Общество
01 ФЕВ. 2013 | 13:19
Реальные таджики

Пугающее многонародье современной России ставит в тупик и раздражает коренных жителей. Повсеместная речь на непонятных языках, привычки и традиции, привезенные из стран бывшего СССР, поведение, не укладывающееся в нормы русской этики и морали.

Редакция Контекста внимательно читает информационные ресурсы бывших наших ресурсов. Один из них – интернет-издание таджикского медийного холдинга "Азия – Плюс". Это общественно-политический портал, авторы и читатели которого активно обсуждают не только внутритаджикские проблемы, но и рассуждают на емы, значимые для любого человека. По публикациям этого издания можно сделать вывод о том, как живет современный Таджикистан. Не очень весело живет. Публикации "Азии – Плюс" часто затрагивают и отношения Россия – Таджикистан, и эта тема так или иначе всплывает даже тогда, когда, казалось бы, к этому нет прямого повода.

Таджики – народ рассудительный и остроумный, поверьте мне, я, уроженец Душанбе, могу это утверждать. Крайне редко, почти никогда, ни авторы, ни комментаторы публикаций, не скатываются до оголтелого шовинизма или русофобства. Даже, если тема обсуждения – весьма острая и касается нелегальной миграции, отношения в России к гастарбайтерам.

Сегодня мы решили "включить микрофон", то есть – дать слово самим таджикам. Повод к этому возник, когда я прочитал заметку, опубликованную на "Азии – Плюс" о том, что Таджикистану неизбежно придется перейти на арабский алфавит. Вот несколько выдержек из текста оригинала:

"Переход таджикского алфавита с кириллицы на арабскую вязь рано или поздно произойдет, заявил сегодня на пресс-конференции заведующий сектором лингвистической экспертизы Комитета по языку и терминологии при правительстве РТ Мухаммад Муродов.

В интервью "АП", разъясняя свое заявление, он подчеркнул, что кириллицей невозможно полностью и правильно передать особенности таджикского языка. Он сказал, что переход обязателен, но возможен только в случае увеличения часов изучения арабской вязи в общеобразовательных школах и вузах. В противном случае, считает он, большинство из произведений, написанных классиками таджикско-персидской литературы, останутся неизученными и не понятными для простого народа, а вопрос правописания будет одним из вечных вопросов.

Однако министр образования Таджикистана Нуриддин Саидов 7 января в ходе пресс-конференции заявил, что он является противником перехода таджикского алфавита с кириллицы на арабскую вязь. Министр объяснил свое заявление тем, что переход на данный момент означает возвращение в прошлое.

"Я считаю, что прошлое надо помнить, изучать и уважать, но не надо возвращаться к нему. Идти нужно только вперед. А сегодня "идти вперед" означает, что нужно знать и писать на том языке, который является языком 21 века – язык информации, техники и технологии", - разъяснил министр. Он также подчеркнул, что любит свой язык, свою культуру, тем не менее, смотрит сегодня на "вещи" реалистичным взглядом.

В связи с этим он отметил, что изучение арабской вязи в школах страны находится не на очень хорошем уровне, но все же преподается. "Я сторонник изучения алфавита предков, потому что не знание своего прошлого и своей культуры превращает человека в манкурта. Но я все же против перехода с кириллицы на арабскую вязь", - сказал Саидов.

А теперь мы предлагаем вашему вниманию комментарии читателей АП без изъятий, с сохранением орфографии, пунктуации и порядка их расположения. Мы лишь позволили себе не публиковать комментарии, которые практически дублируют друг друга по основным посылам.

Arietz (не проверено)

01/02/2013 10:31

мдаааааа

Я не пойму у нас что других проблем больше нет....

"В противном случае, считает он, большинство из произведений, написанных классиками таджикско-персидской литературы, останутся неизученными и не понятными для простого народа, а вопрос правописания будет одним из вечных вопросов." сказал Муродов...

вопрос: Господин Муродов ты для чего там работаешь, чем языком болтать сидел бы и переводил произведения классиков на таджикский и на русский и тогда о них не только Таджикистан но и все страны СНГ узнают...

