На границе Польши и Украины пробка из грузовиков длиною 40 километров. |
|
Одной из причиной протестов Адамчик назвал систему электронной очереди: "Это привело к значительному увеличению времени ожидания транспортных средств, зарегистрированных в Европейском союзе, которые возвращаются из Украины без груза, для пересечения украинско-европейской границы".
Министр призвал украинскую сторону принять срочные меры для выполнения требований польских перевозчиков, в частности отменить требование о регистрации в электронной очереди транспортных средств на двух пограничных переходах - "Зосин-Устилуг" и "Нижанковичи-Мальховице".
Кроме того, протестующие перевозчики требуют возобновления действия разрешений на международные перевозки для украинских транспортных компаний, которые были отменены в соответствии с соглашением между ЕС и Украиной (так называемый "транспортный безвиз").
В этой связи Адамчик попросил еврокомиссара по транспорту Адину Валеан восстановить действие таких разрешений. Он также призвал главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен поддержать его обращение к украинскому правительству об отмене системы электронной очереди.
С 6 ноября из-за протестов польских перевозчиков частично заблокировано движение через три пункта пропуска на границе Украины и Польши. Первоначально акция должна была проходить до 3 декабря, позднее называлась дата 3 января 2024 года. Но 22 ноября лидер блокирующих границу польских перевозчиков Рафал Меклер заявил, что блокада пункта пропуска "Ягодин-Дорогуск", где наблюдаются самые большие очереди грузовиков, продлена до 1 февраля 2024 года.
Очереди на въезд перед заблокированными пунктами пропуска с польской стороны растянулись до 40 км.
В свете проблем с транспортировкой через Польшу, ситуация для АПК Украины, которая экспортирует более 70% произведенной агропродукции, является угрожающей, отмечал первый замминистра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий.
Одно из главных требований польских организаторов протестов - возврат к практике выдачи разрешений для украинских грузоперевозчиков и уменьшение их количества до уровня до февраля 2022 года, когда выдавалось до 200 тысяч разрешений в год. Кроме того, перевозчики хотят, чтобы порожние польские грузовые автомобили, возвращающиеся с Украины в Польшу, могли пересекать границу без очереди, не ожидая много дней. Кроме того, перевозчики добиваются ужесточения контроля за регистрацией в Польше транспортных компаний в части происхождения капитала их учредителей. Работа украинских перевозчиков на европейском рынке приводит к обвалу тарифов на грузоперевозки.