Гениальный Гоголь пронзил время и увидел современную Украину. |
|
Новая экранизация "Вия" с эстетической точки зрения произвела действительно ужасное впечатление. С точки зрения идеологии примитивная агитка, в написании сценария которой принимали участие лица, посвященные в грядущие (теперь уже частично состоявшиеся) события на Украине.
Где-то в патриотической прессе когда-то читал, что "Александр Невский" был задуман и осуществлён в сложные годы Отечественной войны для возгонки патриотического духа. В действительности фильм вышел до войны, когда с Гитлером, можно сказать, были товарищеские отношения, и появление фильма вряд ли можно было считать политически целесообразным.
Новый "Вий" снят в жанре детектива про Шерлока Холмса. Правда, вместо гениального сыщика действует гениальный же английский учёный (знаем мы этих учёных!), но тоже с недюжинными дедуктивными способностями. Учёный в итоге доискался до истины в деле Хомы Брута, попутно разоблачив все тёмные народные суеверия, воспроизведённые Гоголем в "Вие". Он объявляет, что никакой нечистой силы (равно как и английских шпионов) не существует, это плод больного воображения пьющих до чёртиков поселян плюс отвлекающее театрализованное представление в постановке местных "авторитетных граждан" для прикрытия собственных аморально-уголовных поступков.
Надо сказать, что сам учёный прикидывается законченным атеистом и на вопрос сотника о существовании Бога и Дьявола даёт категорический ответ в стиле поэта Бездомного в теологическом споре с Воландом.
В своих шпионских донесениях в Центр (отправляемых с помощью специально обученных голубей) этот, будем называть вещи своими именами, агент ёрничает над анекдотами типа про оживших в самый неподходящий момент ведьм (живое напоминание явления Тимошенко на Майдане).
Свою собственную подрывную деятельность иностранный консультант начинает с того, что втирается в доверие к хуторянам (подразумевается украинский электорат) и особенно к Правительству (Сотник), и ведет дело так, что вскоре оказывается для последнего жизненно необходимым, вгоняет в долги оказываемыми услугами, приводя фактически к банкротству; отвращает паству от местного духовного авторитета – попа непонятной ориентации, чем вносит окончательную сумятицу в область головы и сердца, погружая территорию в хаос. Заметим, кстати, что место действия "Вия" перенесено на Хортицу, сакральный Центр Силы Украйны, святое для славян место. В подрывной деятельности иностранному консультанту активно способствует местный диссидент Евтух в исполнении Золотухина (пятая колонна), ядовитым шёпотом обзывающий земляков "стадом" и осуществляя другие вредные и неразумные действия, а также пылкий юноша Петрусь (психотип Петрухи из "Белого солнца пустыни"), будущий пехотинец Майдана. Ярко представлены в фильме и коррумпированные казаки-"силовики", продающие Родину и друг друга за иезуитские "серебряники".
Главный герой, агент, как мы его называем, а по легенде "картограф Джонатан Грин" (кстати, "Грин" - жаргонное название доллара) является единственным светлым пятном над всем этим: интеллигентный, симпатичный, цивилизованный, без вредных привычек, к тому же хранящий верность своей родине-матери-жене, будучи даже соблазняемым (безрезультатно) театрализованой разоблачённой (в смысле без одежды) ведьмой. Правда, через занавеску и с хвостом (ведьма была с хвостом).
Таким образом псевдо"Вий" - информационное оружие большой мощности, направленное (в том числе) на моральное уничтожение украинцев в преддверии активной фазы операции "Майдан".
***
Второе, но не второстепенное направление информоружия "Вий" - сам Николай Васильевич Гоголь. Он же Яновский, он же Нос. Как говорил наимудрейший Розанов, славянская деревня заговорена словом Гоголя от разрушения, от чёрных сил, от "кельтов" (не дословно так, но за смысл ручаюсь). Розанов почти ошибся, но надежда есть еще, слово еще теплится. Сильно заблуждаются те, кто считает Гоголя карикатуристом, "чёрным гномом". Он может быть самый великий из проявленных за последние два века. Мои ощущения, что второй том "Мертвых душ" не случайно "сгорел", не случайно не был опубликован до смерти Николая I и предопределил преждевременную трагическую кончину самого Гоголя. Во втором томе Гоголь советует бороться с теневой властью, с коррупцией посредством "быстрого и правого" военно-полевого суда. А Николай Васильевич, напомню, был в авторитете… Только второго тома достало бы для заслуженной ненависти демократической "интернациональной" общественности. Он не скрылся от неё и после смерти. Глумление над его останками (растаскивание при перезахоронении на "сувениры" от лоскутов сюртука, рёбер до черепа) лишнее тому подтверждение. Например, директор кладбища комсомолец Аракчеев присвоил себе башмаки великого писателя.
Об одной из версий исчезновения черепа Гоголя рассказывает В. Лидин: "В 1909 году, когда при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве (в честь 100-летия со дня рождения великого писателя) производилась реставрация могилы Гоголя, Бахрушин (А.А. Бахрушин, собиратель и коллекционер, основавший в 1894 в Москве театральный музей) подговорил будто бы монахов Данилова монастыря добыть для него череп Гоголя.
Таким образом, по свидетельствам очевидцев перезахоронения Гоголя, сейчас его останки покоятся на Новодевичьем кладбище без черепа. Тайна исчезновения черепа Гоголя до сих пор не раскрыта.
Вот что писал Ю. Кузнецов о Гоголе и его "Вие": "К настоящему мифу нужно относиться серьёзно. Мифическое сознание в русской словесности проявлялось по-разному.
Однажды "изобразительный" поэт Бунин наткнулся на иное пространство (стихотворение "Псковский бор"). <…> Но зря он боялся. Никаких сказочных троп, русалок, леших и прочей жути в псковском бору он бы не увидел. Для этого нужно было обладать особым зрением. Оно было у Гоголя. В его повести "Вий" пространство Хомы Брута и пространство Вия совмещены и представляют одно зримое и осязаемое целое. Правда, потом возникло третье, узкое пространство, очерченное белым (святым) кругом: Хома не удержался в нём от немощи веры своей".("Воззрение ", 2003)".
ТАЙНА ГОГОЛЯ
Ожидая небесного знака,
Он вперялся очами во тьму.
Но не вынес великого мрака,
И видение было ему.
Словно синяя твердь отворилась
Над убогой его головой.
Шумно лестница с неба спустилась,
Он ловил ее долго рукой.
Понабилась несметная сила
Между рук и подъятых волос.
Гоготали кувшинные рыла:
- Инда правдой кичился, ты , нос!
- Нет его: показался от страха!
- Раскопаем могилу лжеца! –
Сотряслись осквернители праха,
Не увидя в гробу мертвеца.
Был ли Гоголь? Была ли Россия?
Тихий Миргород? Сон наяву?
- Позовите великого Вия! –
Словно вихорь размел трын-траву.
Темный топот все ближе и ближе,
Замер Вий у святого креста.
- Поднимите мне веки: не вижу!
Вот он! - рявкнул... Могила пуста.
Только лестница ввысь поднималась
В заходящих лучах... А по ней
Где-то сверху еще осыпалась
Пыль земная с незримых ступней.
Юрий Кузнецов