Общество
08 МАЯ 2015 | 12:52
Российская Федерация против Джугашвили

"Сталин приехал на спектакль в Художественный театр. Его встретил Станиславский, протянул руку, сказал:- Алексеев, - называя свою настоящую фамилию- Джугашвили, - ответил Сталин, пожимая протянутую руку". (Хохлов Н.Ф., И.В. Сталин смеётся… юмор вождя народов, М.: Белые Альвы, 2015 год).

Некоторые здесь стали позволять себе распространять панические сплетни о существовании некоего негласного распоряжения тайной канцелярии, запрещающего в канун юбилея Великой Победы употреблять имя Верховного Главнокомандующего Красной Армии. С фактами в руке я положу сейчас этим слухам безоговорочный конец.

Беру сразу быка за рога. Нет, не с "РГ" начну, а с более академического в некотором смысле издания, с Бюллетеня Европейского суда по правам Человека. Даже здесь есть про Сталина. И даже в двух номерах, 3 и 4 за текущий год. Написано, в частности, следующее:

"…Сталин и чекисты повязаны большой кровью, тягчайшими преступлениями, прежде всего против собственного народа.

Сталин и члены Политбюро ВКП(б), вынесшие обязательное для исполнителей решение о расстреле поляков, избежали моральной ответственности за тягчайшее преступление.

Бывший отец народов, а в действительности кровожадный людоед признан эффективным менеджером".

Это цитата из решения высокого суда, а точнее, сведения из российских СМИ, которые просил опровергнуть внук Сталина (Дело "Евгений Яковлевич Джугашвили против Российской Федерации").

Евгения Яковлевича в Европе не поняли, но доходчиво объяснили следующее: "Катынская трагедия, а также исторические личности, которые предположительно в ней участвовали и несут за неё ответственность, не могут не подвергаться пристальному вниманию и критике со стороны общественности, поскольку они представляют интерес для всего общества. Учитывая, что в подобных делах, как настоящее, требуется установить равновесие между правом на уважение частной жизни и правом на свободу выражения мнения, Европейский суд напомнил, что неотъемлемой частью свободы выражения мнения, которая гарантируется статьёй 10 Конвенции, является установление исторической истины.

В соответствии с принципами, закрепленными в прецедентной практике Европейского Суда, суды Российской Федерации пришли к выводу, что указанные статьи способствовали дискуссии о событиях, представляющих исключительный интерес и важность для общества, установили, что роль, которую сыграл И. Сталин в истории, требует более терпимо относиться к тому, что его личность и поступки подвергаются пристальному вниманию и критике со стороны общественности, и отметили яркую эмоциональную окраску высказываний, содержащихся в рассматриваемых статьях, заключив, что они не вышли за рамки допустимой критики.

Таким образом, судам Российской Федерации удалось соблюсти справедливое равновесие между правом заявителя на личную жизнь и свободой выражения мнения журналистов.

РЕШЕНИЕ

Жалоба объявлена неприемлемой для рассмотрения по существу (как явно необоснованная)".

Отдышались?

Ну а теперь, какая же песня без баяна? "РГ", профессор и доктор искусствоведения Швыдкой. 6 мая "озябшему киргизу" дали аж центр первой страницы, на которой он не доразместился и залез еще и на седьмую. "Неделимая победа" называется статья. Подзаголовок: "Победив, они даровали нам жизнь. Нам и нашим потомкам". Так, только так глубоко литературно должны писать доктора культуры!

