![]() За покупками - мимо пробок. |
|
Десятибалльные пробки сводят с ума и тех, кто едет, и тех, кто ждет тех, кто едет. Все чаще и все настойчивее люди посматривают в хмурые столичные небеса, "Эх, был бы вертолет"!
Ничего фантастического в таком желании нет. Уже много лет идея воздушного такси, которое могло бы особенно сильно опаздывающих и не очен богатых людей доставить с одного края гигантского мегаполиса на другой. Однако дело это очень дорогое, трудно согласовываемое и требует терпеливой и скрупулезной проработки.
И вот стало известно, что вертолетные такси готовятся к возможному открытию неба над Москвой. Сейчас идут интенсивные переговоры с правительством столицы и силовиками, определяются варианты маршрутов для безопасных полетов.
Куда сейчас можно слетать на вертолетном такси и как будет развиваться этот рынок в ближайшем будущем?
Об этом рассказал председатель совета директоров "НДВ групп" Александр Хрусталев. Его вертолетная база находится в 500 м от МКАД. Кроме того, там же - ресторан и школа пилотов. "Вертолет летит в одну сторону с пассажирами, а возвращается пустым. Стоимость полета — 30 тыс. руб., в салоне — три пассажира, по 10 тыс. на каждого. А если система будет налажена, то обратно мы повезем еще трех, и тогда стоимость перелета для одного человека составит 5 тыс. руб.", - рассказывает он.
В настоящее время в правительстве Москвы идут переговоры о возможном открытии неба. Схему развития воздушного транспорта разрабатывает Мосгортранс совместно с департаментом транспорта. Одним из участников проекта является компания "Русские вертолетные системы" (РВС), которой принадлежит вертолетное такси "ХелиЭкспресс". У РВС уже есть две посадочные площадки в столице — в "Москва-Сити" и площадка рядом с Домом музыки. Согласно замыслу в Москве могут появиться еще 82 частных вертолетных площадки.
Вся работа проходит в рамках городской целевой программы "Московское воздушное такси", обсуждение ведется порядка пяти лет, и уже выработана концепция. Предполагается сделать два воздушных коридора, по которым вертолеты смогут летать с северо-запада до "Москва-Сити" и с юго-востока до Третьего транспортного кольца. По данным Александра Хрусталева, предварительно решено пустить вертолеты над Москвой-рекой и Третьим транспортным кольцом. А директор департамента развития вертолетной компании "Аэросоюз" Дмитрий Евцихевич пояснил агентству "Москва", что летать над столицей разрешат только вертолетам с двумя двигателями — ради безопасности.
"К работе привлекаются научные институты — городские и федеральные, которые проводят исследования. И основная задача этих исследований — документально и научно доказать, что над Москвой можно выполнять полеты достаточно безопасно, — продолжает Караваев. — Ведутся переговоры с представителями силовиков — это Федеральная служба охраны, ФСБ, Минобороны, и огромная работа проводится по взаимодействию с правительством Москвы".
Еще одна сложность - система АЗН-В — автоматическое зависимое наблюдение-вещание. Все воздушные суда, которые выполняют полеты над Москвой, будут видеть друг друга, а также выдавать сигнал о своем местоположении в органы управления воздушным движением. Пока эта система не запущена в полном объеме, но работа в Госкорпорации по организации воздушного движения в этом направлении тоже активно ведется.
"В этом году мы начали выполнять полеты в Москву на площадку "Москва-Сити" на гражданском пассажирском вертолете", — говорит глава "ХелиЭкспресс". Он поясняет, что работы находятся только на начальном этапе. "Наша цель — сделать воздушные перевозки над Москвой регулярными, но пока нам разрешают выполнять только авиационные работы. Как таковых перевозок над Москвой мы пока не выполняем", — говорит Караваев.
В том, что вертолетные такси будут летать над Москвой, гендиректор "ХелиЭкспресс" не сомневается. "Мы подобрали в городе порядка 100 мест, где можно организовать вертолетные площадки. Они включены в перспективный план развития города. В процессе строительства и согласования находится порядка девять площадок — пять на крышах зданий, и четыре на земле, еще 15 заложено в проекте. Это площадки не вертолетного такси, а под конкретных заказчиков", — пояснил он.
КУДА И ПОЧЁМ
Заказать вертолетное такси можно до крупнейших аэропортов. Минимальная цена — 15 тыс., такую услугу предлагает "Хелипорт Москва" от площадки на Новорижском шоссе до Шереметьево на вертолете Robinson R44, в котором размещаются три пассажира. Длительность полета — 15 минут. Или за 10 минут можно преодолеть этот путь вшестером на вертолете с более мощным двигателем Eurocopter EC130 T2 за 25,6 тыс. руб. Во Внуково полет будет стоить от 20 тыс. до 43 тыс. руб. Время в пути составит от 17 до 20 минут. А в Домодедово можно долететь от 23 тыс. до 51 тыс. руб., время в пути — 20–25 минут.