Alex (не проверено)

01/02/2013 10:13

Для Roby...

Русофобией потянуло от Roby. Чем Вам Пушкин насолил?

Bakhadur (не проверено)

01/02/2013 10:08

голос против

Сейчас наши трудовые мигранты нормально говорить не могут по-русски так после этой реформы еще читать и писать перестанут.

Roby (не проверено)

01/02/2013 02:28

Xayam ili Pushkin??

Ya vivirayu Xayama!!!!

stalinbobo (не проверено)

01/02/2013 00:00

spitamen, Дехкон, Согласен, Сухроб Рустамович, tiktak

spitamen - ты хочешь узнать религию арабским алфавитом? А что татары, турки, персы, чеченцы, пакистанцы, индонезийцы, африканские негры говорят или пишут на арабском?

Дехкон - ты на самом деле дехкан из колхоза. Когда существовала арийская раса, не было тогда арабов в живых вообще! Арийская письменность - это совсем не арабская!

Согласен - ты ответь мне на вопрос: какая письменность наших предков?

Сухроб Рустамович - ну вот ты апологет древней письменности переходи сам на нее, тебе этому никто не мешает, а за остальных не решай!

tiktak - к твоему сведению Русский язык превратил наше с тобой средневековое, глиняное и каменное Таджикское байское кланство в индустриальное государство "РЕСПУБЛИКА" (при СССР). К сожалению ее просрали такие же пан-арабы как ты.

Ты назови мне (кроме нефтянных стран) ту страну с арабской письменностью, которые богаче хотя бы Украины!!!

Дорогие т...пые чиновники! Когда ВВП на душу таджикского населения составит хотя бы 30 000 долл.США в год, когда полетит первый таджикский космонавт в космос, когда наша армия будет способна сама оборонять нашу страну, когда хотя бы 90% населения будет обеспечен бесперебойным электричеством, вот тогда можно будет вводить да хоть древнеиндейские письменности.

АП прошу публиковать!

Дилбар (не проверено)

31/01/2013 19:52

Смешно.

Никак не можем усвоить как правильно произности своих ж букв. Уже надоели с "у"и дароз" и "и-зада" и наконец решили выкинуть этих букв с алфавита,(нечем гордиться) а тут кто то решил перейти на арабский. Офи***и?? Мы и так на пол века отстоём от других стран...

tiktak (не проверено)

31/01/2013 17:36

Привет из сонечнного Таджикистана

2 kuzai12 Я извиняюсь за свои слова, но под "жуликов и воров" имел ввиду верхушку РФ (и такого же мнения об РТ и многих стран СНГ), но никак народ России.

а по существу, я думаю что разумный человек не будет спорить о том что, русский язык (тем более таджикский) не является языком науки и прогресса это факт. И меня конкретно не нравится положение моего народа быт гастрабайтером на чужбине, пусть свой дом построить на родине - да согласен, что в таком случий возможно будет несколько революций и волнений, но в итоге должно получиться нормальное государство с нормальными руководителями. ни то что сейчас (20 лет) ни какого отличия от средневековия и местами намного хуже.

2 Damir - было бы у меня столько денег то однозначно я бы профинансировал переход на английский язык. хотя вон смотри флагштоки построили на много больше денег или самый большой библиотека и тд. так что hakuna matata!

Roby (не проверено)

31/01/2013 13:47

Farsi

Дорогие люди, не важно какой шрифт, нашему языку реально чужда кириллица и другие европейские шрифты, очень много проблем связи с этим. На персидском алфавите всё правописание и все остальное давно доведены до совершенства, боязнь того что мы будем читать литературу "не коммунистическую" как тут говорили "арабской вязи" привели что народ перестал быть граммотным мы читали то что нам давали с Москвы в советские времена.Тут очень много противников плавного перехода, есть подозрения что они кроме русского не знают языков. И не надо бояться дефицита информации, многое чего переведено и переводиться на персидский язык, поверьте не меньше чем на русском языке. Вы сможете читать трактаты Авиценны с оригинала а не то что перевел человек с Москвы. Ведь он мог и сделать ошибки в переводе.

Бахром (не проверено)

31/01/2013 12:38

Упс!

Зачем нам арабская вязь когда как больше миллиона наших соотечественников на постоянной основе или больше половины хотя бы раз едут в именно в Россию!?. тогда изучайте русский язык.

-Может арабы бабок кому то обещали? Или просто кто-то хочет остатся просто в истории Таджикистана?

Авестиец (не проверено)

31/01/2013 11:32

to Дехкон

Спасибо, чувак, поржал ))

"Давно пора переходить на арабский! Орём на весь Мир,что мы арийцы,мы великая нация,а сами русской письменностью пользуемся" - кто тебе сказал, что арабский язык - это язык ариев?!

Чувак, если хочешь писать на "арийском", то тебе не на арабском писать надо, учи историю. Арабы уничтожили имевшуюся арийскую культуру, в том числе и внесли свой алфавит в Иран. Так что не надо смешить народ, заявляя об "ариях" и арабском языке, связывая все вместе :)

Damir (не проверено)

31/01/2013 10:55

Уважаемый...

Уважаемый Тиктак - а Вы будете финансировать миллионы долларов для этого? Страна еле еле старается достроить Рогун и снизить цены на бензин, а Вы "ученные" хотите потратить миллионы на переход... супер... это Вы смешны...

Damir (не проверено)

31/01/2013 09:31

Дехкону...

Уважаемый Дехкон = причем тут арабский и Арийцы??? Вы понимаете что пишете? Если Арабы это узнают - Вам в жизни не дадут перейти на ихнюю вязь...))

И если так подумать, если уж Вы такие супер историки и патриоты - то Арабская вязь тоже не наша...

Половина страны или даже больше живет за счет России, а Вы говорите нужно переходить на Арабскую вязь))... и для чего? И как же потом Вы будете изучать Русский язык и работать в России? ... Я сам лично мечтаю о том чтобы мы избавились от "Мардикоризма" в России, но к сожалению это будет постепенно... так что учите то что Вам даст хлеб... раз уж у Вас супер желание, учите сами как это сделал я... рекомендую просто...

tiktak (не проверено)

31/01/2013 08:56

Те кто против вы правда

Те кто против вы правда смешны. Однозначно предлагаю перейти на арабскую вязь, если нет то перейти на английский язык целиком и полностью. Русский язык не язык прогресаа и науки, а язык жуликов и воров.

kuzai12

31/01/2013 10:30

Привет из России!!!

Если русский язык,язык жуликов и воров,то судя по экономическим,политическим,социальным показаниям жизни простого жителя в Таджикистане,таджикский язык является языком жуликов,воров,аферистов,мошенников и т.д. в десятой степени. Так что думай Тик-Такчик,прежде чем писать подобное. Хотя я уверен,что образование у тебя не выше 2-го класса кишлачной школы. Образованный человек такое не напишет.

Дильноз (не проверено)

31/01/2013 08:43

У нас и так народ

У нас и так народ безграмотный, а переход только еще больше ухудшит положение в этом направлении, любая литература доступна на кириллице, чем на тадж-арабском. А Ждать 500 лет пока все переведут считаю глупо:(

Эксперт (не проверено)

31/01/2013 08:32

Вот читаю комменты и понимаю,

Вот читаю комменты и понимаю, что права пословица, сколько волка не корми все равно в лес смотрит. Страна развалена, коррупция везде, а люди думают об абсурдных вещах, перейти на вязь. Вы то на кириллице читать не умеете, еще и на вязь перейти. Да вообще то правильно, а в последующие семь лет создайте союзное государство с Афганистаном и Пакистаном и вернетесь как раз туда, из которого эту страну СССР вытащил.

John (не проверено)

31/01/2013 00:43

кто сказал что мы должны

кто сказал что мы должны перейти на арабском алфавите НАРОД мы должны перейти на фарси ест разница между этими двумя

24653 (не проверено)

30/01/2013 22:58

Представьте себе, студенты

Представьте себе, студенты медуниверситета изучают современную медицину с учебников на арабском вязе. Учебников нет, а переводить на арабскую вяз существующие учебники с абсолютной точностью никто не сможет, короче будет зарождаться поколение медиков-убийц.

А как же будут обстоять дела с учебниками точных наук - математикой, физикой, химией? Короче ожидаем полный вакуум грамотности среди "ученых мужей" после ввода арабской вязи лет на 50 не меньше!

Сухроб Рустамович (не проверено)

30/01/2013 22:10

Поддерживаю г-на Муродова

Полностью согласен с господином Муродовым. Я за постепенный и планомерный переход на классическую письменность. Апологетам "развития и движения вперед" никто и ничто не мешает изучать другие языки и письменность.

Alina (не проверено)

30/01/2013 21:14

Полный бред. Не вижу смысла

Полный бред. Не вижу смысла переходить на арабскую вязь. Столько людей заканчивали школы на кирилице, закончили университеты, работают и что им прикажете изучать арабскую вязь? Пусть введут в школах, но только пусть школьники сами будут выбирать посещать им уроки по арабскому языку или нет. Ну будут в школе изучать арабскую вязь, а когда им придётся писать на кириллице, что они смогут написать? Тем более не стоит забывать что в Таджикистане есть школы, где все предметы преподают на таджикском языке а так же не стоит забывать что многие школьники-мальчики окончившие таджикскую школу едут на заработки в Россию. И что они могут написать на кириллице?

Эскперт думает наверное только о себе, как бы заработать всеобщее внимание.

Что касается таджикско - персидской литературыю Многие книги переведены как на русский так и на таджикский и я думаю не составит труда понять смысл книг.

Мы и так самая отсталая нация в центральной азии, если ещё поменяют алфавит над Таджикикстаном будут смеятся, мы опять попадём в прошлое, нужно идти вперёд со временем.

Roby (не проверено)

30/01/2013 18:36

Japan

И японцам надо переходить на кирилицу ))))

31/01/2013 23:14

Хотел бы поправить .....

НЕ кириллица делает наших земляков глупее или не достаточно образованными. А мы сами, наша лень, наша не дальновидность. ВЫ говорите о переходе на арабскую вязь?-))) Смешно мы до сих пор находимся в клааке, а говорим о всякой глупости вроде перехода на арабскую вязь....Плавный переход станет нам в десятки миллионов долларов, одни обогатятся другие станут беднее, третьи тупее и без работные. А когда бухнут деньги нашего народа, которые между прочим были заработаны на чужбине...то вдруг окажется проект не достаточно продуманным и рентабельным. А денег тю нет. и народ как был в яме так и остался. Правильно говорит Саидов можно изучать свою культуру и язык предков, но в тоже время надо идти вперед, не оглядываясь назад.

Evyb (не проверено)

30/01/2013 16:31

С чего вы взяли что кирилица

С чего вы взяли что кирилица это шрифты науки и техники? Тогда надо переходить на латиницу. А Айни был дан приказ чтоб перейти на кирилицу, он не особо этого хотел.Вы скажите это армянам,грузинам или израильтянам про кирилицу и наскальные шрифты ))). Ребята у вас поверхностные знания. Здесь коменты не рулят!! (((

Дехкон (не проверено)

30/01/2013 14:47

Давно пора переходить на

Давно пора переходить на арабский! Орём на весь Мир,что мы арийцы,мы великая нация,а сами русской письменностью пользуемся. Двойными стандартами живем,господа! Если уж не хочется раскошеливаться на язык и письменность наших предков,тогда насчёт "великой,арийской" язычок надо придержать.

aleks2909 (не проверено)

30/01/2013 13:58

О "предательстве"

Друзья!!!!

В кои то века мы получили нормального министра образования, человека кто старается хоть что то сделать для образования! Предатели это те кто хочет откинуть нас в средневековье! Однажды Таджикистанцы пошли за малограмотными ФИГОЛОГАМИ альтруистами, и что мы получили взамен? Войну! Упадок! Отказ от стратегических строек! теперь мы своим потом и кровью строим то что могли построить в рамках Союза. БАС АСТ КАФОРАВИ!!!

баха (не проверено)

30/01/2013 13:37

министр финансов сказал что

министр финансов сказал что 47% ВВП таджикистана это прислали изза границы в основном с России. зачем переходит тогда на арабские буквы?

Хорезмиец (не проверено)

30/01/2013 13:35

Те, кто рассуждает о

Те, кто рассуждает о настоящем и о насущном, безусловно будут за кириллицу. Тем, кто не безразлична наша будущая трансформация в большую персо-исламскую общность должны и будут за вязью. Это вопрос исключительной важности. Духовность должна формироваться опираясь на традиции "вязи" а ради целей технологической модернизации нужно использовать ресурсы русского языка, но не кириллицы.

spitamen (не проверено)

30/01/2013 13:06

надо

а что плохо еще будем знать арабский -во первых я не против все что говорят о передовых технологиях они все описаны в коране давно а во вторых хоть будут знать свою религию толком и понятнее а то что всегда про желудок и страны державы говорить это не спасение все равно когда нибудь нас там выдворят и скажут хорош гостится

Гуля (не проверено)

30/01/2013 10:57

Не буду повторяться, тут

Не буду повторяться, тут почти все четко написали.

Недавно про казахов написали, что филологам деньги нужны большие. И наши язычники туда кинулись.

36 букв не передают богатство, а арабская вязь с отсутствием гласных передаст.

Министру образования респект!

Mi-28H (не проверено)

30/01/2013 10:03

))))

kak budto etot ekspert nastroil kirilisu v GOOGLE, ))))

viktor (не проверено)

30/01/2013 07:38

не отрывайтесь от народа

У народа нет лишних денег чтобы менять алфавит и переименовывать города и улицы!!!Вы о народе подумайте о детях и пенсионерах!

юлия (не проверено)

30/01/2013 00:31

Уже переходили в 90-х годах.

Уже переходили в 90-х годах. Что то не получилось

Jack (не проверено)

29/01/2013 20:59

Правильно Министр!

Полностью согласен с министром образования! Надо вперед идти и шагать в ногу с прогрессом, а не возвращаться назад в средневековье!

пост читатель (не проверено)

29/01/2013 16:16

переход на арабскую вязь

Неужели этот эксперт "умник" считает что он больше понимает особенности таджикского языка чем великий устод С.Айни?Я удивляюсь как такие люди с таким мировозрением попадают в правительство? Страшно подумать о последствиях этого перехода на арабскую вязь...

Авестиец (не проверено)

29/01/2013 11:49

Кому что - а лысому

Кому что - а лысому расческа... Вы не можете в школах дать нормального образования, при наличии большого количества уже имеющийся литературы на кириллице, а как вы будете обучать людей, используя арабскую вязь? И зачем простому народу сейчас классики таджикско-персидской литературы? На стройках России, в мороз -25 прорабу декларировать?

Занимаются чем попало, но только не обеспечением достойного уровня жизни своих сограждан...

nan (не проверено)

29/01/2013 11:47

молодец

Молодец Саидов!!!

мр (не проверено)

29/01/2013 10:53

разговоры про переход на

разговоры про переход на арабский алфавит очередная глупость бездельников, которые сами ничего не делают и только существуют за счет госзарплаты или грантов. До сих пор подавляющая часть таджиков не понимает что пишут в газетах и что говорят на ТВ и разговаривают на уличном слэнге

shamil (не проверено)

29/01/2013 10:30

Согласен с министром

Подписываюсь под каждым словом министра Саидова. Возвращение к арабской письменности - шаг назад. Сегодня все арабоязычные страны и Иран делают акцент на изучение английского языка, т.к. он является лингва-франкой. А Таджикистане уровень английского невысок, есть сильные культурно-исторические связи с Россией. Давайте хотя бы не терять то, что есть. А эти "комитеты по языку" пусть дальше изучают язык, не надо навязывать свою точку зрения всем гражданам.

PS: Забони модариамро дуст медорам ва эхтиром мекунам, лекин ояндаи мо дар хатти араби нест.

клевый (не проверено)

29/01/2013 09:08

я предлагаю вернуться ко

я предлагаю вернуться ко клинописи! вот настоящая письменность арийцев!

ржач))) "пуля в проводах" не одинока)))

freedom (не проверено)

29/01/2013 08:39

Уважаю Министра

Спасибо Министр

душанбинка (не проверено)

29/01/2013 05:35

Что значит неизбежен. Мы и

Что значит неизбежен. Мы и так отстали, когда отказались от русского. Вы понимаете, что такое перейти на арабскую вязь. Мы что так богаты? Представляете сколько нужно денег, чтобы опять хотя бы документацию на нее перевести. У нас итак растет число безграмотных. И где вы возьмете столько математиков , физиков и т.д., которых нужно переучить. Язык должен быть функционален. Развивайте то, что есть. А арабскую вязь оставьте специалистам филологам. Это всегда небольшая группа специалистов. Когда мы начнем думать головой!

тима (не проверено)

29/01/2013 01:44

представляю

Представляю что будет если Таджикистан передет на арабскую вязь. Ну в принципе если наши ребята так хотят самобытности - они ее получат! Только это не исправит социально-экономическое положение страны, а только ухудшит!

Сухроб (не проверено)

29/01/2013 00:32

Да пусть переходят хоть на наскальные рисунки

Да пусть переходят хоть на наскальные рисунки

В таджикских школах уже толком не могут ничему научить а арабской грамоте - тем более

Полно неграмотных выпускников - читать не умеют кишлочники -таким только копать и таскать

А тут в России введут обязательное знание Русского языка и Русской Грамоты -остальные не нужны !

А незнающих Русского просто не пустят в Россию еще в аэропорту

А в Арабские страны даже авиарейсы отменили - не нужны там таджики вообще.

И будут простые таджики неграмотны как и раньше и единственный грамотный человек в несколько кишлаков - мулла будет читать бумаги и требовать за это мешок муки или барана

Правильной дорогой идете !

Да пусть переходят хоть на наскальные рисунки

Mukhammadi (не проверено)

28/01/2013 19:07

Работникам....

Работникам Комитета по языку и терминологии и вообще филологам таджикского языка не чего больше делать. А если хотят изучить произведение наших предков, то лучше начать сразу от языка, который существовал до арабской вязи. Будто от полностью и правильного передачи особенности таджикского языка, наша экономика и жизнь станет лучше. Кроме этого, почему то до сих пор произведение наших предков переведенных на кириллицу простой народ понимал, а теперь он думает, что простой народ не понимает эти произведение.

Bobo (не проверено)

28/01/2013 18:42

"Уважаемый" министр

"Уважаемый" министр Сегодняшний реальность хуже средневековия и проблема не в алфавите, а в том что вы уже 20 лет не может дать достойное образования уже 2-3 поколниям наших детей.

Перейти нужно обязательно! только предатели родины могут сказать такое.

горец (не проверено)

28/01/2013 18:07

Уважаемые товарищи умники

Уважаемые товарищи умники желающие перейти на арабскую вязь.

Скажите мне пожалуйста сделали ли вы анализ какой процент сейчас в таджикистане может писать и читать не на русском а на родном языке??????

Вы еще хотите чтобы они перешли на арабскую .... сделайте анализ и мы с вами продолжим беседу.

Timur (не проверено)

28/01/2013 17:49

Ужас

Уважаемый Мухаммад Муродов, видимо очень хочет остаться в истории. Если мы еще раз поменяем алфавит, мы откатимся еще на сотню лет... прав министр образования! нужно уже идти только вперед!. менять в течение 100 лет трижды алфавит - это не выдержит ни одно общество