Общество
29 ЯНВ. 2018 | 16:38
Отсекая лишнее

Подняться в небо - вот работа.Подняться в небо - вот это труд.

Селивановы - дед Николай и внук Илья.

Нет ничего проще, чем создать скульптуру. Достаточно воспользоваться ноу-хау Буонаротти. Взять камень и отсечь от него всё лишнее. Но "камень" это не только исходный материал, без которого не существует яви, это еще и тяжесть, инерция, косность человеческая, влекущая на дно, в небытие, в "холодный сон могилы".

От этого лишнего и надо освободиться, без этого невероятно творчество, это в каком-то смысле и есть само творчество.

Ночь, что так сладко пред тобою спит,

То ангелом одушевленный камень:

Он недвижим, но в нем есть жизни пламень,

Лишь разбуди - и он заговорит.

- Молчи, прошу, не смей меня будить.

О, в этом век преступный и постыдный

Не жить, не чувствовать - удел завидный...

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

(Стихотворение приведено в книге Стендаля "Жизнь Микеланджело" перевод Фёдора Тютчева).

Эти заметки навеяны просмотром фильма Владимира Паршикова "Селивановы. Мы дома".

...Кадры открытия памятника Святославу в Серпухове. Спадает покров. Крики радости рождения нового мира.

Собственно процесс всматривания в фильм и есть путешествие, открывающее новый мир, новое пространство, новый космос, приоткрывается завеса таинства освобождения, отсечения лишнего, по чуть-чуть, до мельчайших деталей, до совершенства.

Скульптор Василий Селиванов: "Искусство - это всегда "на чуть-чуть".
Скульптор Василий Селиванов: "Искусство - это всегда "на чуть-чуть".

Не пытайтесь повторить этот эксперимент легкомысленно, освободившись от всего ненужного - вы, быть может, растворитесь в небытии.

После того как искусствоведы исчерпали хвалебные эпитеты, а публика утомилась рукоплескать режиссеру, слово узурпировал 9-летний сын Селиванова Василия. "Это не человек!" - сообщил он изумленной публике свое экспертное мнение, объясняющее всеобщую эйфорию (В каком-то смысле Володе Паршикову не повезло. Вряд ли когда-нибудь еще он удостоится столь высокой оценки своего творчества ("Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь. Я знаю, я"). А ведь действительно сверхчеловеческое, слишком сверхчеловеческое было явлено в этот вечер в Белом зале Дома Кино.