Главная тема
16 НОЯ. 2016 | 11:25
Книгораст

Прочел книженцию с пафосным названием "Четыре столетия под запретом" (Сост., вступ. ст. А.А.Болтянского) и спешу поделиться.

Александр Абрамович Болтянский, еще один уличитель и обличитель Иоанна Грозного. Теперь его анналы доступны взыскательным библиофилам.

А.А.Болтянский, которого для процессуальной экономии мы будем называть просто АА, засунул, по его же образному выражению, в один переплет двух англичан – Джерома Горсея и Джильса Флетчера, которым посчастливилось жить в эпоху Ивана "Грозного" и даже лицезреть оного. АА, своя рука владыка, тоже удостоился попасть в сей переплет в качестве автора вступительной статьи.

Из нее следует (со ссылкой на нижележащих англичан), что Пол Пот в сравнении с "Грозным" является просто трудным подростком.

Часть введения так и называемая "Два автора в одном переплете" (название подобающее для Ильфа и Петрова) снабжена эпиграфом: "Умная, толстая и красивая книга мне вполне заменяет собеседника, жену и любовницу". Фраза приписана Вольтеру. Эту шутку АА очевидно воспринял серьезно и буквально. Славно потрудившись, он выпустил свою "толстую жену" в тираж. Ну что же, теперь и мы, как сказал поэт, "потычем в книжку пальчик".

Для начала часть введения. Главка "Апокалипсис и безумный царь".

"Вершили казни и пытки самые отпетые негодяи и бандиты – опричники, с обязательным участием Грозного и под его руководством. Большой знаток и изобретатель пыточных постановок, он гордился, что лично придумал и опробовал более 300 "замечательных" пыток. Но невиданные масштабы казней, точное следование определенным канонам, публичность действ, их театрализованность, зверская жестокость говорят о том, что палач и его подручные ставили "спектакли" по сценарию "Апокалипсиса".

Главка "Живые картинки и мифы о царе Иване Грозном": "Кто писал о нем – никогда его не видел. Кто видел – ничего сказать не мог, так как быстро покидал сей бренный мир". Это не Вольтер и не шутка, это он, АА, сам своим умом дошел. Исключение те, кто видел и успел написать, составляют, как вы уже догадались, Горсей, Флетчер и примкнувший к ним Курбский.

Далее книголюб оповещает.

"В последнее время появился весьма авторитетный документ, который позволяет больше не возвращаться к вопросу об оценке личности Ивана IV и его правления. Это приложение № 4 к докладу митрополита Крутицкого и Коломенскеого Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного… (эти точки не означают сокращение исходного текста, так у АА). Позвольте привести лишь краткие выдержки из этого документа: "…В наши дни нашлись поклонники не только политических приемов, но и нравственного облика Ивана Васильевича… Имя Ивана Грозного используется… как символ политической нетерпимости и особой "народной религиозности", которая противопоставляется "отрицательной религиозности священничества…". Дифирамбы царю-благодетелю Ивану IV и призывы к признанию его выдающихся заслуг в истории России "представляют собой ни с чем несообразное, безграмотное и с исторической и с богословской точки зрения требование". Кажется, прибавить к этим словам нечего".

Я прочитал этот мартиролог трижды. И не нашел даже полунамека на окончательное разрешение вопроса "культа личности". И потом, как же это так нечего прибавить. Помимо вышеизложенного еще 350 страниц с картинками!

Кстати о картинках. Они естественно и в огромном количестве сопровождают текст о злодействах "Грозного". Энциклопедия сцен пыток и казней. Так вот оказывается, что творил этот садист-изувер! Колесование, ослепление, отсечение ушей, не говоря о банальном усекновении головы и прочем членовредительстве. Есть, правда, закавыка одна. Нестыковочка. Однолюб Болтянский не учел, что кроме его "большой и толстой" книги есть и другие. Из них мы с нетерпением узнаем, что иллюстрации к злодействам Грозного заимствованы, в частности, из "Всемирной истории телесных наказаний".

"Чисто конкретно", например, со стр. 91 указанной книги воспроизведена гравюра 1507 года "Казни колесованием, ослеплением, отсечением ушей, рук и головы в Европе". Со стр. 98 воспроизведена казнь способом распиливания пополам. Это все европейское палаческое искусство никакого отношения к Московской Руси "Грозного" не имеющее.

"Документальные" подтверждения злодеяний "Грозного" (взято из "Четыреста лет под запретом" под редакцией Болтянского А.А.)
"Документальные" подтверждения злодеяний "Грозного" (взято из "Четыреста лет под запретом" под редакцией Болтянского А.А.)

Казни колесованием, ослеплением, отсечением ушей, рук и головы в Европе 1508 г. (взято из "Всемирной истории телесных наказаний").Найди три отличия!
Казни колесованием, ослеплением, отсечением ушей, рук и головы в Европе 1508 г. (взято из "Всемирной истории телесных наказаний").Найди три отличия!

Есть соответствующие просвещающие познавательные тексты(1).

В интересах правды-истины я должен признать, что у АА есть и сцена казни, имеющая прямое отношение к Российской действительности. Это все тоже пресловутое колесование. Но дело в том, что "Грозный"-то здесь опять "не при делах". АА снова попал впросак, не приняв во внимание, что кроме его "большой и толстой" книги есть еще "большой и толстый" интернет. Статья в Википедии про колесование написана вполне удовлетворительно. В частности, читаем: "В России этот вид казни (колесование) известен с XVIIвека, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I (подсмотрел в Европах), получив законодательное утверждение в Воинском Уставе".

То, что действительно могло служить характерной иллюстрацией уголовной политики "Грозного" АА в свою энциклопедию русской жизни почему-то не включил. Я имею в виду картину Виктора Муйжеля "Казнь изменников", изображающую трех повешенных с прицепленною для наглядности и неповадности мздою на груди (то, что до сих пор практикуют китайские товарищи).

А теперь немного, собственно, о тексте книги. Начну сразу со второго автора, поскольку про него мало есть, что сказать.

АА недоумевает, почему Елизавета, "королева и девственница", запретила публиковать писания Флетчера (2). Наверное, пишет, боялась нарушить девственность добрососедских отношений двух стран. Почти правильно думал. Кто же публикует агентурные отчеты? А из интересного там единственно, что Грозный якобы считал себя "немцем". Сказал одному англичанину по страшному секрету.

Да и это секрет не секретный. Киевский "звездочет и скопец" Кандыба в "Истории великого русского народа" пишет, что "Грозный" считал себя не просто немцем, а немецким евреем. А ашкеназы жалуются, что он их не пускал на порог границы (см., например, "Тысяча лет культуры ашкеназов").

С "немечеством" "Грозного" все на самом деле просто. Это совсем не те немцы, которые потом стали крестоносцами. "Грозный" вел сою родословную от Прусса, родоначальника поморских русов (росов), откуда и Рюрик. Здесь все просто и логично. И напрасно Флетчер чаял повышения в звании за эти сведения.

Более увлекательно пишет, конечно, Горсей, несмотря на неизгладимое впечатление, что его безжалостно редактировали. Смешно пишет Горсей. Вообще англичане смешно выглядят, когда кого-то поучают гуманизму. "В Англии вплоть до 1542 года отравителей бросали в котел с кипятком, государственная измена каралась повешением и четвертованием, а домашняя костром. В царствование Елизаветы кража гнезда соколов считалась как felonie (серьезное преступление). Недавно еще, в 1833 году, один девятилетний ребенок был приговорен к повешению за то, что разбив стекло, украл на четыре су красок (Г.Ч.Ли "Инквизиция"). А вообще перечитайте про них марксов "Капитал". Шок и трепет!

О "подлый и униженный народ (русские) без искры мужества!", раболепствующий перед тираном, как бы хочет сказать и буквально говорит и восклицает Горсей (или его редактор) на стр. 12, но почему-то в скобках.

А на стр. 44 он описывает свою личную встречу с "Грозным". После вышесказанного мы были вправе ожидать от "невольника чести" рыцарского поступка вроде бросания к ногам Царя легендарной перчатки польским послом Гарабурдой. И что же? Безропотно выслушав и приняв к исполнению поручение к Елизавете "я (Горсей) пал ниц, положил голову на его (царя) ногу (3) и с тяжкой грустью на сердце представил себе очевидные и неизбежные опасности, которым подвергался".

Тот же Горсей считается первоисточником и единственным свидетелем убиения "Грозным" своего сына. Вот что написано про это на стр. 51: "В порыве ярости он кинул в него (царь, естественно, в сына) свой заостренный жезл". А в сноске: "Это позднейшая приписка Горсея, в подлиннике было сперва: "дал ему затрещину в ухо". Согласитесь "кинул жезл" и "дал в ухо" - две большие разницы.

Отдельно следует подчеркнуть, что труд Горсея фундаментальное и неопровержимое доказательство существования в государстве "Грозного" мощнейшей прозападной (включая греков) пятой колонны. Но это отдельная от настоящей статьи тема.

В заключение хочу процитировать заключение Горсея. Оно представляется слабо отредактированным.

"…Царь Иван Васильевич царствовал более шестидесяти лет. Он завоевал в 700 милях на юго-запад от Москвы Полоцк, Смоленск и много других больших городов и замков в областях литовских, которые принадлежали короне польской. Он завоевал не менее городов и замков на востоке Ливонии и в других владениях королей Шведского и Польского. Он покорил царство Казанское и царство Астраханское и все страны и многочисленные племена ногаев и татар черкасских, которые обитают на протяжении двух тысяч миль по обеим сторонам знаменитой реки Волги и даже на юг от Каспийского моря. Он прекратил раболепные почести и дань, которые он и его предшественники ежегодно воздавали Крымскому хану, и посылал ему только небольшую известную плату, чтобы оградить себя от его ежегодных набегов. Он покорил царство Сибирское и все страны, принадлежащие к ней с севера более чем на 1500 миль, так что он много расширил во все стороны свое государство. Количество жителей в России так велико, что она ведет большую торговлю или мену со всеми народами, которые доставляют каждый разные произведения своей страны, чем не только увеличиваются таможенные пошлины и доходы казны, но и поддерживается богатство городов и областей…

…Царь Иван Васильевич устранил двусмысленность и неясность из законов и тяжб и изложил законы на письме самым ясным и простым образом, так что каждому стало возможно понимать их и вести свои тяжбы без стряпчих и за известную большую пошлину переносить без замедления свое дело на рассмотрение суда государева.

Этот же царь учредил и обнародовал единое всеобщее исповедание веры, учения и подчиненности церковных, согласное с учением трехсимвольным, или православным, как русские его называют, которое весьма сходствует с уставом апостольским, соблюдавшимся в первоначальной церкви и подкрепленным на соборе Никейском мнением Афанасия Великого и других лучших и древнейших отцов церкви. Ибо, по сознанию царя и его предков, они заимствовали у Греческой церкви первоначальные и основные правила христианства, древность которых они доказывают тем, что их проповедовали им Св. Апостол Андрей Первозванный и заступник их земли Св. Николай Чудотворец. Но так как Греческая церковь, по причине возникших в ней впоследствии распрей и раздоров, отклонилась с того времени как от догматов учения, так и от обрядов, то царь отделил от нее духовное управление Московское и, следовательно, освободил сие последнее от посылки в Грецию даров и от получения оттуда настольных грамот…

…Среди многих подобных деяний этот царь в свое правление построил сто пятьдесят пять крепостей во всех частях своего государства, снабдил их пушками и гарнизонами. Он построил 300 городов, называемых ямами, длиной в одну милю или две, в пустых и необитаемых местах, наделив каждого жителя участком земли и обязав его содержать назначенное число лошадей на случай потребности для царской службы. Он построил около Москвы красивую, крепкую и пространную каменную ограду, которую уставил пушками с назначенной при них стражей и начальниками.