"Небо над Москвой будет открыто, мы в этом уверены, — говорит владелец "Хелипорт Москва" Анатолий Хрусталев. — Однако оно не будет открыто для массовых перевозок пассажиров, потому что это очень сильно затронет жилые районы — людям не понравится постоянный шум над их домами. Поэтому даже если небо и будет открыто, то полеты будут ограниченны для максимального комфорта проживающих".
За пределами столицы вертолетные такси работают успешно. Есть четыре гиганта — "ХелиЭкспресс", "Хелипорт Москва" и крупнейшие в России официальные дилеры Robinson Helicopter Company — "Аэромаркет" и "Аэросоюз". Есть агенты, которые становятся посредниками между клиентами и вертолетными центрами. Так что, решив совершить полет, пассажир, по всей вероятности, попадет к кому-то из этой четверки.
Сегодня вертолетные бизнесмены предпочитают быстрые поездки в соседние города: до Твери — 115 минут и 57 тыс. руб., до Тулы — 155 минут и 78 тыс. руб., до Нижнего Новгорода — 5,5 часа и 195 тыс. руб. В перечне около двух десятков городов. Но на дальние расстояния вертолет проигрывает "Сапсану": на нем до Нижнего Новгорода можно доехать за 4 часа. Хотя до Смоленска вертолет долетит за те же пять часов, за которые доедет поезд Москва — Минск. Другое дело, если хочется конфиденциальности, чего обычно не хватает звездам шоу-бизнеса.
Представители вертолетных такси рассказывают, что их услугами пользуются Филипп Киркоров, актер Данила Козловский, телеведущий Дмитрий Дибров и многие другие.
При желании можно сделать свой маршрут, сотрудники его изучат, найдут ближайшее место для посадки, оценят стоимость полета. Для посадки вертолета необходимо ровное место размером 4х4 м, а вертолет Robinson садится на автомобильную парковку.
"Заказ вертолетного такси — минимум за час до вылета. А вообще, чем раньше позвоните, тем больше вероятности, что будет вертолет. Если это пятница, то практически 99%, что за час мы не успеем, нужно часа два на подготовку, — говорит глава "ХелиЭкспресса" Вадим Караваев. — А так, можно, конечно, приехать на площадку в "Крокус Сити", заказать машину и пойти пить кофе. Но надо понимать, что если это новый маршрут, то нам нужно с вами его согласовать — проговорить, подобрать площадку. Мы объясним, что будем подбирать ближайшую площадку, но это не обязательно будет ваш дом". Караваев говорит, что в будни более-менее свободно, а в выходные вертолеты расходятся как горячие пирожки и работают практически не выключаясь.
ПОГОДА
Еще один минус — зависимость от погодных условий. Если плохая видимость или обледенение, то пилоты предпочтут остаться на земле. Вертолет может летать всю зиму. Минус 30 или минус 40 — проблем нет. А вот в обледенение вертолет не может летать, потому что для этого не предназначен. По словам пилотов. они проходят специальные курсы и выполняют полеты с инструктором в снегопад, когда образуются снежные вихри от несущего винта вертолета и ухудшают видимость. В году машина летает 11 месяцев.
ПОСТРОИТЬ СВОИ
Сейчас в России не производятся маленькие вертолеты, все подобные машины поставляются из-за рубежа. Соответственно, и запчасти тоже зарубежные. А понижение курса рубля неизбежно заставит пересматривать цены на вертолетные полеты.
"Мы начинаем подготовку к строительству собственного вертолета, — объявил в конце декабря Александр Хрусталев.
— Моя задача — создать вертолетный "айфон".
У нас есть понимание, что надо делать, у нас есть инженеры, специалисты. Но также очень важно получить обратный ответ от клиентов — чего хочется".
Хрусталев оговорился, что у них даже был свой вертолет, который вроде даже взлетел. Но потом пояснил, что все-таки еще предстоит серьезная работа. "Уже есть техническое задание, определены параметры, определены типы трансмиссии, следовательно, мы понимаем, какие агрегаты, узлы нужны, — говорит Хрусталев. — Думаю, в следующем году мы представим макет, планы такие. Еще через год покажем летающий прототип, а еще через год — начнем получать сертификацию".
Законы - пока довольно серьезное препятствие на пути к строительству своих маленьких геликоптеров. Предприниматели говорят, что от вертолетных компаний требуют такой же объем документов, как и от крупных авиакомпаний, подобно "Аэрофлоту", а вертолетные центры для чиновников — подобны аэропортам.
"Нынешнее положение правил и законов для развития вертолетного трансфера — это скорее полоса препятствий, нежели полоса благоприятного развития бизнеса. Но нам это придает динамику — мы энтузиасты и всегда находим силы, чтобы и дальше работать в этом направлении", — говорит Хрусталев.