Новости
02 ДЕК. 2013 | 13:24
Хитрый депутат

Будем или не будем менять Конституцию? И если да, то зачем? Что власть страны напишет между строк?

Когда политики призывают изменить некоторые статьи основного Закона, власть называет поправки в него ненужными и опасными. При этом сами регулярно залезают в запретный текст. Так, например, несколько лет назад были внесены поправки, увеличивающие срок президентских полномочий до шести лет.

И на днях Совет Федерации утвердил новые поправки, касающиеся слияния Верховного суда с Высшим арбитражным судом, а также наделения президента РФ правом назначать прокуроров.

Преобразовательская шлея попала под хвост и депутатам. Единоросс Евгений Федоров предлагает убрать из Конституции п. 2 ст. 13: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Кроме того, он предлагает отказаться и от п. 4 ст. 15 Основного закона, который гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Также деятельный парламентарий готов исключить также п. 1 ст. 17: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией". Это уже называется – "приехали".

Стране предлагается отказаться от концепции прав человека в качестве базовой для российской Конституции. Что такое "права человека"? В западной политической мысли существуют понятия "естественного права" и "позитивного права". Под естественным правом в Средние века понимался божественный закон. Поэтому часто право заменяла "воля Божья".

Позднее под естественным правом стали понимать права, принадлежащие человеку от рождения. В Декларации независимости США говорится: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых".

А вот выдержка из Всеобщей декларации прав человека ООН:

"Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства" (ст. 1).

"Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность" (ст. 3).

"Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах" (ст. 4).

"Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию" (ст. 5).

Что предлагает депутат Федоров? Правильно – отказаться от этого права. И, в принципе, это вполне возможно. Почему? Ведь государство гарантирует права человека! П. 2 ст. 19 Конституции РФ: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств".

Как полагает политолог Павел Святенков, "Власть государства относится к области позитивного права. Это законы, которые принимают люди, а не Бог и природа. А что люди дали, люди могут и отнять. Если нет естественного права и прав человека, свобода отнимается и вводится рабство путем простой поправки в Конституцию.

Федоров предлагает отказаться от суверенитета личности в пользу суверенитета государства. В каком-то смысле это означает, что всем гражданам РФ будет присвоен статус недочеловеков.

Авторы Конституции 1993 года допустили серьезную ошибку. Они не ссылались прямо на естественное право, на права, дарованные человеку от рождения Богом или природой. Они ссылались на посредническую инстанцию – международное право. А уже оно ссылается на Бога и природу.

Если есть страх перед вмешательством иностранных государств, гарантов международного права, то нужно не отменять статьи Конституции о правах человека, а усиливать их, выводить права человека не из международного права, а из естественного права личности.

Это значит, что нужно сказать в Конституции, что права человека не просто принадлежат ему от рождения, но неотъемлемы, потому что даны Богом и лежат в самой природе человеческого существа.

Это и есть концепция суверенитета личности, ставящая человека над государством, дающая законную возможность сопротивляться насилию и порабощению, единственная возможность создать современное государство. Отказываться от нее сегодня в пользу государства – значит создавать угрозу возникновения тирании", - считает он.