, что поп не совсем хлопнул дверью, и в оставшуюся щель вскоре протиснулась попадья для выработки консенсуса.

Протоиерей Владимир Анатольевич Андреев, Благочинный Серпуховского округа.
Протоиерей Владимир Анатольевич Андреев, Благочинный Серпуховского округа.

Ум у бабы оказался догадлив и повадлив на всякие компромиссы. Она предложила (в соавторстве с Вованом) заменить в емелинской "Руси" языческих "внуков Сварога" на верноподданных "внуков Господа". Вот уж действительно, талантливый человек талантлив во всем, и поп оказался еще и поэтом-песенником. Это не анекдот, так оно и было на самом деле. Емелину я это передавать не стал.

А то бы Колян отравил Вована из творческой зависти, как Сальери Моцарта.

Когда разговаривали с Валерой Наумовым из "Ивана Царевича", он выслушал новость с нехорошим абсолютным спокойствием. Это когда внутри всё натянуто до обрыва, "сердце в железке", и хочется волчьи выть. Потом сказал, что ждал чего-то подобного, что "Царевича" мурыжат с рождения, то пытаясь то сократить, то вообще вычеркнуть, вспомнил, как из-за несанкционированного исполнения песни "Попался" про вырезанную чеченами десантную роту, ему "секвестировали творческие планы". "Но у меня же в группе и христиане. Вот Лена, которая на гуслях играет. Приедет с грудным ребенком. Потому как важно и то, и это". (Эх, Вован не знал, стуканул бы ювеналам).

"Мы будем, мы сыграем "вживую" и никак по-другому, мы не выкинем ни слова из песни и не перекроим костюмы. Это будет круто. Поверьте". У меня были припасены какие-то толерантные лозунги, но я их забыл. Говорить было не про что.

А крестный ход всё-таки состоялся, и в нем принял участие примерно каждый пятисотый серпухович. Процессия напоминала картину Репина "Бурлаки на Волге". Вован на всякий случай надел под рясу бронежилет.

Когда окончательно рассвело, ходоки покинули расположение площади. Но здоровая часть осталась и влилась в "дружину" Светослава. И не было ни христиан, ни "язычников"

И наступила Радость. И настала Русь. И Емелин спел "внуки Сварога", а Валера Наумов "Иду на вы". И Светослав улыбался в усы.

Он пришел дать нам волю.
Он пришел дать нам волю.

В сторонке творческая группа НТВ уныло нарушала законодательство о табакокурении, так и не дождавшись принесения в жертву Перуну "лиц "православного" вероисповедания".

КОММЕНТАРИЙ

"К айсбергу не прикрепили

Соплеменники табличку,

Пингвинятам лишь внушают:

Не летаешь - и не надо!"

("Сложный навык приземленья", пародия неизвестного автора на тему "Буревестника" М. Горького)

В Серпухове поставили спорную фигуру. То есть, на самом деле в городе установили совершенно настоящий памятник, причём, увековечили реального исторического деятели Древней Руси, князя Святослава, носившего при жизни прозвище "Хоробрый", то есть Храбрый.

В русской истории князь отметился деяниями, важность которых не переоценить. По существу, русские именно Святославу обязаны заявленным местом в европейской жизни, занимаемым ими до сих пор. Разгромив Хазарский каганат, Святослав Игоревич определил полную независимость власти русских князей от какой-либо внешней силы и власти, что и является главным отличительным признаком суверенитета. Так что как госдеятель Святослав стоит в первом ряду создателей русской государственности.

Как человек Святослав был вообще вне конкуренции. Силён, храбр и честен, в связях порочащих - не замечен. Если, конечно, не считать ключницы Малуши, от которой и рождён был Владимир, но и тут отцовство Святослава небесспорно.

Так что памятник, вроде, по заслугам, и в день правильный открыт – народного единства, аккурат 4-го ноября. Событие замечательное само по себе, однако, комментарии сего события в СМИ ещё интереснее, ибо прямо отражают интересный бардак, именуемый сегодня в России народным единством.

Так, например, корреспондент "Московского Комсомольца" Н. Пирогова обозвала фигуру князя Святослава "сомнительной" и высказала мнение о том, что правильнее было бы поставить памятник Владимиру. Что само по себе более, чем сомнительно:

Владимир хоть и считается сыном Святослава, но по-любому байстрюк, да ещё и братоубийца, и узурпатор (братьев то, законных сыновей Святослава, он убил, чтобы в Киеве княжить), и многоженец. Вот такой замечательный образчик и есть, по мнению московско-серпуховских комсомольцев, для памяти и памятника.

На серпуховском портале "glazey" историк Марина Лозинская и вовсе обозвала установку памятника идеологической диверсией. Ни больше, ни меньше. Всё потому, что Святослав был язычником. Вот как язычником родился, так и не поменял религию до самой смерти, несмотря на настояния матери Ольги, принявшей христианство. Гордиться бы нам таким предком! Ан нет, по мнению историка совершенно невозможно в День единства открывать памятник этому русскому князю, потому, как День единства у нас совпадает с праздником Казанской иконы Божьей матери, а это диверсия. Вот такое вот единство, единое, но христианское. Будем надеяться, что в ближайшее время четвёртое ноября не выпадет на пятницу: пятница-то для мусульман день обязательной молитвы, что снова может быть истолковано, как диверсия. На Казанскую – а в мечеть пойдут… страх и ужас!

Нашёлся и просто гражданин, который был категоричен: кому нужны памятники всероссийским деятелям, если в городе Серпухове нет памятника Дмитрию Лавриненко, танкисту, который на одном танке выступил со своим экипажем на защиту города, и остановил немцев 20 октября 1941 года?

То, что подвиг танкистов не увековечен в Серпухове, конечно, гадко. Сила духа, стойкость и преданность Отчизне более всего и воспитываются размышлениями у местных памятников, установленных на месте конкретных подвигов. Но точка противопоставления не видна: Святослав-то при чём? В другое время великий князь ходил по Оке до Волги, что и было частью его главного похода к Каспию, против хазар. Другой герой, другого времени, но ведь тоже – наш! Да… много героев у нас было, за тысячу-то лет.

И вот такой у нас на День единства забавный кавардак в головах. То вместо отца-героя надо сына-негодника почтить, то единство у нас чисто для крещёных, то рейтинг героев составляем для первоочередного конкурентного увековечивания.

Сомнительное у нас пока единство получается. И очень спорное. Далеко нам, убогим потомкам, до Святослава. Может, глядя на него, и задумаемся – в чём сила?

Кирилл Жогин

Ссылки по теме:Святослав Игоревич