Общество
21 ФЕВ. 2017 | 14:37
Моя любимая вакханка

35 лет назад, 27 февраля 1982 года, не стало великой балерины, народной артистки СССР, любимой ученицы Галины Улановой Малики Сабировой.

Художник И. Лисиков . "Портрет балерины, народной артистки СССР М.Сабировой",

Трепетно прикасаюсь к этому имени. С большим сомнением, что скажу о НЕЙ нечто, что ещё никто до меня не сказал. Читатель поймёт меня, если опишу мою первую встречу с Маликой.

Я брала интервью у Музаффара Бурханова, мужа и партнера на сцене великой Малики в стенах театра Айни, когда ОНА вошла в кабинет, и мы оказались с ней лицом к лицу. Мы смотрели друг на друга молча. Что в эти секунды испытывала я, провинциалка, ошарашенная живым балетом с блистательной Маликой Сабировой - об этом и сейчас, спустя десятилетия, не могу сказать внятно. Принцесса балета стояла возле меня скромной девочкой и ждала, наверное, каких-то слов, уместных в этой ситуации, а я тонула в калейдоскопе сценических картин с НЕЮ, в ушах звенели обрывки музыки из этих сцен, передо мной мелькали такие разные выражения лица Одетты-Одиллии, она , такая великая и... маленькая...

Я смогла только сказать: "Здравствуйте, Малика". И тогда она сказала спокойно, обращаясь к Музаффару: " Я тебя подожду в гримёрной" и вышла так же тихо, как вошла. Спустя какое-то время мне посчастливилось беседовать с ней для газеты после больших гастролей с труппой таджикского балета по странам Ближнего востока и тогда я открылась ей, объяснив, почему не смогла побороть смущение в ту первую встречу.

Так вот, спрашиваю себя и сейчас: что могу добавить к Слову о Малике после блестящих исследований глубокого знатока таджикской культуры Нурджанова, посвящённых Малике? После тех тысяч людей, знавших это Чудо и уже высказавших своё потрясение талантом и - невосполнимой потерей? Что можно сказать о НЕЙ, после всего, что создал на киноэкране патриарх таджикской документалистики Заур Дахте? Вдохновлённый великим искусством своей героини по имени Малика, он создал такие кадры, что они словно лазер прожигают сердце. Или после Галины Улановой, самой трепетной Жизели на балетном Олимпе, приехавшей в Душанбе проститься со своей любимицей? Или после ежегодных "Недель Малики Ссабировой", проводимых директором театра оперы и балета Толибом Шахиди и им же организованного Вечера памяти Малики в день тридцатилетия её кончины? Так что даёт мне право прикоснуться к звенящему светом и печалью имени Малика? По Пушкину, воспоминание - лучшая способность души и потому, наверное, в минуты сомнений, щедро подбрасываемых непонятной нынешней жизнью, душа упирается в очень дорогое наследие памяти. И тогда я смотрю балет. С Маликой. И чаще всего - "Вакханалию" и фильм-балет "Рубаи Хаяма". В такие мгновения я словно выпадаю из реальности, становлюсь существом без плоти, и только душа моя то падает в бездну горного ущелья, то мирно покоится в колыбели с прикорнувшей над ней мамой. Для меня, мало просвещённой в музыке, творения Толиба Шахиди и Сен-Санса здесь абсолютно одноуровневые. Шедевры, которые будут всегда востребованы. Но вечную жизнь им подарила и Малика тоже. Как "Умирающей лебеди" Сен-Санса - Майя Плисецкая. Исключительное дарование таджикского Чуда неподвластно осознанию самых крупных знатоков балета, а все награды Малики, - их было множество - всего лишь попытка отразить её индивидуальность.

Многие тенццоры учились в лучших балетных школах страны. Многие вышли на большую сцену. Кто-то мучительно взбирался на вершину, цепляясь за выступы из звонков и протекций. Девочка из Таджикистана не билась в дверь с золотым замком, она с достоинством открыла её и вошла на пуантах, лёгкая и устремлённая, в желанное пространство как в вечность. Помню, как на одной из репетиций балета мы разговаривали с Рафаэлем Саморуковым, тогдашним педагогом-репетитором в таджикском оперном театре. Он сказал буквально следующее": Когда Майя Плисецкая впервые увидела на сцене Малику, она сказала: "... так правильно танцует, аж противно". Грубовато, может, но именно так непревзойдённая Майя отметила колоссальную целеустремлённость , помноженную на изнурительный труд молодой балерины из Таджикистана. Малика взлетела на эту вершину, опираясь на силу собственных крыльев. Взлетела так высоко, что в конце 20-го века была в пятёрке звёзд мирового балета вместе с той же великой Майей и дала нам всем урок: духовная наполненность отведённого тебе времени - это и есть смысл жизни. А ещё она оставила нам и нашим грядущим потомкам тайну исполненного ею танца, разгадать которую никому не дано.

Этапы жизни Малики – балерины широко известны. Тем же, кто не знает, советовала бы войти в интернет, потому что в этом адском изобретении можно, к счастью, найти много полезного для ума и для души. И ещё. Было время, когда надежд на лучшее время в Таджикистане было так мало... Чёрные силы подобно богу Кроносу поедали лучших, достойно представлявших древний таджикский народ, и это грозило потерей будущего. Но обессилили цунами и за убийственными чёрными волнами показались первые лучи солнца. Умение дорожить прошлым, не забывая о том, что было в нём прекрасно - это признак выздоровления.