Колонка редактора
11 ОКТ. 2012 | 12:24
Экспорт и импорт проблем

Боевые действия на Северном Кавказе идут, не прекращаясь. Можно называть это контртеррористической операцией, можно спецоперациями против бандитов

Однако факт остается фактом – изо дня в день там гибнут люди. СМИ обсуждают появившиеся слухи о том, что армия туда возвращается. Так это или не так – покажет время. Однако предпосылки к тому, чтобы федеральные войска вернулись в регион, существуют. Каковы причины и следствия?

Одна из самых распространенных версий - финансовая. Военные средства всегда были универсальны. Они демонстрируют обществу стремление государства навести окончательный и бесповоротный порядок, обеспечив мир и стабильность. На самом деле политики и бизнес именно военными действиями перераспределяют денежные потоки на вновь открывшиеся нужды и регулируют свой статус.

Некоторые эксперты говорят и о том, что на Кавказе не прекращалась и гражданская война, чего федеральная власть либо не хочет замечать, либо всеми силами старается сохранить видимость прогресса стабильности, называя происходящее уголовными преступлениями, не имеющими под собой иной подоплеки.

Ситуация, скорее всего, гораздо более сложная, чем мы себе представляем. Настолько сложная, что в прессе то и дело возникают слухи о том, что решение о подключении войск для стабилизации обстановки принято, либо будет принято в ближайшее время. На этой неделе журналистское сообщество ожидало официального сообщения по этому поводу от Национального антитеррористического комитета (НАК), который провел очередное заседание в Москве.

Но в среду член НАК, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин опроверг информацию о вводе на территорию Северного Кавказа сил Минобороны. "Вчера обсуждался вопрос безопасности на воздушном транспорте. И я, как глава кавказской комиссии Совета Федерации, нахожусь в постоянном контакте и с руководителями северокавказских республик, и с влиятельными представителями общественности. И никаких разговоров от них о том, что сейчас там ведутся какие-то масштабные контртеррористические операции, не было, и уж тем более не было никаких разговоров о том, что идет какая-то переброска воинских подразделений", - подчеркнул сенатор.

По словам Торшина, "ситуация на Северном Кавказе контролируется, и главари бандформирований сегодня устраняются раньше, чем они успевают что-то спланировать". "Если бы на Северном Кавказе были факты крупных антитеррористических действий, то прикрыть это было бы ничем невозможно, ведь идет мобилизация, перевозка транспорта, перемещение крупных воинских подразделений. И в информационно открытом обществе, каковым является Россия, провести такую операцию в условиях секретности практически невозможно", - заключил член НАК.

Практика показывает: чем убедительнее выглядят уверения компетентных лиц, тем больше вероятность того, что слухи и предположения относительно реального положения вещей все же могут иметь под собой основание.

Например, наблюдатели утверждают, что по боевикам в пригороде Махачкалы во вторник был нанесен авиаудар. Информагентства сообщали, что жители дагестанской столицы были напуганы звуками взрывов, которые они приняли за теракты, которые происходят там регулярно.

Однако самое главное в регионе – это даже не напряженная ситуация с боевиками, а системный кризис. Работы нет, перспектив у молодежи и работоспособного населения – тоже. Социально-экономические показатели - самые отсталые в России. Если армия все же будет задействована, то в борьбе с боевиками это ситуацию улучшит, но проблем региона не решит. Ведь правительство до сих пор так и не приняло программу его развития, постоянно перенося сроки ее подготовки и утверждения.

Премьер Дмитрий Медведев признал, что на развитие Северного Кавказа денег из федерального бюджета не хватает, и посоветовал руководителям субъектов СКФО искать средства на развитие региона, ориентируясь на частные инвестиции. Этот призыв вряд ли будет услышан – ни один нормальный человек не станет вкладывать деньги в регион, где фактически идут боевые действия, и криминал не контролируется ни местной властью, ни федеральной. Замкнутый круг может быть разорван только силами государства, которое, если хочет в принципе сохранить эти территории в составе Российской Федерации, должно создавать промышленность, развивать сельское хозяйство и социальную инфраструктуру. Но и построение счастья в одном отдельно взятом регионе невозможно без развития экономики всей страны и ее децентрализации. В противном случае упаднические регионы могут экспортировать в регионы, где хоть какая-то жизнь происходит, только преступность.