Главная тема
25 МАРТА 2015 | 17:08
На форуме не был, но осуждаю

Социальные сети и либеральная пресса уже который день ищут фашистов среди консерваторов, собравшихся в Санкт-Петербурге на Международный русский консервативный форум. Будет лучше, если о том, что там происходило, расскажет участник форума, решил КОНТЕКСТ.

Кто он и какой - русский консерватор?

Лично для меня это мероприятие началось со звонка. Звонок был утрешний, ранний, я досыпал последний сладкий сон. Однако ж дела делами, и телефончик я взял почти без раздражения.

- Здравствуйте, с вами говорит такая-то, - прожурчало в трубке, - я представляю (дальше было название почтенной бумажной газеты либеральной направленности). – Как вы прокомментируете тот факт, что перед святым праздником в Петербурге собираются провести нацистское сборище?

- Перед Песахом, что ли? – буркнул я спросонок, мучительно пытаясь припомнить, что там за чем следует. – И что?

- Я говорю, - уже более нервно ответила журналистка, - что в Петербурге, городе-блокаднике, сборище фашистов и нацистов собирается!

- По-моему, это очень странная идея, - тем же тоном буркнул я, надеясь завершить разговор и ещё немного поспать.

- Русский консервативный форум! – журналистка повысила голос. Слово "русский" было произнесено таким тоном, каким прокурор приводит решающий аргумент в пользу виновности подсудимого.

Во мне же включилось занудство – этим я вообще отличаюсь, особенно спросонья.

- Консерватор не может быть фашистом, фашизм – это сугубо модернистская идеология, - начал я.

Девушка меня раздражённо прослушала и повторила вопрос. С тем добавлением, что в Питер "слетаются самые одиозные фашистские партии" и "зачем это надо Путину".

Тут у меня в голове, наконец, щёлкнуло. Речь шла о мероприятии, неофициально организуемом (есть у нас в стране такая организационная форма) партией "Родина". На которое я вроде бы даже был приглашён – вместе с рядом других единопартийцев, включая мою супругу Надежду Шалимову.

- Ну а чего вы хотите? – спросил я. – Россия сейчас в международной изоляции. Это неприятно. В таких случаях любая страна начинает искать контакты среди любых сколько-нибудь системных политиков другой стороны, чтобы показать – мы не одни, люди доброй воли нас поддерживают. Советские товарищи целые компартии для этих целей содержали. А вообще это стандартная техника.

Закончив разговор на этой ноте, я всё-таки встал и пошёл читать интернет – что про мероприятие говорят и пишут. Минут через двадцать я оторвался от экрана и окончательно решил – "да, надо ехать".

Забегая вперёд. Я вообще человек не злой и коммуникабельный, и считаю, что с людьми нужно разговаривать и людей нужно слушать. Разных людей. Мне не трудно сходить и пообщаться с любой практически публикой. Правда, на официальные мероприятия меня зовут неохотно. Так как, при всей коммуникабельности и готовности соблюдать конвенции, у меня есть привычка говорить то, что считаю правильным и не говорить того, что считаю неправильным. Не знаю почему, но это воспринимается большинством организаторов всяких мероприятий как некомильфо и неформат. Так что, когда меня всё-таки куда-то приглашают, я это воспринимаю как признак того, что эти люди, как минимум, способны выдержать хотя бы минимальный уровень дискуссионности. Что уже в плюс.

Кроме того, мне хотелось посмотреть на пресловутых "европейских правых". Я когда-то читал о них в ранних девяностых в дугинских журнальчиках – о тонких интеллектуалах, эстетах и эзотериках, борцах с Евросоюзом и американской гегемонией, проповедниках традиционных ценностей, оклеветанных и оболганных силами мирового атлантизма. Впоследствии я познакомился с первоисточниками, почитал партийные программы и особого эстетизма и эзотерики в них не нашёл – как, впрочем, и особых ужасов. Но посмотреть и послушать всё-таки хотелось. Заодно и что-то сказать самому.

И, наконец, скандал, устроенный изряднопорядочной частью публики, меня окончательно убедил: если уж эти товарищи подняли такой кипеш, точно надо ехать, как свободолюбцу и противнику шельмований и огульных охаиваний.

