![]() |
|
В третьей четверти 18 века из Карелии в Санкт-Петербург был доставлен гигантский камень. Ученые предполагают, что везли его не один год, и преимущественно зимой: по снегу легче тащить на полозьях многосоттонную глыбу упряжью из нескольких десятков коней.
Примечательно, что никаких свидетельств о том, кто и зачем перемещал эту громадину за много сот верст, ни в одном историческом документе не найдено.
Для огромного камня была выкопана яма на территории имения князя Потемкина ближе к современному городу Пушкину, вокруг ямы построили странное круглое здание с высоким сводом, спрятав от посторонних взглядов дальнейшую работу.
Неизвестно, сколько времени понадобилось, чтобы мастера-камнерезы изготовили из этой глыбы круглую чашу идеальной формы и невероятной красоты. Размер сосуда поражает воображение: в него помещается ровно восемь тысяч ведер воды.
Для чего ее изготовили? Купальня? Совершенно точно - нет. Кому придет в голову вручную заполнять такую "ванну", в которой нет сливного отверстия, а, значит, менять воду в ней - целая инженерная задача. К тому же, в этих красивейших местах есть естественные водоемы, манящие гуляющих прохладной и чистой водой. Да и построить благоустроенную купальню на берегу речки или пруда совсем не сложно.
Прошла четверть восемнадцатого, весь девятнадцатый и почти половина двадцатого века прежде, чем гигантская чаша напомнила о себе самым неожиданным образом.
Во время блокады Ленинграда фронт проходил рядом с усадьбой Потемкина. В самой усадьбе стояли немцы. В это время вокруг здания и в нем самом началась быстрая и скрытная работа. Немцы завезли бетон и стали спешно прокладывать к круглому зданию дорогу, которая сохранилась и сегодня. То, что дорога немецкая, доказывает немецкая маркировка на деталях железобетонных конструкций. Такой прочный, фундаментальный настил, на котором не оставляют следов гусеницы танков, был нужен немцам, чтобы вывезти чашу в Германию.
Оккупированные территории были битком набиты образцами высокого искусства, и, да, немцы не гнушались вывозить эшелонами наше национальное достояние. Но военное мародерство - это одно. Чего ради устраивать дорогостоящую операцию по доставке гигантской чаши в Германию? Ведь даже поднять ее из ямы и погрузить на платформу можно было, только разрушив здание, построенное вокруг нее. Может быть, Гитлер знал что это такое, раз ему так нужна была вещь, которая с точки зрения искусства ничего из себя не представляет, но хранит какие-то иные секреты? Воплотить план не удалось - советская армия перешла в контрнаступление, Пушкин был освобожден, чаша осталась на месте.
Интересная деталь. Эту местность бомбили, не переставая, в течение трех лет. Вокруг было разрушено всё, что хоть немного возвышалось над землей. У здания, внутри которого находится чаша, повреждены только боковые пристройки, являющиеся, по сути, крыльями, через которые можно было попасть в центральный зал с чашей. Сегодня хорошо видны следы от осколков снарядов, пули кое-где отбили от кирпичной кладки куски, но само здание уцелело. Так же, как не пострадала и сама чаша.
Сегодня здесь идут реставрационные работы. Кстати, туристов со всего мира тут всегда много: сам Пушкин, Павловск - города, где практически не бывает мертвого сезона. Но сюда, в старое здание с чашей, никого не возят. Наверное потому, что толком рассказывать о ней нечего, кроме весьма смутной истории ее происхождения. Может быть, есть и другие, неизвестные мне, причины.
Можно было бы поставить точку под знаком вопроса о том, что это такое и почему здесь находится, если бы не еще одно интересное обстоятельство, которое трудно не назвать необъяснимым явлением. Если остановиться возле окна на уровне пояса, откуда видно всё внутренне помещение и сама чаша и не двигаться, то начинаешь испытывать странные ощущения. По телу, спустя минуту начинают бегать мурашки. Никого об этом никогда не предупреждают ради чистоты эксперимента, и все, кто бывал здесь, пережили это состояние. Кроме того, через короткое время ты вдруг начинаешь отчетливо, на физическом уровне ощущать вибрацию. Она совершенно очевидна и не может быть игрой воображения, поскольку каждый, кто стоит рядом, чувствует ее. В то же время, эта вибрация никак не сказывается ни на почве, ни на конструкции здания.
Некоторые ученые предполагают, что к появлению чаши имеет отношение русское масонское общество того времени. Так это или нет - точно не известно.
Кто, зачем и как построил этот удивительный памятник архитектуры и мистики, до сих пор не известно. Доступ к зданию и чаше свободен, никто и никак не охраняет эту постройку, находящуюся прямо за гостиничным комплексом. Увидеть и постоять рядом с чашей можно в любой день.
Странные загадки хранит история. Возможно, разгадка некоторых из них могла бы ответить на многие вопросы.