Новости
18 СЕН. 2013 | 13:58
Цена базы измеряется в мигрантах

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон представил российско-таджикское соглашение о статусе и условиях пребывания 201-й российской военной базы, подписанное 5 октября 2012 года в Душанбе, на ратификацию в парламент республики. Договор будет рассмотрен в ближайшее время, и проблем с его ратификацией, скорее всего, не будет.

Депутаты таджикского парламента считают, считает, что нахождение 201-й РВБ на территории республики выгодно не только для защиты интересов и безопасности Таджикистана и России, но и для всех постсоветских республик, входящих в СНГ.

Отчего так просто и легко проходит ратификацию непростой документ? Иллюстрирует подоплеку игр вокруг российской военной базы и одновременная ратификация соглашения между двумя странами о порядке пребывания граждан Таджикистана на российской территории, подписанное 8 февраля 2013 года в Москве. Для таджиков были созданы льготные условия - до 15 дней увеличен срок, в течение которого гастарбайтеры могут не становиться на миграционный учет. То есть, вы нам – базу, мы вам – таджиков. И это соглашение, по мнению экспертов, является жизненно важным, прежде всего, для правительства Таджикистана, поскольку бюджет страны практически полностью основан на отчислениях мигрантов из России на Родину. Кроме того, в стране сохраняется относительно стабильная и безопасная ситуация для власти Рахмона – ведь значительное число молодых мужчин Таджикистана постоянно находится за пределами республики, в которой работы нет давно.

Таджикские власти долгое время не хотели ратифицировать договор, выжимая для сего из его последствий все, что только возможно. Но в марте 2013 года у РФ лопнуло терпение и страны оказались на грани конфликта. Москва требовала от Душанбе немедленного одобрения соглашения, а таджикские власти со своей стороны обращали внимание России на скорейшую реализацию договора по миграции, беспошлинным поставкам нефтепродуктов, а также на необходимость оказания помощи в модернизации армии.

В результате вопрос решился только после визита Рахмона в Россию в начале августа за три месяца до президентских выборов в Таджикистане. Таджикский лидер побывал в резиденции Путина в Ново-Огарево и сумел добиться ратификации соглашений о беспошлинных поставках нефтепродуктов и об облегчении процесса трудовой миграции. В свою очередь Рахмон заверил, что договор по РВБ будет согласован таджикским парламентом в октябре 2013 года.