Цитирую, что доктор прописал:

"Просто он (Сталин) считал естественным завершить самую кровопролитную войну в мировой истории апофеозом величия СССР и советского народа, то есть своим личным торжеством. И для этого ему не нужны были высокопоставленные гости. И без них весь мир был свидетелем его могущества. Именно поэтому он потребовал подготовить Парад Победы всего за один месяц, а не за два, - с таким предложением первоначально выступили руководители военных ведомств. <…>

При Сталине День Победы не был официальным праздником. Произнеся знаменитый тост, восхваляющий русский народ, на самом деле, он боялся народа-победителя. Народа, за четыре года войны выстрадавшего свободу и достоинство перед лицом смерти. Народа, которому не было нужды оправдываться перед кем бы то ни было. <…>

По сей день для большинства семей, которые волею судеб живут в разных странах на постсоветском пространстве, этот праздник не превратился в историческую абстракцию, в нечто государственно-обезличенное, в протокольно-обязательное. Он сохранил то человеческое, интимное измерение, которое связывает людей вне зависимости от политической мифологии, от меняющихся социальных конструкций. Дети моего поколения рождались потому, что наши родители вернулись с войны победителями. <…>

Всегда важно понимать, что празднуешь. Уверен, мы отмечаем победу многонационального народа СССР над материализовавшимся мировым злом, а не просто победу Сталина над Гитлером или коммунизма над нацизмом. Великую Отечественную войну выиграл народ, с ноября 1917 года, на протяжении менее четверти века переживший Гражданскую войну, военный коммунизм, голод, раскулачивание, патетическую трагедию индустриализации, "Большой террор". Можно ли было за такой короткий срок создать нового человека, с новой идеологией и моралью? Уверен, что нет. Понятно, советский солдат Великой Отечественной отличался от солдата Российской империи Первой мировой войны. Но насколько? Ведь историческая дистанция была ничтожна. Выкорчевывая прошлое, коммунистические идеологи убивали будущее. Большевики меняли облик страны, ломали ее через колено, реализуя сталинский план модернизации СССР, добиваясь впечатляющих успехов, но не думая о сбережении народа, его вековых этических ценностях, что предопределило многие наши беды".

( "Российская газета" - Федеральный выпуск №6666 (95))

Мне особенно понравилось про "человеческое, интимное измерение". А кроме этого, очень глубоко про "волею судеб" и её роль в истории.

Получается следующая логическая конструкция. Если предположительно Сталин участвовал в репрессиях против польских военных или способствовал размеру холокоста, он несет персональную ответственность за предположительно содеянное. Если возглавляемая Сталиным армия разбила врага, никакой личной заслуги, исключительно волею судеб. Более того, Сталин даже пытался мешать многонациональному советскому народу и примкнувшему к нему, к народу, а не к Сталину, антисоветчику Солженицыну одолеть врага.

Кроме сказанного, доктор высветил еще один эпизод преступной деятельности Сталина. Вождь с упорством, достойным лучшего применения, препятствовал этой самой воле судеб. Это тяжкий, как мельничный жернов, грех. 9 мая 1945 года Ю.Б. Левитан огласил обращение И.В. Сталина к народу. В нем, в частности, говорилось:

"Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией.

Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: "Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться". Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться – ход войны развеял их в прах".

Теперь, когда планы Гитлера всё-таки сбылись и даже перевыполнены, как правильно заметил Швыдкой, исключительно волею судеб, есть конкретные вопросы к товарищу Сталину.

За что боролись? За что проливали кровь, которой могли найти иное применение?

По Швыдкому получается, при Сталине многонациональный народ СССР потерпел победу; без Сталина был разгромлен и расчленен "волею судеб".

Плакат времен культа личности...
Плакат времен культа личности...

... и культа наличности.
... и культа наличности.

В заключение спокойной почитаем мудрую и добрую детскую литературу о вожде.

Отрывок из книги "Волшебная Ханукия", авторы Хава Броха Корзакова, Игорь Жуков:

"- А теперь Волшебная Ханукия покажет, как праздновали Хануку сразу после окончания Второй мировой войны в 1945 году в Советском Союзе.

Вместо просторной гостиной в доме голландского алхимика Меира Марик и все остальные увидели тесную комнатку. На некрашеной бревенчатой стене висел большой портрет какого-то усатого человека в кителе, а на столе стояли бутылка, несколько стаканов, открытая банка консервов и лежало полбуханки черного хлеба.

