Публицистика
14 АПРЕЛЯ 2016 | 11:21
Мясистый снаряд во рту для подкладки зубам пищи

Две старшеклассницы говорили о певице Анне Герман. "Обожаю эту полячку", - закатила одна из них глаза, не в силах выразить словами свой восторг. Не "полячка", а " полька", поправила девушку баба Аня, живущая с нами в одном подъезде.

Нет, "полячка", огрызнулась девушка, - сама по телевизору слышала: "по-ляч-ка". Мало ли что сейчас по телевизору говорят, вздохнула старушка с огорчением. Сама она, баба Аня, известна местной детворе как Гофман. Кличку эту получила после того, как однажды поправила девочку, приписавшую сказку о Щелкунчике Шарлю Перро. Непонятно почему познания этой пожилой женщины, которая закончила школу в далёкие семидесятые годы, снискали ей не уважение со стороны молодой поросли, а некое чувство отчуждённости. Мне же баба Аня тем и интересна, что начитана, что следит за периодикой, что имеет собственное суждение о делах, происходящих в родной стране. И что мне в ней особенно ценно, что школьница семидесятых говорит на хорошем русском языке, не испытывая при этом трудностей извлечения нужных ей слов из кладезя "великого и могучего".

Но вернусь к сказанному бабой Аней как бы вскользь: "мало ли что СЕЙЧАС по телевизору говорят". И вспомню сама, как и наши учителя советовали нам чаще слушать радио и телепередачи - это хорошие уроки правильной русской речи, наставляли они. Но время идёт, жизнь меняется, и я сильно сомневаюсь в том, что нынешние молодые родители призывают детей к тому же. Прислушайтесь к интервью с госчиновниками. В восьми случаях из десяти они отвечают на вопрос корреспондента, начиная с фразы: "на самом деле", ровно как и молодые наши сограждане, отвечающие на вопрос репортёра о том, например, что они думают о событиях в Сирии. А как часто нам вдалбливают с экрана ТВ: "надо понимать", опять-таки отвечая на конкретный вопрос интервьюера.

Как тут не вспомнить предупреждения нашего учителя по литературе: без нужды не употребляйте в разговоре с другими фразу "вы понимаете?", это может быть неприятно для вашего собеседника. Что бы они сказали, наши бывшие наставники, услышь они с экрана ТВ от очень высокосидящих дядей такие, например, перлы: " мы были не в курсАх", "памятник Пушкина", "это настоящий бардак", "максимально свести к минимуму", "катАлог", "об этом особо следует подчеркнуть", "срока просрачивают", "это продвигает к продвижению", " у меня есть большая опасность"," в этот раз какраз"...

Зато охотно используют, часто невпопад, всякие "мейнстримы", "андеграунды", "флешмобы", "дзены", драйверы", "форс мажоры. А ведь язык - это одежда мысли, и эти лохмотья, в которые их одевают публичные люди, уж очень не вяжутся с их изысканным вкусом в подборе костюмов, часов, галстуков, личных автомобилей. Кто напомнит создателям этих "перлов", что в русском языке есть все мыслимые оттенки, что он беспределен, что он ежеминутно обогащается, потому что - живой. Что когда британский журналист, гость Владимира Соловьёва, говорит в контексте событий на Украине, что "Союз США лезал там и чистил мозгов", а сириец признаётся русским: "Мы вас никогда не будем забываем"- это вызывает просто добрую улыбку, а когда родной русский ошеломляет фразой "Мы забываем, какие, извините за выражение, катаклизмы происходят в нашей жизни" или "это недопустимо, чтобы в реанимации, извините за выражение, лежали там в головных убора", то смех уже имеет другую окраску, потому что слова-то вообще неадекватны их предметной сущности. Повторюсь: все эти претензии адресованы людям, занимающим большие должности и как-то неудобно смотреть на них, беспомощно барахтающихся в безбрежном море родного языка. Смею напомнить им хотя бы завещание Гоголя: "Обращаться со словами нужно честно".

Ещё печальнее наблюдать за тем, как грубо обходятся с языком Пушкина представители от культуры. Эти за пояс заткнут многих губернаторов и политиков, демонстрируя с экрана ТВ хорошее знание дворового языка. Мне нравятся нынешние программы, открывающие путь на сцену безвестным талантам. Помогают им истинные энтузиасты, мастера эстрады, многие из которых мне очень даже симпатичны, потому что - талантливы. Но вот они предстали перед зрителем в новой для себя роли: оценивать уровень мастерства соискателей и - полный "отпад". "Вышел, спел и порвал всех. Здорово!" - пятёрка, значит, да ещё с плюсом. "От тебя такая мощня идёт, молодец"- тоже пятёрка. Обожаемая мною певица, что тоже в жюри, чаще всего "вся в мурашках" от хорошего исполнения молодых конкурсантов. Другая, очень популярная звезда эстрады, обращается к зрителям перед концертом: "Оторвётесь на всю катушку, сама балдею". "Вот чувак даёт!"- с восхищением сказано. Оперная певица, довольная исполнителем, нежно поощряет молодой талант: " Молодец, это было очень вкусно". И опять: "кайфово", "Ё-моё!","Офиногенно ! Вы очень сексуальная".

Казалось бы, ну что здесь вопиющего, люди свободны в выражении своих чувств, эмоций и делают они это по-разному. Согласна. Ничего криминального, Только вот грустно отчего-то. Потому что не могу представить Муслима Магомаева, говорящего: "хорош чувак". Или Марию Пархоменко, "балдеющую от восторга". Грустно потому, что сегодня надо гнать детей от телевизора, когда на сцене выступают юмористы. Как бы оскудел их репертуар, окажись все люди на земле... бесполыми. Потому что сюжеты у корифеев юмора завязаны на... да, вы отгадали. Ну нечем больше рассмешить публику, которая, тоже к грусти большой, аж заходится от смеха, будто в концертный зал веселящий газ напустили. А такие как Баба Аня тоже хохотали, когда Аркадий Райкин на сцену выходил. Поинтересуйтесь, нынешние смехотворцы, как ему удавалось в условиях строгой советской цензуры являть собой класс юмора и сатиры. И поймёте тогда, что пахать нужно глубже, а это не то же самое, что публику смешить. Невольно думается, вот наступят времена (неужели нет?!), когда все перестанут воровать всё, что стянуть можно, и тогда народ засучит рукава и ухнем все вместе, чтоб восстановить отощавшую экономику. Это мы можем, это мы уже не один раз делали, когда нас прижимало. Причём - в кратчайшие сроки. Авралом культуру не поднять, для этого десятилетия нужны. А горизонтов пока не видно. Вопреки здравым призывам привести народное образование в работающую систему, как это было, оно остаётся уродливым, забюрократизированным детищем горе-специалистов.

Короче, "у меня есть большая опасность", что скоро и прения в Госдуме сведутся к разноголосому "Ё моё!"

.