Общество
15 СЕН. 2020 | 13:03
Хрупкая вечность

Защитить красоту, но подчеркнуть её уязвимость? Зачем оберегать бронзовый, вечный, практически неуязвимый образ стеклом?

Быстротечность бытия, прозрачная уязвимость жизни: казалось бы, как стекло может защитить бронзовый образ? Это один из многочисленных парадоксов скульптора Василия Селиванова.

Монументальность в летящем прозрачном флёре – это сама жизнь, которая нам кажется основательной и прочной, видится иначе. Герои современности и исторические персонажи, конкретные и символические монументальные изображения, которые видны в мельчайших деталях, залитые специальным акриловым стеклом – разум человека вдруг осознаёт ответственность за историю, за будущее, за вечную красоту, которая может исчезнуть, затоптанная погоней за едой и вещами, удобствами и комфортом.

Существует прямая параллель инновационных решений Селиванова с тем, что он создаёт во вполне традиционных формах. Год назад в подмосковном Видном на Алле Славы был открыт его памятник несовершеннолетним узникам концлагерей. На скульптурной композиции запечатлены отлитая в бронзе фигура мальчика-узника и души отошедших в небеса, замученных в тюремных застенках, – все на фоне изображённой на граните колючей проволоки. Душевная боль художника, осознание трагедии человечества в образе ребенка перекликается с техникой "Бронза в стекле". Как легко и быстро вчерашний нормальный человек расчеловечивается, как быстро варварские, зверские, необъяснимо жестокие поступки кажутся тем, кто их совершает, "нормальными", укладываются в один ряд с гуманизмом великих мыслителей, художников, ученых, поэтов, музыкантов. Как быстро может исчезнуть, аннигилироваться исполнителями воли Дьявола, Вечные ценности, добро, счастье, любовь!

Ощущение внутренних парадоксов человеческого существования – ведь они время от времени становятся трагедиями мирового масштаба, и привело Василия Селиванова к творческому инновационному решению, которое видится шире, чем эксперимент с материалом.

Дать возможность человеку понять, почувствовать насколько Красота и Гармония созидательны, и насколько уязвима они – вот зачем и вот почему гораздо более прочная, чем стекло, бронза, защищенная стеклом, которое на самом деле символизирует Божественную защиту, прямое указание Создателя на то, что Жизнь и Добро нужно трепетно ценить и оберегать. Создатель сделал это руками и талантом Мастера, который пришел к новой форме в своём творчестве, до этого создав целую серию феноменально талантливых работ, признанных Церковью. Это и "Блаженное чрево", и "Троица", и Архангел Михаил, и многие другие работы, посвященные душе Человека, стремящегося к Богу.

Вечная красота, запечатлённая в этом странной, но удивительно притягательной гармонии, запечатлена и в последних работах Василия Селиванов: "Голубь", "Бабочка", "Витрувианский торс".

Сам художник определяет своё место в современной монументалистке как убеждённый реалист. И не сомневается в том, что создание образов русских святых в традиционной манере русской художественной школы – обязательный элемент в архитектуре русского сознания, которое формируется на ценностях, которые мы обязаны сохранять из поколения в поколение.

За плечами Василия Селиванова, художника, находящегося на подъёме творческого духа, полного сил и замыслов, богатый опыт и творчества, и преподавательской работы. Он - скульптор, график и живописец, член Союза художников России, член Творческого Союза художников России, член Русского Художественного Союза и международного художественного фонда. На кафедре скульптуры и композиции Российской академии Живописи ваяния и зодчества он возглавлял кафедру и руководил творческой мастерской. С1990 года - постоянный участник Московских, Российских и международных выставок. Работал в творческих командировках Германии, Франции, Италии и Австралии. Является автором памятников Минину в городе Богородске, Льву Толстому в Пушкино, Святославу в Серпухове, Ивану Грозному в Александрове. Создатель мемориалов дважды герою Советского Союза Одинцову, Академику Таболину и Главному режиссеру Большого театра Покровскому. В соавторстве с отцом, народным художником России Николаем Селивановым, установил памятник Курчатову в институте РОДОН, Маяковскому в Пушкино, Кириллину в Москве, памятник академику Легасову в Москве и Римскому-Корсакову на родине композитора в Тихвине.

памятник вице-адмиралу Головнину в Океании и другие. Творческие работы Василия Селиванова находятся в частных коллекциях России, США, Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Австралии и других странах.

Награжден Медалью академика Легасова, Звездой Чернобыля.