В комнатку вошли, согнувшись, два молодых человека в форме советских офицеров (Марик много раз видел такую форму в военных фильмах и на старых пожелтевших фотографиях). Один из них был высокий, с темно-русыми прямыми волосами, другой – пониже ростом, черноволосый и кудрявый. И оба, особенно темноволосый, оказались Марику ужасно знакомыми.

... и культа наличности.

"Да эти двое – вылитые старательные ученики мудрецов Хананья и Йоханан!" - немного погодя промелькнуло в голове у мальчика.

- Ты правильно подумал, - словно прочитал его мысли дедушка Йося. – Мы сейчас видим твоего прадедушку Залмана, моего отца, и его лучшего друга Евсея. Это 1945 год, через несколько месяцев после того, как советские войска заняли Берлин…

кстати, когда мы готовились к вашему приезду и наводили в квартире порядок, я разбирал свои бумаги, которые всегда лежали в старом чемодане. Выбрасывать я ничего не хотел, просто вдруг стало интересно посмотреть, что же у меня там завалялось. За подкладкой чемодана случайно обнаружил несколько писем твоему прадедушке Залману от его друга Евсея. Вскоре после Втором мировой войны Евсею удалось перебраться из Советского Союза в Польшу, а оттуда – в Израиль…

В это время высокий русоволосый офицер на экране сказал:

- Залик, ты хорошо закрыл дверь? Запомни, если кто-нибудь случайно придет – у тебя день рождения, именно у тебя! Мой день рождения не подойдет, он уже был три недели назад.

- Залик – это сокращение от имени Залман, - объяснил дедушка Йося. – Твой прадедушка и его друг Евсей решили тайно отметить последний день праздника освящениияхрама. В то время в Советском Союзе нельзя было праздновать Хануку. Впрочем, и Рождество, и мусульманский Рамадан тоже запрещали праздновать. Советская власть не любила религиозных людей. Ведь религиозные люди верят в Бога, а советская власть объявила, что Бога нет, и преследовала верующих, даже сажала их в тюрьмы и лагеря…

невысокий кудрявый офицер достал из потертой кожаной полевой сумки большую восковую свечу и осторожно разрезал её на восемь частей острым складным ножом с костяной ручкой. Потом он перевернул восемь стаканов и установил на них получившиеся маленькие свечки.

- Я выверну лампочку, - сказал Евсей. – А то еще спросят, почему это мы свечи жжём.

Легко забравшись на стол, он чуть-чуть повернул лампочку, которая висела на потолке без абажур, и она погасла. Потом Залман достал из сумки старый потрепанный молитвенник и открыл его.

Прочитав нужные благословения, Залман зажег одну свечку, потом от неё – другие. Слабые трепещущие язычки пламени потянулись к потолку. Нетерпеливо наблюдавший за Залманом Евсей поднял стакан с вином и сказал:

- За встречу! И за то, чтобы этот…

Евсей произнес еще несколько слов на непонятном языке, посмотрев на портрет усатого в кителе на стене. Он, скорее всего ругал этого человека. Марик уже догадался, что на стене висел портрет Сталина.

- Ты, наверное, можешь представить себе, Марик, что думал друг твоего прадедушки про Сталина, который притеснял евреев, словно какой-нибудь древний ассирийский или греческий царь, - сказал дедушка Йося.

Мальчик понимающе закивал головой

В это время раздался сильный стук в дверь. Марик чуть было не вскочил с кресла, чтобы бежать открывать, но тут же понял, что стук доносился с экрана.

- Ну вот, проверять пришли, чем мы тут занимаемся – Залман потянулся к свечам и стал быстро гасить их одну за другой…

Тут изображение на стене исчезло.

- Дедушка, их что, сейчас арестуют? – разволновался Марик. – Прадедушку Залмана и его друга Евсея посадят в тюрьму?!

- Не бойся, не арестуют, - стал успокаивать внука дедушка Йося. – Им действительно удалось отговориться днем рождения и перегоревшей лампочкой. А молитвенник прадедушка Залман успел хорошо спрятать … в конце концов этот молитвенник оказался в Израиле".

Ссылки по теме: