Общество
01 АПРЕЛЯ 2013 | 12:29
Приручение насмерть

Мало кто знает, но не вся часть человечества стремительно уходит от матушки природы в строения из стекла и бетона, заводит латексных подруг и механических собак и кошек, которые, если что, еще и дома могут прибраться.

Правда, интерес живых и предприимчивых умов ученых часто бывает направлен не только на то, чтобы приблизиться, или хотя бы не слишком отдаляться от общей экосистемы планеты. Известно, что значительная часть открытий на широкой дороге постижения явлений природы связана с попыткой управлять тем, чем управлять, на первый взгляд, просто невозможно.

Тропа войны, ведущая к власти и богатству, никогда не зарастет сорняками. Увы, мы и дальше будем совершенствоваться в способах максимально эффективного нанесения урона себе подобным.

Редакции Контекста стали доступны и исторические факты удивительного взаимодействия человека с плохо изученным животным миром, и новейшие изыскания в этой сфере.

Для нас давно не являются удивительными факты использования в своих целях кошек, собак, дельфинов, свиней, коров, кур – всех тех, кого мы любим и едим. Но мало кто знает, на что способны другие представители животного мира, которых, казалось бы, никто и никогда приручать не пытался. Оказалось, что это не совсем так.

Вот только два примера непостижимых человеческих достижений в дрессировке меньших братьев по разуму. Совершенно точно известно, что древние финикийцы каким-то образом умели приручать комаров. Каким образом им удавалось организовать контакт, создав еще на уровне личинок коллективный управляемый разум – неизвестно. Известно лишь то, что стаи комаров они использовали как грозное оружие против врагов.

Современные ученые теряются в догадках как жрецам- дрессировщикам древности удалось заставить работать в другую сторону естественную рефлексию кровососущих. Тем не менее, известен способ применения комаров по цели. Нескольким коровам специально обученные финикийские специалисты в ночь перед битвой впрыскивали под кожу смертельный яд растительного происхождения – нуказу. Как именно управлялись комары – вербально или с применением природных семиотических способов, сегодня неизвестно. Но известно, что по команде главного жреца, отвечавшего за моральное состояние духа воинов, комары бросались на убитых коров и всасывали ядовитое вещество. А наутро тысячи врагов, располагавшихся лагерем напротив, оказывались мертвы: они были покусаны комарами, которые не сосали их кровь, как положено природой, а впрыскивали яд.

Говорят, что последнее сокрушительное поражение финикийцы потерпели поздней осенью в Передней Азии, когда период активности комаров закончился, и изнеженное легкими победами войско было наголову разбито.

Еще один удивительный случай из истории приручения. В середине девятнадцатого века по России гастролировал известный дрессировщик Николай Костянов. Особенным успехом пользовался его коронный номер – черепахи без панциря. Они танцевали под музыку на задних ногах и довольно грациозно перепрыгивали через невысокие препятствия на арене. Только после смерти дрессировщика стал известен варварский способ, которым он пользовался, приручая экзотических пресмыкающихся. Он прикреплял их к полу таким образом, чтобы они не могли двигаться, а на расстоянии двух шагов клал перед черепашками свежие листы с капустой и ставил плошки с водой. Черепахи, спустя неделю такого истязания, были вынуждены вылезать из панцирей и тут же наедались, после чего, заметно прибавив в размерах, не могли сразу же влезть обратно в свои панцири. Этим и пользовался Костянов, дрессируя беззащитных голых черепах. Правда, сколько бы после Костянова не пытались повторить знаменитый номер другие дрессировщики, у них так ничего и не получилось. Сегодня от знаменитого номера остались только афиши, хранящиеся в музее цирка. Разглядывать их жутковато, но это – свидетельство истории.

Мы мало и плохо знаем тех, кто живет рядом с нами – тараканов, птиц, крупнорогатый скот. В то же время во всем мире в секретных лабораториях проводятся эксперименты, последствия которых, возможно, нам суждено испытать на себе.

Редакции Контекста попала в руки фотография, которая переворачивает наши представления о возможностях генной инженерии. Перед вами – сложный результат генной мутации – рыба-свинья. Сочетая в себе качества обитателя воды, а также обычной свиньи, это существо отлично живет как на суше, так и в воде. Ценное мясо и неприхотливость в содержании, как утверждают израильские ученые, делает эту разработку крайне перспективной – плодовитость нового животного очень высока, поэтому уже сегодня ведутся изыскания в сфере промышленного производства армейских консервов.