Общество
24 ОКТ. 2016 | 13:40
Как мы шведа на Кавказ отправляли

Наверное, он внутренне тяжело готовился к этому путешествию, преодолевая кучу стереотипов и комплексов. Швед на Кавказе, с точки зрения абсолютно нынче русофобского шведского общества – это почти запредельный абсурд.

Знаменитая карта Ярла Харденмарка, на которой он отмечает страны, где побывал.

Однако остановить профессионального путешественника, который побывал почти везде, невозможно. Это вообще особенные люди. Это не просто жажда странствий, но и потребность узнать чем живут другие люди на земле: как сушат белье, о чем разговаривают с детьми, любят ли футбол и из чего состоит их завтрак. Я уверена, что подспудно – это и есть то самое знание, которое не разобщает мир, а объединяет его. И в этом смысле путешественники – почти святые, а политики, конечно, очень часто – дрянь, а не люди.

Легче назвать те уголки земного шара, где он не побывал. Теперь вот какой-то островок в Индийском океане, на юге Йемена, туда Ярл Харденмарк навострил лыжи. Путешественников вообще интересно слушать. Столько, сколько видели они, вряд ли кто-то успел за свою жизнь посмотреть. Фёдора Конюхова, например, дай мне такую возможность, сутками бы слушала. Хотя бы о том, из первых уст, как за одиннадцать дней, он в одиночку земной шар облетел. А наш потомок викингов привлёк моё внимание прежде всего потому, что в эпоху антироссийской истерии решил проверить сам – как там у русских, да еще и на этом страшном Кавказе, моей дорогой родине.

Приглашение от Ярла мы получили неожиданно. Мы - это бывшая выпускница Владикавказского мединститута Лариса Томаева-Йонсон, живущая в Швеции уже более сорока лет, и я, обыкновенный российский журналист из Владикавказа, живущий в Швеции.

Лариса и её муж Ленарт были знакомы с Ярлом, я же видела его впервые. Высокий, худощавый, улыбчивый, с глазами, которые, казалось, всосали в себя большой кусок есенинской сини. Вот только шевелюра его никак не вязалась с образом норманна: иссиня черные волосы, как бы осознавая свою экстравагантность, демонстрировали ещё и полную свободу на своей территории. У цвета волос явно не брюнета от рождения есть своя история. Играя с друзьями в покер, Ярл потерпел неудачу и по условиям игры был обязан выкрасить свои седые волосы в чёрный цвет. Договор он нарушать не стал и с тех пор прикидывает разные варианты возвращения себе натурального окраса.

Я никогда прежде не бывала в доме путешественника. Поэтому мне было не до соблюдения этикета – вертела головой во все стороны, настолько необычным оказался этот дом. Разглядывать пришлось даже потолок. Это вообще не дом, а музей какой-то! Из дальних странствий возвращаясь, Ярл привозит с собой сувениры. Они, как живой хлеб нашего советского фантаста, расползлись по всем углам немаленького жилища Ярла. Маски, барабаны, бусы, керамика, скульптуры, шитьё, копья, глиняные поделки, украшения – я даже всего не вспомню. Лучше взглянуть на карту мира, висящую на стене комнаты, где мы пьём кофе с гостеприимным хозяином. Карта утыкана иголками с разноцветными головками, их одна тысяча сорок шесть штук и обозначают они места, где Ярл побывал как турист и где хотя бы раз переночевал. Булавки одного цвета в одном и том же месте указывают на то, что Ярл побывал там дважды или трижды.

Не могла не обратить внимания на то, что на книжной полке стояло с десяток Книг Гинесса, вышедших с 90-годов по 2002-ой. В них Ярл Харденмарк (Jarl Hardenmark) назван одним из самых активных туристов мира. Разменяв восьмой десяток, Ярл решил, что завершить свой индивидуальный туризм, не побывав на Кавказе, он просто не может. Потому мы здесь, чтобы за чашкой кофе обсудить возможность этой поездки.

