Общество
02 ИЮНЯ 2014 | 15:36
Как русские болгар отвоевали

Замечательная штука история. Всем известно, что она повторяется, но акценты, расставляемые однажды как-нибудь и кем-нибудь в чьих-то интересах для "текущего момента" веками мешают всем остальным выделять параллели и находить ответы на давно решённые вопросы.

Так древние художники изображали болгарский поход Святослава.

Когда речь заходит о Святославе Хоробром Игоревиче, великом князе киевском в Х в., все вспоминают, что он победил хазар и уничтожил Хазарский каганат как государственное образование и субъекта евразийской политики.

Прочие последствия представляются само собой произошедшими от данной причины, и чуть ли не естественным образом. И только изредка, в моменты крупных политических потрясений, возникает стремление к анализу дел давно минувших дней, как связанных с решением вопросов одного и того же свойства. Некоторым счастливчикам удаётся обнаружить готовые решения – и даже прямо в начале задачника. Так было и в XIX веке, когда русская интеллигенция на фоне русско-турецкой войны за освобождение Болгарии обратилась к опыту Святослава в установлении взаимоотношений с западными соседями.

Оказалось, что великий киевский князь Святослав, при всей своей молодости, дерзости, "походности" и воинственности, был не только воином, но и дальновидным политиком, а его походы в Болгарию были не авантюрами, а геополитическими образчиками.

История про посольство патрикия Калокира, предложившего Святославу от имени греков изрядную "взятку" за войну против Болгарии, известна из византийских источников. Оттуда же известно, что Святослав предложенную сумму взял и даже войной на Болгарию пошёл. Причины, побудившие греков подвигнуть руссов к войне с соседями, обычно замалчиваются, либо определяются какой-нибудь нелепостью – вроде того, что византийцам, якобы, понадобилось освободиться от дани и они решили нанять Святослава в качестве разбойника-"гастролёра".

В действительности же греки и без посторонней помощи прекратили выплату дани, фактически аннулировав результаты побед болгарского царя Симеона, используя своё влияние на его сына, царя Петра. Зато владения Святослава после побед над каганатом и присоединения земель, стали непосредственно граничить с территориями, подконтрольными Византии, в частности - в Крыму. С этой точки зрения затеянное греками мероприятие сулило много близких выгод: Святослава занять войной, Болгарию с политической арены устранить, руссов и болгар во взаимных бойнях истощить, обеспечить себе безопасность и на северных, и на восточных окраинах.

Вот только итоге оказалось, что это византийский император Никифор Фока – солдафон, размышляющий на один шаг, а Святослав – более политик, чем воинственный дикарь.

Тавроскифы (как греки именовали руссов) в Болгарию пришли, но военные таланты Святослава обеспечили почти бескровное "покорение" болгарских городов. На фоне демонстративно-повелительного отношения византийцев к царю Петру (что воспринималось болгарами как унижение), Святослав использовал благожелательное отношение болгар к руссам и неприязнь их к грекам, причём не только простого населения, но и знати. А на фоне скромных потуг самого Никифора в атаках на болгарские поселения, поход Святослава вовсе выглядел триумфальным шествием. Причём, придя в Болгарию, Святослав вовсе не занялся разорением и разграблением страны, а повёл дела вполне себе по-хозяйски. И уходить не собирался.

Как-то всё это выглядит свежо… как и не прошло тысячи лет.

В итоге византийский император вместо братоубийственной свары между народами к выгоде греков, получил себе и воспрянувших болгар, и сильного Святослава с ещё одного "бока" - да так ощутимо, что пришлось и Константинополь готовить к обороне.

В следующем походе русы и болгары уже вместе сражались с византийцами, и тем оставили навсегда пример эффективного союзничества братских народов, противопоставленного злокозненным политическим хитростям средневековой "сверхдержавы".

Если как следует покопаться в истории, то обнаружится, что герои минувшего оставили нам принципы решения всех вопросов с соседями и братскими народами. Всё уже было, а значит, - нам надо только вспомнить.