Общество
14 АПРЕЛЯ 2014 | 14:11
Правда и борьба с ней

В гостях у Контекста художник Борис Ольшанский. Любители живописи знают его как одного из самых глубоких и успешных художников-славянистов.

Сеча на Днепре. Художник Борис Ольшанский.

Фантазия и мастерство, с которым он изображает древнюю Русь, поставили его в один ряд с классиками русской живописи. Сегодня мы разговариваем с замечательным мастером и о живописи и том, как живопись может стать причиной преследования за "инакомыслие".

Художник Борис Ольшанский
Художник Борис Ольшанский

- Борис Михайлович, Ваше имя неожиданно всплыло в экспертизе, результатом которой стал запрет на показ на территории РФ фильма Сергея Стрижака "Игры Богов". Мало того, что сама экспертиза является выдающимся образцом глупости и некомпетентности, так еще и Вы лично там фигурируете как человек, который едва ли не сатанистские картины пишет. Стрижака прямо обвиняют в том, что все материалы, которые он показывает в своем фильме– пропаганда сатанизма. Это буквально написано черным по белому.


Великий пан (художник Михаил Врубель) умер, прочитав липецкую экспертизу.
Великий пан (художник Михаил Врубель) умер, прочитав липецкую экспертизу.

- Что я могу на это сказать? Возражать против очевидной глупости очень сложно. Не говоря уже о том, что в интернете гуляет такое количество по-настоящему страшных сатанистских фильмов и видео экстремистского содержания.

- Возможно, как раз объясняться-то придется. Хочется просто узнать: во сколько вы начинаете есть христианских младенцев, во сколько пить кровь мусульманских детей, ведь чуть ли не в этом Вас обвиняют липецкие эксперты.

- Ну, значит подействовали мои картины! Это хорошо! (Смеется)

- В любой другой ситуации задавать эти вопросы было бы просто глупо, потому, что художник рисует то, что нарисует. Более того! У нас в стране полным-полно художников, которые придерживаются исключительно сатанинской направленности своих работ. И ничего! Вывешивают! Люди ходят на выставку, где дьявол с красными глазами, где горы трупов, где канонизировано зло!

- Это правда, и художники это объясняют видением внутренней трагедии мира. Но мне кажется, что это просто какое-то больное сознание.

- Что касается Вашего творчества, то я так понимаю, любой человек, который хоть как-то интересуется живописью, понимает, что с Вами, как с художниками, ничего не случится. Ваши картины популярны, на Ваши выставки ходят люди, картины покупают. А как Вам сама постановка вопроса, когда Ваши картины становятся иллюстрацией такой экспертизы?


- Наверно, это, скорее всего, заказное дело. Кому-то сильно мешает фильм о русских и русской истории, о нашем духовном возрождении.

- Кому?

- Кому? Это теневые, как правило, структуры. Хорошо финансируемые, располагающие огромными средствами.

- А для чего, по-Вашему, это? Вот, хорошо, давайте приведем как данные, что вот есть определенные структуры, в которых возрождение национального сознания не надо?

- Для того чтобы русский народ так и оставался быдлом. Если взять средневековье, то насколько был духовно богат русский человек! Почитайте наши былины. И почитайте западные средневековые опусы. Там они идут в поход ради наживы. "Заработать деньги" - ограбить, украсть. Смысл наших былин - прославлять богатырей, которые идут защищать свой народ, свою родину, свою землю…

- Да еще и других!

- Да, и других, и не только никакой мзды за это не берут, но даже и не думают на эту тему. Для них главное духовное было содержание. А сегодня у нас Бог - нажива, только Мамона люди поклоняются на Западе и хотят, чтобы только деньгам поклонялись мы. Тогда нами очень легко будет управлять. И культура соответствует идеологии: посмотрите, что по телевизору и в средствах массовой информации? Вот где сплошной сатанизм! Неверие в Бога, в светлые силы, пропаганда крови, насилия и прочее, и прочее, и прочее…

- Я хочу вернуться к экспертизе. В ней красной нитью проходит мысль о том, что коль скоро Сергей Стрижак рассказывает о дохристианской Руси и о богах, которым поклонялись русские, то он и пропагандирует борьбу с христианством. Основной посыл экспертизы получается такой: "Кто не христианин – тот враг". Получается, что любой художник, и Вы в том числе, который интересуется жизнью дохристианской Руси автоматически попадают в то число экстремистов и врагов Отечества. Расправиться! Не дать писать картины! Вам не кажется, что ситуация может развернуться таким образом, что работать будет невозможно?

