Карта дня
18 ИЮНЯ 2020 | 07:25
На газе дешевле. Как это будет

Министр энергетики Александр Новак предложил вице-премьеру Юрию Борисову в качестве антикризисной меры увеличить долю субсидий из бюджета на перевод автомобилей с бензина на газомоторное топливо в два раза — с 30 до 60% от стоимости переоборудования.

Государство решило помочь гражданам и компаниям переоборудовать свои автомобили на газ вместо бензина.

Еще 30% расходов выделит "Газпром" за счет маркетинговых программ своей "дочки" "Газпром газомоторное топливо". Владельцам автомобиля останется заплатить лишь 10% стоимости перевода техники на газ.

Переход на использование газомоторного топлива может быстро и значительно, на 60–65%, снизить затраты владельцев автомобилей на бензин и дизель, пояснил Новак.

Правительство с 2020 по 2024 годы направит в развитие газомоторной отрасли 50 млрд руб., заявил в ноябре 2019 года замминистра энергетики Антон Инюцын. Ежегодно планируется выделять 3,5 млрд руб. на развитие газовых заправочных станций, а 700 млн руб. — на переоборудование автопарка. На первом этапе в программу вошли 27 регионов, где идет развитие инфраструктуры газозаправочных станций.

К увеличению стоимости программы предложение Новака не ведет. "При существующих ценах на моторное топливо и на установку газобаллонного оборудования единовременные бюджетные инвестиции в 0,7 млрд руб. в год в переоборудование техники на КПГ позволят малому и среднему бизнесу и гражданам — участникам программы в течение трех лет получить на топливе экономию в 4–5 млрд руб., снизить стоимость транспортных услуг и обеспечить работой по установке газобаллонного оборудования предприятия сервисной сферы", — указывает министр.

По данным на март 2020 года, в России было 484 заправки с газомоторным топливом, 329 из них принадлежат группе "Газпром". Объем реализации КПГ на заправках "Газпрома" в России в 2019 году вырос на 30%, до 779,3 млн куб. м. Председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков лично курирует программу развития газомоторного топлива.

На московских заправках средняя стоимость литра бензина АИ-95 на 15 июня составила 47,41 руб., дизельного топлива — 47,69 руб., следует из данных Московской топливной ассоциации. "В России средняя цена 1 куб. м природного газа составляет 16,73 руб. Это в три раза дешевле нефтяных видов топлива. Стоимость 1 км пути на газе обходится автовладельцам в 1 руб., на бензине — в 3 руб.", — следует из данных "Газпром газомоторное топливо". Расчет сделан для легкового автомобиля со средним расходом 7 л топлива (эквивалентен 7 куб. м газа) на 100 км.

Переоборудование одного автомобиля стоит от 80 тыс. до 150 тыс. руб., говорит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. "Легковой автомобиль можно переоборудовать на газ за 30–100 тыс. руб. в зависимости от его класса и мощности, грузового — от 100 тыс. до 500 тыс. руб, микроавтобуса — 100–150 тыс. руб.", — отмечает эксперт. По его расчетам, до сих пор перевод автомобиля на газ окупал себя при пробеге 20 тыс. км, сейчас это будет рентабельно при пробеге от 10 тыс. до 15 тыс. км.

По оценке Новака, оперативный запуск программы по масштабному переводу техники после увеличения доли госсубсидий вдвое позволит перевести на газ до 10–12 тыс. автомобилей в 2020 году.

Переоборудование автомобилей на газ особенно выгодно тем компаниям, которые активно используют топливо: таксопаркам, предприятиям, которые занимаются перевозками, магазинам, а также гражданам, которые активно ездят на дальние расстояния, включая дачников.

По данным Минэнерго, в 2019 году было переоборудовано на газ около 15 тыс. автомобилей. Но с началом эпидемии в 2020 году спрос на перевод машин упал из-за ограничения передвижений и падения доходов малого и среднего бизнеса. В этой ситуации инициатива Новака выглядит оправданной, замечает Фролов. При тех же расходах бюджета (700 млн руб. в год) автомобилисты, для которых перевод на газ выглядел дорогим удовольствием, теперь смогут решиться на этот шаг при необходимости потратить всего 10% стоимости переоборудования, указывает он. По его прогнозу, это сдержит падение спроса на газ для автотранспорта и с его восстановлением после карантина может даже показать рост к концу 2020 года.