В заключение скажу о царе Иване Васильевиче. Он был красивой и величественной наружности, имел хорошие черты лица, высокое чело, пронзительный голос, был настоящий скиф: быстр умом, жесток, кровожаден, не знал милосердия, (курсив очевидно цензурное редактирование) сам, по своему разуму, управлял делами как внешней политики, так и внутреннего устройства".

(1) "Одна из самых старинных казней – колесование. Это наказание было известно еще в античности, а в средневековой Европе было весьма популярно. Приговоренному молотом ломали крупные кости, а затем привязывали к большому колесу на шесте лицом вверх. Иногда после этого преступник жил еще несколько дней. В Германии эту казнь подвергли небольшой модификации: преступника сначала привязывали к колесу, а затем ставили его на центральную площадь. Каждый желающий мог поучаствовать в казни и сломать смертнику кость. Гораздо более жутким был другой вид казни – распиливание пополам. Для того чтобы приговоренный к ней прожил как можно дольше, его подвешивали головой вниз на горизонтальном шесте. После этого палач медленно перепиливал осужденного, начиная с промежности. Трудно сказать, насколько жуткой была эта боль, но по свидетельству очевидцев одна такая казнь длилась больше двух часов. Все это время приговоренный оставался в сознании и жутко кричал. Умолкал он только после того, как его распиливали до груди.

Еще одним довольно экзотическим способом казни было высверливание черепа. Приговоренного привязывали к стулу, у которого вместо спинки был длинный столб, на котором крепился винтовой механизм. Его одевали узнику на голову и начинали закручивать болт. Кончик этого винта был остро заточен и в скором времени пронизывал черепную коробку и входил в мозг". ("Всемирная история телесных наказаний").

(2) АА также сообщает, что Флетчера очень хотел опубликовать "интеллигент Луначарский". Но ему якобы запретил не интеллигентный Владимир Ильич. И Сталин, говорил, не опубликовал. Да и вообще в СССР до "оттепели" бытовали такие с позволения сказать характеристики "Грозного":"Государственная деятельность Ивана IV (Грозного) (1547-1584), "человека с сильной волей и характером" /Постановление ЦК ВКП(б) от 04.09.1946 г. о кинофильме "Большая жизнь". Журнал "Большевик" № 16, 1946, стр. 52/, протекала в исключительно сложной внутренней и внешней обстановке. Ему приходилось вести напряженную борьбу с реакционным боярством, выступавшим против сильной государственной власти и тянувшим Русь к старым порядкам, и с многочисленными внешними врагами, постоянно нападавшими на Русь и угрожавшими ее самостоятельности. Политика Ивана Грозного, направленная на укрепление Русского централизованного государства, отвечала интересам развития Руси, отличалась большой целеустремленностью и проводилась решительно. Иван Грозный твердой рукой расправлялся с реакционным боярством, препятствовавшим укреплению государственной власти и внешней безопасности.

Иван IV был выдающимся государственным деятелем и крупным полководцем. Организация первой постоянной русской пехоты, вооруженной огнестрельным оружием, и применение в связи с этим новых способов ведения боя – одно из свидетельств выдающейся полководческой деятельности Ивана IV. Созданием постоянного войска и применением новых способов ведения боя Россия опередила западноевропейские страны. Иван IV всячески развивал производство огнестрельного оружия, в результате чего была создана самая мощная и самая многочисленная артиллерия.

О высоких полководческих способностях Ивана IV говорят проведенные под его личным руководством походы и сражения" (А.А.Строков. История военного искусства. Рабовладельческое и феодальное общество. М.: 1955, Воениздат МО Союза ССР).

(3) Ну зачем же так витиевато. Пиши уж прямо: "Поцеловал сапог тирану".