- Я думаю, что до такого уж не дойдет, но неприятности могут возникнуть большие. Это же настоящее мракобесие. Что ж, тогда всё античное надо уничтожать! А вы посмотрите на итальянцев – как они, будучи католиками, берегут римскую дохристианскую историю! И сколько у нас было уничтожено памятников русской культуры, которым не было цены по их значимости для мировой цивилизации! Сжигали ведь возами все эти берестяные грамоты! И оказалось, что мы свою историю начинаем только с десятого века. А до этого времени кто мы были? Полуголые, полуоборванные полузвери? И только с принятием христианства мы увидели свет и облегченно вздохнули?

Конечно, это неправда. У нас за плечами несколько тысячелетий своей истории. И не просто, как нам раньше рассказывали, раздробленные княжества, а объединенная империя. Возьмите поход Олега на Византию 907 года. Он же фактически поставил на колени мощнейшую, как они о себе думали, державу того времени. Откуда столько войска и сил? Из разрозненных полудиких княжеств? Любой князь не повел бы людей на верную гибель. А в походе участвовали и варяги, и славяне, и русы. Это 80 000!!! По тем временам огромнейшее войско. Было государство, объединяющее монголов, татар, печенегов. Все факты нашей истории аккуратно уничтожены. Все это зарыто в землю. Сожжено. Разрушено и предано забвению.

Русь великая. Художник Борис Ольшанский.
Русь великая. Художник Борис Ольшанский.

В какой-то мере это естественно: любая империя начинает с того, что уничтожает прежнюю. Ведь когда-то и наша история начиналась только с 1917 года. Остальное было просто не нужно. Ведь прошли мы это. А сейчас нам разрешили себя помнить аж с 10-го века. Прогресс.

- А дальше и глубже пойдем?

- Конечно! Уже сейчас доказано существование Гипербореи и Атлантиды, и это тоже наша история. И нам придется ее познавать заново, ведь от нас отрезали целый пласт культуры. Я, как глубоко верующий человек, считаю, что пока мы не попросим прощения у наших предков, которые были забыты, возрождения не будет. Каждый сам решает, во что верить и возрождать ли ему внутри себя прежних богов. Но помнить, знать и любить их как часть себя и своей истории просто необходимо. Мы обязаны, как и все нормальные люди на Земле относиться к своему прошлому с уважением. Если мы этого не сделаем, то так и будем жить в неурядицах и бездуховности.

Я уверен, что именно поэтому и погибали цивилизации, не поняв, что нужно хранить наследие предков – культуру, религию, представления о том, что хорошо и что плохо. Какая сейчас на планете по счету цивилизация – пятая, шестая? Отчего они погибли? Рим, та же античная Греция, Шумерское царство? Как только начиналось духовное разложение, люди переставали почитать богов высшей силы и начинали предаваться скотским удовольствиям, цивилизация загибалась.

- Вот такая иллюстрация к тому, что Вы говорите. Несколько лет назад Иран, поскольку, в зону его влияния входит Таджикистан, пытался построить некую новую духовную общность, сделав Душанбе столицей просвещённого ислама. Таджики были не против, но не захотели отказываться от зороастрийского культурного наследия: музыкальные инструменты, элементы бытовой культуры и праздников, в частности, прыжки через костер, и от много другого, что, в общем, демонстрирует зрелость национального самосознания.

- Там ситуация немножко другая. Все-таки там тотального уничтожения такого цвета нации не было, как у нас в 17-м году. Был уничтожен самый мыслящий слой нации. А в национальных республиках, напротив, поддерживался интерес к истории и традициям предков. Несмотря на то, что я человек православный, я уверен, что без почитания рода своего и своих корней мы обречены.

- У нас более глубокое содержание. Его трудно понять инструментом одной веры?

- Думаю, да. И христианство сравнительно молодая религия, а история у нас значительно глубже, чем может охватить история религии. Поэтому нам необходимо вернуть и дохристианские ценности тоже. Иначе с новым купеческим сознанием нам несдобровать.

– Вернемся к экспертизе. Вы не боитесь, что упоминание в ней Вашего имени и творчества могут сказаться на Вашей жизни в целом?

- Волков бояться - в лес не ходить. Чего бояться? Господь с ними. Ведь сила в правде. В Боге. Они творят грязное дело: уничтожать национальную культуру – это большое преступление. Большой грех. А я как человек, считающий себя сыном моей земли родной, просто не имею права не высказать свою позицию, свои взгляды, не показать народу кто мы, что мы и откуда. Так что все нормально.