Публицистика
10 ЯНВ. 2023 | 11:46
Хасбулат удалой. Кавер-версия

Гуманизация всех сфер нашей жизни с необходимостью должна коснуться и русского народного творчества.

Если другой увозит невесту, то неизвестно, кому повезло.

Толчком к созданию данного произведения послужила конструктивная критика изначального текста известной песни Змеем Горынычем (всеми тремя головами), запротоколированная Шукшиным в его произведении "До третьих петухов"*.

Даже с точки зрения Змея, которого трудно заподозрить в избытке человеколюбия, подлиннику, преисполненному чрезмерным натурализмом, явно необходима гуманизация.

Зачем ты от меня ушла,
Зачем ушла к другому дяде?
Я первым был на весь кишлак,
А ты смоталась на ночь глядя.

Как дыня спелая, луна
Желтеет на бахче небесной.
Он говорил: "Я твой кунак**,
Мы одного с тобою теста".

Он кушал плов с моей руки,
И из моей вино пил кружки,
И вдохновенные акын
Стихи слагал о нашей дружбе.

Кинжал, винтовка, добрый конь –
Недолго беглецам скитаться.
Настичь и твёрдою рукой
Я покараю святотатца.

Её, как водится, прощу,
А может нет, какого ляда?
Прощать, пожалуй – чересчур,
Чего сбегала на ночь глядя?

Воззвал к молитве муэдзин
И вразумил Аллах: "Послушай,
Ведь ты – поэт, живи один,
Как завещал товарищ Пушкин".

Велик Аллах! О как я мог
Считать свободу за утрату?
Ее уведшего его
Теперь люблю любовью брата.

*"До третьих петухов" Шукшина безусловно ждет серьезного исследования и изучения, серьезной сценической постановки. Здесь столько вопросов обозначено, что думать - не передумать, до конца не дойти, но, ломая голову, безусловно прирастаешь и духовно.

Шукшин показал все культурные срезы в их взаимосвязи и взаимодействии: и классическую русскую культуру, включая культуру народную, которая, несмотря на то, что является истоком всех прочих духовных проявлений, существует как бы на полулегальном положении, требуя всякий раз для своей легализации чиновничьей санкции, и "сакральную" культуру православия, которая, по мнению Шукшина, все-таки производная от народной (не наоборот) (по крайней мере я так понял) и в отрыве от народной культуры становится "интернациональной" и прямо сатанинской.

Показал Шукшин и культуру "массовую", "молодежную", этакий светский срез "свободного от русского народа" православия. Именно эта генномодифицированная "культура" господствует в нашем обществе сегодня, и, так называемое, импортозамещение надо начинать здесь, без этого импортозамещение техническое – "детская игра в крысу", как выражался Остап Ибрагимович. Именно эта "массовая культура" - питательная среда для "искусствоведов" типа Швыдкого, который недавно опубликовал в "Российской Газете" "фундаментальное исследование" под говорящим названием "В культуре импортозамещение невозможно".

Шукшин показывает генезис чиновников от культуры, которые (будучи еще советскими) призванные "воспитывать массы", в действительности способствовали и поощряли распространение "массовой западной культуры" в молодежной среде, в том числе (может и подспудно) чая возглавить и сексуальную революцию.

**Вынужден с прискорбием заметить, что у автора смешались в кучу "кони и люди", Кавказ и Азия. Занимаясь азиатским бытописательством (кишлак), он зачем-то вставляет туда явно кавказского "кунака", хотя по логике должен быть "бача" ("парень" на фарси и тадж.).