Пропущу бытовые подробности. Скажу только, что добираться до города на Неве, ежели не свезло с билетами на благословенный "Сапсан", как было делом непростым, так и остаётся. Тем более, мы с Надеждой везли с собой огроменную пачку журнала "Вопросы Национализма", с которой пришлось намучиться. Зато Петербург прекрасен, Царское Село - куда меня наконец-то затащили друзья – волшебно, а люди просто прекрасны собою изнутри, извне и ан масс.

Так что начну с того, как я, нервно поправляя галстук, вошёл в фешенебельные недра отеля Holiday Inn, где и происходило действо. Надежда тут же занялась журналом, который надо было принести, доставить и разложить. Я тем временем встал в очередь на аккредитацию и разговорился с Михаилом Черновым, который с Ленты.ру. Он мне, в частности, сказал, что мероприятие обещали бойкотировать антифашисты. Я не очень понял про бойкот – насколько мне известно, это слово означает, что они на мероприятие не придут и других к тому же призовут. Из других источников, однако, выяснилось, что они, наоборот, собирались прийти и даже приходили, но были разогнаны и вроде бы даже побиты. Я им посочувствовал.

Ходя по фойе и здороваясь со знакомыми, я тихонько приглядывался к публике, надеясь опознать фашистов. Нет, я не надеялся, что они приедут в чёрных мундирах и начнут кидать зиги прямо в стеклянные глаза телекамер. Однако у меня всё ещё есть глупая привычка рассчитывать, что люди будут соответствовать хоть каким-то штампам и стандартам. Так что я очень надеялся увидеть хотя бы парочку тяжёлых подбородков, немигающих стальных глаз, идеально прокачанных тел, а то и татуировочку с рунными символами. Однако ничего подобного не наблюдалось. Попадающиеся мне на глаза иностранцы были похожи на типических "общественных деятелей" средней руки. Каковыми они, судя по всему, и являлись. А такие товарищи никаких тату себе не набивают в принципе. "Не та среда".

Забегая вперёд: так оно и оказалось. Собравшиеся были европарламентариями, представителями – а то и руководителями – всяких фондов и центров, и тому подобными понятными людьми.

Без театральных эффектов, однако ж, не обошлось: среди публики присутствовало несколько казачков в форме и несколько человек в камуфляже и т.п. Погоды они не делали, а картину оживляли.

Символом форума стал лебедь, плавающий в луже с очертаниями России. Правда, южная граница лужи-страны была какая-то не такая. Это горячо обсуждалось собравшимися – кто-то искал и не находил в луже Крым, кто-то, напротив, обнаруживал целый Казахстан. Меня же, скорее, заинтересовал сам символ: почему вдруг Россия затоплена и что скрывается в этих водах. Я свернул дискуссию к этому, и кто-то предположил, что в луже скрываются рак и щука. Тут-то всё и разъяснилось – организаторы форума таким образом подчеркнули своё стремление к многополярному и многовекторному миру. Ибо лучшего символа многовекторности и многополярности, чем крыловские герои, покамест никто не придумал. Правда, осталось неясным, где же воз. Но, видимо, он был и ныне там, то бишь под водой.

Не столь весёлыми были разговоры, связанные с пресловутым форматом "неофициальной организации", а также с обычными российскими игрищами "кого пускать, кого не пускать". Люди спрашивали друг друга, приедет ли такой-то и пустили ли к нам того-то. Ответы обычно бывали отрицательными – "нет, этого не будет, вы же понимаете", или "нет, визу МИД не оформил, ну это политика". Я, конечно, понимал, что организаторы тут совершенно ни при чём, а вся вина лежит на тех, кто сверху. Хотя все эти разговоры обычно кончались "спасибо скажи, что вообще разрешили". Я вспоминал либеральные крики о том, как Путин и его банда собирает со всего света фашистов, и мне становилось как-то совсем уж неловко.

Размышляя над всем этим, я сунулся было в зал, где и должно было всё случиться. Но довольно быстро ушёл, так как кому-то вздумалось запустить через колонки какие-то песни патриотического содержания. Меня это, честно говоря, разозлило. Я и на митингах-то этого не люблю, а уж в ситуации, когда люди только собрались и им нужно познакомиться и поговорить, это… "это я уже вообще не знаю что". На мои расспросы "что это такое вообще и как это прекратить" отловленные мною организаторы отвечали "не знаю". В конце концов кто-то мне объяснил, что "у нас тут накладки, опаздываем, вот и включили".