По признанию одного из его соотечественников, который возглавляет в соседнем городе общество" НАТО - НЕТ", Швеция страдает русофобией более всех европейских государств. Нет дня, чтобы шведские СМИ не долбили Россию и Путина, который "грозит, вторгается и захватывает, уничтожает независимость других государств, террористическими бомбёжками превращает города в руины...". А тут очень благополучный швед, пенсионер, получивший хорошее образование в США, живущий безбедно и любящий жизнь рвётся посмотреть Россию, Кавказ.

Мы, естественно, помогли. Созвонились с друзьями, попросили проявить внимание к гостю. "Не беспокойтесь, пусть приезжает"- успокоила наш добрый друг во Владикавказе Аза Хачирова, отлично владеющая английским языком. Она родом из Южной Осетии и это тоже было на руку Ярлу, потому что заветной целью поездки его на Кавказ была именно Южная Осетия.

Первый день он провёл во Владикавказе. Современная гостиница, носящая имя столицы республики, расположена в десятках метров от бурлящего Терека. Глядя на неё с балкона своего номера, Ярл не мог сдерживать эмоций: "beautifully! beautifully!". Потом была поездка в Южную Осетию. Я видела, что он очень волнуется и сама предложила ему сопровождение, рассказала Аза. Повёз их на своей машине сын Азы, тоже англоговорящий, Георгий. Ярл сильно волновался, когда они подъезжали к границе и как только пограничники, проверив его документы и визу, дружески махнули рукой, мол "добро пожаловать", он с облегчением выдохнул. Природа очаровала его. Изгибы горных дорог, протянувшихся мимо речек и лесов, скалы, покрытые белыми шапками нетающих снегов, впечатлили бывалого туриста. Не обошлось и без казуса. "Аза, а в Цхинвали есть почта?"- забеспокоился Ярл. Для него это было очень важно, потому что со всех мест, где он побывал, он присылал и на своё имя тоже почтовые открытки, ими-то и были обклеены не только стены холла, но и потолки в доме Ярла. Каково же было удивление шведа, когда он нашел на почтамте десятки разных открыток с фантастичски красивыми пейзажами республики и марками.

Гостю показали всё, что он хотел. Ночёвке в гостинице предпочёл летний домик в деревне, где холодная вода в умывальнике и туалет в огороде. Родственники Азы организовали ужин по всем осетинским правилам: пироги всех видов, мясо, салаты и, конечно, русский борщ. По приезде во Владикавказ Ярл был приглашён на ужин в небогатую осетинскую семью, где он отведал самый вкусный шашлык.

Потом была Чечня где с ним случился очередной культурологически-гуманитарный шок. Никаких проверок на дороге, всюду зелёный свет. Аза и Георгий проводили Ярла до гостиницы в Грозном, где шведа сразил безупречным английским, манерами и профессионализмом молодой чеченец. Здесь и попрощались Аза и Георгий с Ярлом, который после пребывания в Грозном вылетел в Крым: увидеть Ялту и место, где сидела историческая тройка Черчиль-Рузвельт-Сталин, тоже была его целью. Погулял и по набережной Севастополя, почесывая в затылке: "оккупация", голод, митинги протестов, репрессии против крымских татар, - всё оказалось такой наглой ложью украинских и европейских СМИ, что Ярл поначалу не мог поверить в реальность происходящего.

Из Симферополя вылетел в Москву и уже оттуда - на родину. Теперь Ярл с полным правом говорит о себе: я побывал во всех независимых странах мира. И ещё: нигде не встретил людей более открытых и дружелюбных, чем в России, на Кавказе. Быть может, когда-нибудь и возникнет у Ярла желание рассказать об этой поездке своим соотечественникам. Ведь он так сожалеет, что Кавказ, этот свободный и спокойный край , незаслуженно забытый и неоткрытый туристами, имеет высокий потенциал для развития туризма.