Полемика
13 СЕН. 2021 | 12:08
Детки в камере

Зачем тотальная видеослежка? Зачем за детьми в школах? Вы что, не понимаете!? Это для безопасности. Это же незаконно! Какой на … закон, когда для безопасности. Говорят, вот если ты законопослушный, чего ты боишься, что за тобой наблюдают?

Если надо, тебе дозвонятся по выключенному телефону.

А давайте понаблюдаем за этим, ну, сами знаете, за кем? Ты с ума спятил, скажут, он государственный муж, враг не дремлет и готовит теракт!

Закон (правовой закон) должен "связывать" власть, гарантировать защиту от дурака и злоумышленника во власти, не допускать ее концентрации (отсюда принцип "разграничения" властей и т.д.). Кто владеет информацией (слежка в том числе) - концентрирует власть. Всякая власть развращает, абсолютная – абсолютно. Смотрящий с необходимостью "монетизирует" получаемую информацию.

Очень интересно будет "ювеналам" почему вы забрали ребенка позже на пять минут. Психолог будет доказывать на основании видеозаписей депрессивное состояние ребенка и необходимость срочного медицинского вмешательства. Будет известно когда вас нет дома. Штрафы пешеходам будут приходить так же как автомобилистам. "Поднадзорный" поневоле приобретает повадки и психологию уголовника.

Власть снова как бы волнует безопасность населения, что всегда есть симптом угрожающий. На сей раз это власть московская, а вот под раздачу попадёт школота: Департамент информационных технологий Москвы планирует внедрить в школах камеры с системой распознавания лиц.

Как водится, планы по растрате бюджетов объясняются заботой власти о личной безопасности учащихся и учителей на территории образовательных организаций. Если кто давно не бывал в таких, тот может быть и не в курсе, что эти территории давно уже обособлены на манер концлагерей. Вход в школы напоминает проходные советских "почтовых ящиков" - закрытых оборонных заводов и институтов. И пропуск на эти "режимные объекты" у каждого школьника свой, именной, с номером и фотографией.

За использованием именных пропусков на проходных школ следят "вахтёры", по утрам, обычно, минимум по двое. Так что на территории московских школ не то, что чужие, там и условные "свои" - родители, родственники, соседи, давно уже не ходят. Степень неадекватности "вахтёров" в разных школах варьируется в зависимости от их национальности, образованности и культурности (или хотя бы владения русским языком), но в целом система оставляет ощущение, что вот именно её и не хватило 22 июня 1941 года в приграничных округах - вермахт там и был бы остановлен!

И вот теперь им понадобилась ещё и дополнительная система распознавания "своих среди своих". Как, а главное - куда она может повысить безопасность внутри этих наглухо закрытых анклавов, при использовании стандартного здравомыслия не объясняется совсем.

Предложенное на текущий момент Департаментом пояснение: определение момента прибытия и убытия лиц, посещающих школ годится только для тех, кто по умственным способностям и в вахтёры не годится. Ведь именные пропуска на турникетах обеспечивают не только фиксацию данных моментов пребывания, но даже и информирование родителей о перемещении их отпрысков через границы охраняемых объектов. Значит, дело вовсе не в фиксации периода нахождения учеников в школах, этот вопрос решён уже давно и основательно.

А раз это так, то речь, очевидно, идёт о создании систем слежения. И об освоении бюджетных средств, конечно, сумма которых озвучена и внушает уважение - 2 миллиарда рублей. Для начала. Ну, да Бог с ними, с деньгами, они бюджетные и их всё равно, стало быть, украдут.

Куда интереснее вопрос о мероприятиях, которые очень напоминают оперативные, и которым отныне будет подвержен каждый посетитель любой московской школы!

Если ненадолго представить себе, что РФ вдруг является правовым государством, то в его правовой системе отыщется даже специальный, подходящий к случаю, закончик "Об оперативно-розыскной деятельности" № 144-ФЗ от 12.08.95 г. В нём мало того, что есть статья 7 "Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий", так ещё и в ней прописано аж шесть этих самых оснований (кроме касающихся государственно-служащих сограждан), конкретных и к школе не относящихся никаким боком. Но главное, что из этого следует: слежка за гражданином с использованием системы распознавания, подпадающая под понятия, указанные в п. 6. "Наблюдение" и п. 7. "Отождествление личности" части первой статьи 6 указанного закона, возможна только при наступлении особых, установленных законом об оперативно-розыскной деятельности, обстоятельств. Европейский суд по правам человека нам теперь, конечно, не указ. Но вот ЕСПЧ полагает, что даже и простого наличия оснований недостаточно, по его мнению требуется ещё, чтобы социальная потребность присутствовала. Проще говоря, даже для слежки за отдельным гражданином ЕСПЧ требует, чтобы оперативные мероприятия были соразмерны поставленным целям, например по предотвращению преступления или привлечению к ответственности за уже совершённое.

По всему выходит, что установление постоянной и непрерывной слежки за школярами в существующей в РФ системе права к оперативной или розыскной деятельности не относится. Поскольку не может быть обосновано не то, что какими-либо социально-значимым целями, но даже и просто формальными, указанными в законе, основаниями.

Ну, а раз так, то остаётся лишь одно: школьники и учителя города Москвы помещаются под надзор. Есть у юристов и такое понятие. Для тех, кто не слишком интересовался историей права или, например, революционного движения в России, потребуются пояснения.

Помещение под надзор – этот такой специфический вид уголовного наказания. Существовал в царской России, после был упразднён. По существу своему он являлся ничем иным, как разновидностью ограничения свободы лица, признанного судом преступником. Установлено его применение было "Уложением о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 года, утверждённым императором Николаем I 15 августа 1845 года, введённым в действие с 1846 года.

Вот и выходит, что решением столичных властей, все московские детишки с ранцами и сумками на плечах признаны фактическими преступниками. Безо всякого суда, но с назначением им наказания в виде ограничения свободы - помещения под надзор.

Отлучение славянских народов от всеобщего образования было предусмотрено ещё планами А.А. Гитлера по присоединению к Третьему Рейху Восточных территорий. В изложении Мартина Бормана эта идея звучала так: "Образование - опасно. Достаточно, если они смогут считать до 100. Следует разрешить только такой масштаб образования, который создаст из них приличных подручных… Конечно, надо оставить школы, за посещение которых они должны будут платить. Но учить там надо не больше, чем пониманию знаков уличного движения".

Поголовное превращение московских школьников в лиц, фактически подвергнутых уголовному наказанию в виде ограничения свободы в форме установления за ними надзора, призвано, очевидно, отбить у детей школьного возраста всякую охоту вообще к посещению этих "режимных объектов", и без камер с распознаванием уже превращённых в подобие тюрьмы.

Добивать образование – так под корень!

Если у решения московского Департамента информационной политики и есть другая цель при установке новых камер, кроме выколачивания бюджетных денег – то она только так и может быть понимаема.