Я упоминаю этот неприятный момент, поскольку он был единственным. Всё остальное было подготовлено как следует. Начиная с размеров зала – поместились почти все, но и свободных мест не было – и кончая синхронным переводом речей иностранцев. Чувствовалось, что с оргресурсом у людей всё в порядке, с возможностями – тоже. Даже пресловутая накладка с началом была, в общем-то, вполне штатной. Может быть, ждали кого-то из спикеров. В наших условиях, когда любая поездка на колёсах по Москве или Питеру превращается в бег с препятствиями – это, считай, "пустяки, дело житейское".

Открыл мероприятие организатор форума и координатор питерского отделения партии "Родина" Юрий Любомирский. Выступал он с огоньком, так что переводчик еле успевал. В конце он упомянул "имперский город Питер" и провозгласил тост (во всяком случае, прозвучало это как тост) "За свободу! За нацию! За родину!" Ну что ж - если бы мне тогда принесли бы шампанского, я б удовольствием выпил за всё за это.

Первым выступал бельгиец Крис Роман, руководитель исследовательского центра "Евро-Русь". Говорил он на русском, и, что называется, душевно, хотя и поскальзывался на некоторых русских оборотах – например, сказал, что Россия и Европа суть орёл, у которого две головы и одно перо. Образ орла с одним пером вызвал улыбки, но в целом речь понравилась: человек призывал к русско-европейскому диалогу, восхищался Петербургом, "городом мостов" и, что особенно характерно, не называл 86% населения России дебилами и уродами.

Дальше выступали прочие, в том числе и я. Если о себе, то я произнёс речь о том, что современные консервативные ценности, в сущности говоря, восходят к ценностям довоенной Европы. То есть к ценностям века пара, электричества и промышленной буржуазии. Каковой век ни в коем случае не нужно идеализировать (колониализм, империализм и всякие прочие бяки тоже оттуда родом), но определённые принципы, институты и т.п. стоило бы почаще вспоминать, а то и реставрировать. Впрочем, не буду увлекаться и писать здесь на эту тему статью – хотя искушение, конечно, велико. Но я его преодолею и скажу вкратце о прочих выступающих.

Увы или ура, но ни одного фашиста, нациста или хотя бы религиозного фундаменталиста я среди них не обнаружил. Ни по смыслу, ни даже стилистически. Никто не впадал в раж, не кричал о превосходстве белой расы, не отрицал Холокост (увы, но эта важная тема была как-то забыта), и вообще ничего такого-этакого не выдавал. Речи их были гладкими, красивыми, обтекаемыми, касались в основном нынешнего состояния Европы и российско-европейских отношений. Острых мест присутствовало ровно два: очень тёплое отношение к Путину и крайне холодное – к гомосексуалистам и прочим половым хулиганам. Впрочем, тут надо делать скидку на то, что Путин им-то лично ничего плохого не сделал, а вот половые хулиганы, видимо, чем-то достали. Однако российским участникам форума проповедь традиционной нраственности показалась чересчур навязчивой, так что ведущий даже спросил у одного из выступавших (кажется, того же Криса Романа), точно ли на Западе происходят те сексуальные ужасы, о которых в России так наслышаны. Крис вроде бы подтвердил наличие таковых, но как-то невнятно. Зато пообещал, что в будущем на Западе можно будет жениться на пингвине. Это прозвучало хлёстко, но всю хлёсткость портило будущее время.

Однако это было и всё. Остальные речи могли бы – с небольшими поправками – произносить какие-нибудь еврочиновники лет пять назад, когда с Россией всё было вась-вась.

Присутствующие журналисты откровенно скучали. Не то чтобы они всерьёз рассчитывали на вкусную зигу или жирную паучью свастику на чьём-нибудь затылке. Но им ужасно хотелось хоть какого-нибудь фашизма. Ну или расизма. Или хоть капельку ксенофобии, которую можно было бы размазать на два абзаца в статье.