Карта дня
18 ДЕК. 2012 | 12:36
Разрешенная свастика

Питерская прокуратура обогатила правоприменительную практику антиэкстремистского законодательства, а именно внесла некоторую ясность в проблему "демонстрации нацистской символики".

Ранее имели место "перегибы на местах": правоприменители руководствовались правилом: увидел свастику – хватай. То есть мотив использования символики предлагалось не принимать во внимание. Не смущало, что последовательное проведение в жизнь этого подхода должно привнести к запрету "Семнадцати мгновений весны", Кукрыниксов и Исаакиевского собора. Умеренное крыло правоприменителей придерживалось мнения, что свастику можно считать "наказуемой" только в качестве элемента нацистской пропаганды. Последнее понятие тоже достаточно размыто, но, по крайней мере, для запрета нужно доказывать мотив, выяснять контекст использования символа.

На триумфально завершенной выставке современного искусства в Эрмитаже в числе прочих шедевров привлекло внимание произведение, неканонически изображающее Христа. Лик изуродован-обезображен. А во лбу горит свастика.

Зрелище не для слабонервных. Поэтому слабонервные обратились в прокуратуру на предмет экстремизма. Мне не интересно, чем именно мотивировала свой отказ прокуратура в признании этого "произведения искусства" экстремистским. Возможно, написали, что это произведение символизирует глубину морального падения "фашистских нелюдей". Главное, без объяснения мотива использования свастики отказать заявителям было невозможно. Таким образом, повторюсь, появилась некоторая определенность и можно дать компетентные рекомендации, например, "язычникам", для которых свастика – славянский мировоззренческий символ, и которых за это "гоняет" та же прокуратура. Во избежание претензий правоохранительных органов, свастичные символы следует изображать на фоне обезображенной головы Иисуса. Это нормально.