![]() Александр Абрамович Болтянский, еще один уличитель и обличитель Иоанна Грозного. Теперь его анналы доступны взыскательным библиофилам. |
|
А.А.Болтянский, которого для процессуальной экономии мы будем называть просто АА, засунул, по его же образному выражению, в один переплет двух англичан – Джерома Горсея и Джильса Флетчера, которым посчастливилось жить в эпоху Ивана "Грозного" и даже лицезреть оного. АА, своя рука владыка, тоже удостоился попасть в сей переплет в качестве автора вступительной статьи.
Из нее следует (со ссылкой на нижележащих англичан), что Пол Пот в сравнении с "Грозным" является просто трудным подростком.
Часть введения так и называемая "Два автора в одном переплете" (название подобающее для Ильфа и Петрова) снабжена эпиграфом: "Умная, толстая и красивая книга мне вполне заменяет собеседника, жену и любовницу". Фраза приписана Вольтеру. Эту шутку АА очевидно воспринял серьезно и буквально. Славно потрудившись, он выпустил свою "толстую жену" в тираж. Ну что же, теперь и мы, как сказал поэт, "потычем в книжку пальчик".
Для начала часть введения. Главка "Апокалипсис и безумный царь".
"Вершили казни и пытки самые отпетые негодяи и бандиты – опричники, с обязательным участием Грозного и под его руководством. Большой знаток и изобретатель пыточных постановок, он гордился, что лично придумал и опробовал более 300 "замечательных" пыток. Но невиданные масштабы казней, точное следование определенным канонам, публичность действ, их театрализованность, зверская жестокость говорят о том, что палач и его подручные ставили "спектакли" по сценарию "Апокалипсиса".
Главка "Живые картинки и мифы о царе Иване Грозном": "Кто писал о нем – никогда его не видел. Кто видел – ничего сказать не мог, так как быстро покидал сей бренный мир". Это не Вольтер и не шутка, это он, АА, сам своим умом дошел. Исключение те, кто видел и успел написать, составляют, как вы уже догадались, Горсей, Флетчер и примкнувший к ним Курбский.
Далее книголюб оповещает.
"В последнее время появился весьма авторитетный документ, который позволяет больше не возвращаться к вопросу об оценке личности Ивана IV и его правления. Это приложение № 4 к докладу митрополита Крутицкого и Коломенскеого Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного… (эти точки не означают сокращение исходного текста, так у АА). Позвольте привести лишь краткие выдержки из этого документа: "…В наши дни нашлись поклонники не только политических приемов, но и нравственного облика Ивана Васильевича… Имя Ивана Грозного используется… как символ политической нетерпимости и особой "народной религиозности", которая противопоставляется "отрицательной религиозности священничества…". Дифирамбы царю-благодетелю Ивану IV и призывы к признанию его выдающихся заслуг в истории России "представляют собой ни с чем несообразное, безграмотное и с исторической и с богословской точки зрения требование". Кажется, прибавить к этим словам нечего".
Я прочитал этот мартиролог трижды. И не нашел даже полунамека на окончательное разрешение вопроса "культа личности". И потом, как же это так нечего прибавить. Помимо вышеизложенного еще 350 страниц с картинками!
Кстати о картинках. Они естественно и в огромном количестве сопровождают текст о злодействах "Грозного". Энциклопедия сцен пыток и казней. Так вот оказывается, что творил этот садист-изувер! Колесование, ослепление, отсечение ушей, не говоря о банальном усекновении головы и прочем членовредительстве. Есть, правда, закавыка одна. Нестыковочка. Однолюб Болтянский не учел, что кроме его "большой и толстой" книги есть и другие. Из них мы с нетерпением узнаем, что иллюстрации к злодействам Грозного заимствованы, в частности, из "Всемирной истории телесных наказаний".
"Чисто конкретно", например, со стр. 91 указанной книги воспроизведена гравюра 1507 года "Казни колесованием, ослеплением, отсечением ушей, рук и головы в Европе". Со стр. 98 воспроизведена казнь способом распиливания пополам. Это все европейское палаческое искусство никакого отношения к Московской Руси "Грозного" не имеющее.


Есть соответствующие просвещающие познавательные тексты(1).
В интересах правды-истины я должен признать, что у АА есть и сцена казни, имеющая прямое отношение к Российской действительности. Это все тоже пресловутое колесование. Но дело в том, что "Грозный"-то здесь опять "не при делах". АА снова попал впросак, не приняв во внимание, что кроме его "большой и толстой" книги есть еще "большой и толстый" интернет. Статья в Википедии про колесование написана вполне удовлетворительно. В частности, читаем: "В России этот вид казни (колесование) известен с XVIIвека, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I (подсмотрел в Европах), получив законодательное утверждение в Воинском Уставе".
То, что действительно могло служить характерной иллюстрацией уголовной политики "Грозного" АА в свою энциклопедию русской жизни почему-то не включил. Я имею в виду картину Виктора Муйжеля "Казнь изменников", изображающую трех повешенных с прицепленною для наглядности и неповадности мздою на груди (то, что до сих пор практикуют китайские товарищи).
А теперь немного, собственно, о тексте книги. Начну сразу со второго автора, поскольку про него мало есть, что сказать.
АА недоумевает, почему Елизавета, "королева и девственница", запретила публиковать писания Флетчера (2). Наверное, пишет, боялась нарушить девственность добрососедских отношений двух стран. Почти правильно думал. Кто же публикует агентурные отчеты? А из интересного там единственно, что Грозный якобы считал себя "немцем". Сказал одному англичанину по страшному секрету.
Да и это секрет не секретный. Киевский "звездочет и скопец" Кандыба в "Истории великого русского народа" пишет, что "Грозный" считал себя не просто немцем, а немецким евреем. А ашкеназы жалуются, что он их не пускал на порог границы (см., например, "Тысяча лет культуры ашкеназов").
С "немечеством" "Грозного" все на самом деле просто. Это совсем не те немцы, которые потом стали крестоносцами. "Грозный" вел сою родословную от Прусса, родоначальника поморских русов (росов), откуда и Рюрик. Здесь все просто и логично. И напрасно Флетчер чаял повышения в звании за эти сведения.
Более увлекательно пишет, конечно, Горсей, несмотря на неизгладимое впечатление, что его безжалостно редактировали. Смешно пишет Горсей. Вообще англичане смешно выглядят, когда кого-то поучают гуманизму. "В Англии вплоть до 1542 года отравителей бросали в котел с кипятком, государственная измена каралась повешением и четвертованием, а домашняя костром. В царствование Елизаветы кража гнезда соколов считалась как felonie (серьезное преступление). Недавно еще, в 1833 году, один девятилетний ребенок был приговорен к повешению за то, что разбив стекло, украл на четыре су красок (Г.Ч.Ли "Инквизиция"). А вообще перечитайте про них марксов "Капитал". Шок и трепет!
О "подлый и униженный народ (русские) без искры мужества!", раболепствующий перед тираном, как бы хочет сказать и буквально говорит и восклицает Горсей (или его редактор) на стр. 12, но почему-то в скобках.
А на стр. 44 он описывает свою личную встречу с "Грозным". После вышесказанного мы были вправе ожидать от "невольника чести" рыцарского поступка вроде бросания к ногам Царя легендарной перчатки польским послом Гарабурдой. И что же? Безропотно выслушав и приняв к исполнению поручение к Елизавете "я (Горсей) пал ниц, положил голову на его (царя) ногу (3) и с тяжкой грустью на сердце представил себе очевидные и неизбежные опасности, которым подвергался".
Тот же Горсей считается первоисточником и единственным свидетелем убиения "Грозным" своего сына. Вот что написано про это на стр. 51: "В порыве ярости он кинул в него (царь, естественно, в сына) свой заостренный жезл". А в сноске: "Это позднейшая приписка Горсея, в подлиннике было сперва: "дал ему затрещину в ухо". Согласитесь "кинул жезл" и "дал в ухо" - две большие разницы.
Отдельно следует подчеркнуть, что труд Горсея фундаментальное и неопровержимое доказательство существования в государстве "Грозного" мощнейшей прозападной (включая греков) пятой колонны. Но это отдельная от настоящей статьи тема.
В заключение хочу процитировать заключение Горсея. Оно представляется слабо отредактированным.
"…Царь Иван Васильевич царствовал более шестидесяти лет. Он завоевал в 700 милях на юго-запад от Москвы Полоцк, Смоленск и много других больших городов и замков в областях литовских, которые принадлежали короне польской. Он завоевал не менее городов и замков на востоке Ливонии и в других владениях королей Шведского и Польского. Он покорил царство Казанское и царство Астраханское и все страны и многочисленные племена ногаев и татар черкасских, которые обитают на протяжении двух тысяч миль по обеим сторонам знаменитой реки Волги и даже на юг от Каспийского моря. Он прекратил раболепные почести и дань, которые он и его предшественники ежегодно воздавали Крымскому хану, и посылал ему только небольшую известную плату, чтобы оградить себя от его ежегодных набегов. Он покорил царство Сибирское и все страны, принадлежащие к ней с севера более чем на 1500 миль, так что он много расширил во все стороны свое государство. Количество жителей в России так велико, что она ведет большую торговлю или мену со всеми народами, которые доставляют каждый разные произведения своей страны, чем не только увеличиваются таможенные пошлины и доходы казны, но и поддерживается богатство городов и областей…
…Царь Иван Васильевич устранил двусмысленность и неясность из законов и тяжб и изложил законы на письме самым ясным и простым образом, так что каждому стало возможно понимать их и вести свои тяжбы без стряпчих и за известную большую пошлину переносить без замедления свое дело на рассмотрение суда государева.
Этот же царь учредил и обнародовал единое всеобщее исповедание веры, учения и подчиненности церковных, согласное с учением трехсимвольным, или православным, как русские его называют, которое весьма сходствует с уставом апостольским, соблюдавшимся в первоначальной церкви и подкрепленным на соборе Никейском мнением Афанасия Великого и других лучших и древнейших отцов церкви. Ибо, по сознанию царя и его предков, они заимствовали у Греческой церкви первоначальные и основные правила христианства, древность которых они доказывают тем, что их проповедовали им Св. Апостол Андрей Первозванный и заступник их земли Св. Николай Чудотворец. Но так как Греческая церковь, по причине возникших в ней впоследствии распрей и раздоров, отклонилась с того времени как от догматов учения, так и от обрядов, то царь отделил от нее духовное управление Московское и, следовательно, освободил сие последнее от посылки в Грецию даров и от получения оттуда настольных грамот…
…Среди многих подобных деяний этот царь в свое правление построил сто пятьдесят пять крепостей во всех частях своего государства, снабдил их пушками и гарнизонами. Он построил 300 городов, называемых ямами, длиной в одну милю или две, в пустых и необитаемых местах, наделив каждого жителя участком земли и обязав его содержать назначенное число лошадей на случай потребности для царской службы. Он построил около Москвы красивую, крепкую и пространную каменную ограду, которую уставил пушками с назначенной при них стражей и начальниками.
В заключение скажу о царе Иване Васильевиче. Он был красивой и величественной наружности, имел хорошие черты лица, высокое чело, пронзительный голос, был настоящий скиф: быстр умом, жесток, кровожаден, не знал милосердия, (курсив очевидно цензурное редактирование) сам, по своему разуму, управлял делами как внешней политики, так и внутреннего устройства".
(1) "Одна из самых старинных казней – колесование. Это наказание было известно еще в античности, а в средневековой Европе было весьма популярно. Приговоренному молотом ломали крупные кости, а затем привязывали к большому колесу на шесте лицом вверх. Иногда после этого преступник жил еще несколько дней. В Германии эту казнь подвергли небольшой модификации: преступника сначала привязывали к колесу, а затем ставили его на центральную площадь. Каждый желающий мог поучаствовать в казни и сломать смертнику кость. Гораздо более жутким был другой вид казни – распиливание пополам. Для того чтобы приговоренный к ней прожил как можно дольше, его подвешивали головой вниз на горизонтальном шесте. После этого палач медленно перепиливал осужденного, начиная с промежности. Трудно сказать, насколько жуткой была эта боль, но по свидетельству очевидцев одна такая казнь длилась больше двух часов. Все это время приговоренный оставался в сознании и жутко кричал. Умолкал он только после того, как его распиливали до груди.
Еще одним довольно экзотическим способом казни было высверливание черепа. Приговоренного привязывали к стулу, у которого вместо спинки был длинный столб, на котором крепился винтовой механизм. Его одевали узнику на голову и начинали закручивать болт. Кончик этого винта был остро заточен и в скором времени пронизывал черепную коробку и входил в мозг". ("Всемирная история телесных наказаний").
(2) АА также сообщает, что Флетчера очень хотел опубликовать "интеллигент Луначарский". Но ему якобы запретил не интеллигентный Владимир Ильич. И Сталин, говорил, не опубликовал. Да и вообще в СССР до "оттепели" бытовали такие с позволения сказать характеристики "Грозного":"Государственная деятельность Ивана IV (Грозного) (1547-1584), "человека с сильной волей и характером" /Постановление ЦК ВКП(б) от 04.09.1946 г. о кинофильме "Большая жизнь". Журнал "Большевик" № 16, 1946, стр. 52/, протекала в исключительно сложной внутренней и внешней обстановке. Ему приходилось вести напряженную борьбу с реакционным боярством, выступавшим против сильной государственной власти и тянувшим Русь к старым порядкам, и с многочисленными внешними врагами, постоянно нападавшими на Русь и угрожавшими ее самостоятельности. Политика Ивана Грозного, направленная на укрепление Русского централизованного государства, отвечала интересам развития Руси, отличалась большой целеустремленностью и проводилась решительно. Иван Грозный твердой рукой расправлялся с реакционным боярством, препятствовавшим укреплению государственной власти и внешней безопасности.
Иван IV был выдающимся государственным деятелем и крупным полководцем. Организация первой постоянной русской пехоты, вооруженной огнестрельным оружием, и применение в связи с этим новых способов ведения боя – одно из свидетельств выдающейся полководческой деятельности Ивана IV. Созданием постоянного войска и применением новых способов ведения боя Россия опередила западноевропейские страны. Иван IV всячески развивал производство огнестрельного оружия, в результате чего была создана самая мощная и самая многочисленная артиллерия.
О высоких полководческих способностях Ивана IV говорят проведенные под его личным руководством походы и сражения" (А.А.Строков. История военного искусства. Рабовладельческое и феодальное общество. М.: 1955, Воениздат МО Союза ССР).
(3) Ну зачем же так витиевато. Пиши уж прямо: "Поцеловал сапог тирану".