Карта дня
22 ОКТ. 2021 | 07:25
Мягко говоря – усложнит. А вообще-то будет совсем плохо

Запуск "Северного потока — 2" под контролем "Газпрома" усложнит использование и дальнейшее функционирование украинской ГТС в ее нынешней конфигурации, считают в Киеве.

Украинская газотранспортная система едва жива, но незалежная хочет эксплуатировать её в опасно напряженном режиме.

"Кроме того, будет поставлена под угрозу наша способность содействовать доступу других участников рынка газа ЕС к украинским газовым хранилищам, торговле газом между странами — членами ЕС, граничащими с Украиной, а также перспективы транзита водорода в Европу", — заявила директор по вопросам взаимодействия с госорганами и международными организациями "Оператора ГТС Украины" Ольга Белькова.

В компании настаивают, что оператора "Северного потока — 2" можно назначать только при условии, что он будет полностью отделен и независим от "Газпрома", как того требует европейское законодательство.

Ранее "Нафтогаз" и "Оператор ГТС" подали заявки в немецкий энергетический регулятор Bundesnetzagentur на участие в процедуре сертификации Nord Stream 2 AG.

"Северный поток — 2" тянется от побережья России через Балтийское море до Германии и состоит из двух ниток общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год. Его строительство завершилось 10 сентября.

Сейчас идет процесс сертификации Nord Stream 2 AG как независимого оператора газопровода. Он будет проходить в два этапа: сначала германский регулятор выработает проект решения, затем его оценит Еврокомиссия. Весь процесс может занять несколько месяцев. Берлин уже получил из Москвы полный пакет необходимых документов.

По мнению противников проекта, Nord Stream 2 AG нельзя выдавать сертификат, так как это противоречит обновленной газовой директиве ЕС. Документ вступил в силу 23 мая 2019 года. Его нормативы гласят, что проложенная после указанной даты труба должна либо частично заполняться альтернативным поставщиком, либо ее участок на территории ЕС должен принадлежать сторонней компании.

Россию это не устраивает. По мнению Москвы, опираться надо не на технические аргументы, а на экономические: к моменту обновления директивы в проект были сделаны миллиардные инвестиции с учетом прежней правовой ситуации.